Найти в Дзене
Канал «О!»

«Не пойду в школу!» Что делать, если первоклассник отказывается учиться

«Мам, может, я сегодня дома останусь? Пожалуйста…» Наверняка многие родители узнали своих первоклашек. Тяжёлый подъём, медленные сборы и бесконечное «Не хочу!». Детей можно понять, но в такие моменты мама и папа теряются: это просто капризы или сигнал о более серьёзной проблеме? Психолог «Онлайн-школы № 1» Кира Гольдштейн рассказывает, как распознать истинную причину утренних истерик и что делать, когда они повторяются изо дня в день. Причин может быть несколько, и чаще всего — это естественная реакция на стресс и перемены. Вчерашний дошкольник оказывается в мире правил и расписаний, где нужно сидеть за партой, слушать учителя и соответствовать ожиданиям. Для одних детей это захватывающее приключение, для других — испытание. Плач по утрам в первые недели или даже месяцы — нормальная часть адаптации. Но есть нюансы. Если отказ идти в школу сопровождается тревожностью, жалобами на боли в животе, нарушениями сна, а слёзы становятся ежедневными и не проходят даже спустя несколько недель, э
Оглавление

«Мам, может, я сегодня дома останусь? Пожалуйста…» Наверняка многие родители узнали своих первоклашек. Тяжёлый подъём, медленные сборы и бесконечное «Не хочу!». Детей можно понять, но в такие моменты мама и папа теряются: это просто капризы или сигнал о более серьёзной проблеме? Психолог «Онлайн-школы № 1» Кира Гольдштейн рассказывает, как распознать истинную причину утренних истерик и что делать, когда они повторяются изо дня в день.

Почему первоклассник отказывается идти в школу?

Причин может быть несколько, и чаще всего — это естественная реакция на стресс и перемены. Вчерашний дошкольник оказывается в мире правил и расписаний, где нужно сидеть за партой, слушать учителя и соответствовать ожиданиям. Для одних детей это захватывающее приключение, для других — испытание. Плач по утрам в первые недели или даже месяцы — нормальная часть адаптации.

Но есть нюансы. Если отказ идти в школу сопровождается тревожностью, жалобами на боли в животе, нарушениями сна, а слёзы становятся ежедневными и не проходят даже спустя несколько недель, это уже повод внимательнее присмотреться к состоянию ребёнка.

Ошибки взрослых
«Вытирай слёзы и мигом собирай портфель!» — фраза, которую любая мама может выкрикнуть в порыве эмоций. Однако за этой фразой стоит не просто указание, а пренебрежение чувствами ребёнка.
В попытках помочь родители часто допускают три типичные ошибки:
· Сравнивают («Вот твой брат в твоем возрасте бежал в школу»)
· Запугивают («Будешь дома сидеть двоечником!»)
· Обесценивают («Ну чего ты, ерунда какая!»)
Все эти фразы лишь усиливают тревогу и ощущение несостоятельности. Для ребёнка это не ерунда, а реальная проблема, и он ждет понимания, а не критики.

Заставлять ребёнка идти в школу или пожалеть?

Главный вопрос родителей: как реагировать? Если ребёнок немного хнычет, но всё же соглашается идти, скорее всего, причина в усталости и непривычном режиме. Но если сопротивление категоричное, а попытки «заставить» вызывают истерику, то давление только усилит тревогу и страх.

Устроить ребёнку выходной посреди учебной недели — не лучший выход: дети быстро усваивают, что слезами можно «отменить» школу.

Лучше предложить мягкую поддержку: пообещать совместную прогулку после уроков. Или положить в рюкзак маленький сюрприз со словами: «Я приготовила тебе кое-что интересное, открой на перемене». Так ребёнок почувствует вашу заботу и поддержку.

Хорошо работают простые ритуалы и предсказуемость. Вечером соберите вещи вместе, чтобы утром избежать суеты и спешки. Дайте ребёнку «талисман»: игрушку, брелок или рисунок. И обязательно поддерживайте стабильность: если малыш знает, что мама всегда встречает его в одно и то же время, уровень тревожности снижается.

Что поможет быстрее адаптироваться в школе?

Школьные «точки радости» — лучший способ облегчить процесс. Это может быть новый друг, кружок или любимый предмет. Родителям важно помогать ребёнку находить позитивные моменты в школьной жизни и быть эмоционально рядом. Иногда пяти минут спокойного утреннего разговора и объятий достаточно, чтобы малыш почувствовал себя увереннее.

-2

Отлично поможет и диалог с классным руководителем. Учитель — ваш союзник. Важно обсуждать ситуацию не в формате «ну сделайте же что-нибудь, чтобы он не истерил по утрам», а как партнерство: «Мы замечаем трудности по утрам, как он чувствует себя в классе?». Часто оказывается, что ребёнок в школе спокоен и весел, а сложности возникают только по дороге из дома в класс.

Но что делать, если всё гораздо серьёзнее?

Рассказали в нашей новой статье на сайте.