Найти в Дзене

Путь медведя. Часть 2

Русская народная сказка "Медведь на липовой ноге" широко известна в пересказе А. Толстого и считается детской, хоть и страшноватой сказкой.

Но сюжет её очень интересный и, очевидно, весьма древний.

По версии Толстого, сказка начинается с того, что старик и старуха посадили репу, а медведь повадился у них репу воровать. То есть, изначально медведь в этой истории - преступник и в конце его убивают. Но в народной сказке нет ни репы, ни воровства. В народной сказке старик идёт в лес и обнаруживает там медведя, который застрял лапой в дупле. Воспользовавшись беспомощностью зверя, старик отрубает у него лапу, а медведь с трудом убегает на оставшихся трёх.

После этого старик приносит домой отрубленную медвежью лапу, а старуха обдирает с лапы шкуру, остригает шерсть и принимается эту шерсть прясть. А мясо кладёт в горшок - варить.

Медведь же в это время сделал себе деревянную ногу и ночью заявился в деревню, напевая при этом весьма зловещую песню:

Скырли-скырлы,

На липовой ноге,

На дубовой клюке.

Все по сёлам спят,

По деревням спят,

Одна бабка не спит,

На моей шкуре сидит,

Моё мясо варит,

Мою шерстку прядёт.

По сказочной традиции медведь повторяет свою песню трижды - подходя к избе стариков, в сенях и, собственно, уже в избе. Интрересно, что старуха слышит приближающегося медведя сразу и велит старику запереть дверь в избу. Но почему-то старик не успевает.

Испуганные старик со старухой прячутся за печкой, но медведь всё равно их находит и съедает.

Исследователи фольклора давно обратили внимание на эту сказку и отмечали в ней отголоски древнего культа медведя, существовавшего и у славян, и у соседних народов и о связанных с этим культом табу. Это бесспорно верно, но сейчас я хочу поговорить о других важных моментах сказки, которые остаются, обычно, незамеченными.

Итак, судя по песне медведя, основное действие в сказке происходит глухой ночью, когда все добрые люди спят. Ночь - это время нечистой силы. Ночью хозяйкам полагалось гасить огонь, в том числе, в печи, убирать всё рукоделие и ложиться спать.

Тех женщин, кто нарушал этот запрет, постигала кара от домашних духов - домового, кикиморы.

Старуха же именно ночью варит медвежье мясо и прядёт шерсть, то есть, нарушает все существующие запреты.

Не оттого ли в сказке домовой не защищает хозяев, впуская в дом медведя, и даже за печкой - в священном месте - старик и старуха не находят убежища?

И ещё один момент: медвежья лапа считалась оберегом у многих народов, проживающих на территории России. И то, как старуха обошлась с медвежьей лапой, вероятно, осуждалось и рассказчиками сказки, и слушателями.

Оттого-то в народной сказке медведь совершает справедливую месть и это воспринималось с полным пониманием.

Г. Нарабут, иллюстрация к сказке "Медведь", 1910 г.
Г. Нарабут, иллюстрация к сказке "Медведь", 1910 г.