Найти в Дзене
Pro.историю

Он пережил 4 кораблекрушения и спасся с "Титаника". Необычное везение "непотопляемого кочегара" Джона Приста

Оглавление

Судьба этого человека, известного под прозвищем "непотопляемый кочегар", действительно впечатляет своей исключительностью. В начале XX века он трудился в так называемой "чёрной бригаде" пароходства, ежедневно вручную перебрасывая сотни тонн угля, чтобы наполнять ненасытные котлы тех времён. За десять лет работы он пережил два серьёзных столкновения и четыре затопления судов, включая знаменитый "Титаник", и при этом всякий раз оставался в живых. Однако после последней катастрофы, из которой Артур Джон Прист вновь выбрался невредимым, ему пришлось завершить карьеру. Коллеги больше не хотели выходить с ним в море, опасаясь, что он приносит несчастья.

Артур Джон Прист
Артур Джон Прист

Его прозвали "непотопляемый кочегар"

Артур Джон Прист появился на свет в 1877 году в одном из самых бедных районов портового города Саутгемптона, Англия. Он рос в многодетной семье рабочих, для которой бедность и частые переезды стали обыденностью. В итоге семья обосновалась в оживлённом портовом районе, где пересекались маршруты множества судов, что упрощало поиск хоть какой-то работы. Артур был одним из двенадцати детей, с ранних лет ему пришлось столкнуться с лишениями и вечным чувством голода. Поэтому, едва достигнув возраста, позволяющего работать, он начал искать способы помочь своей семье.

Поначалу ему доставались только мелкие поручения в порту, за которые платили сущие копейки. Со временем он устроился грузчиком, а к 24 годам получил постоянную работу на пароходе "Asturias". Здесь он стал частью команды кочегаров, чья задача заключалась в загрузке огромного количества угля в раскалённые котлы судна и поддержании их рабочего состояния.

Кочегаров нередко называли "чёрной бандой", так как условия их труда были невероятно тяжёлыми: высокая температура, работа без рубашек и постоянное покрытие тела угольной пылью. Этот физически изматывающий труд оплачивался скромно, но начало XX века было временем, когда бедный англичанин с любой стабильной работой мог считать себя удачливым.

Первая катастрофа

Первая морская катастрофа, с которой Артуру пришлось столкнуться, произошла в 1908 году. Тогда судно "Asturias" получило пробоину в борту вследствие столкновения с другим кораблём. Несмотря на серьёзную аварию, никто не погиб, хотя судно едва не затонуло в Атлантическом океане. Лишь чудом удалось добраться до порта. Этот инцидент стал для Артура началом необычной череды удач, сопровождавших его во время самых значимых морских катастроф.

После списания "Asturias", Артур был переведён на лайнер "Olympic", построенный по той же технологии, что и знаменитый "Титаник". В течение трёх лет он работал на борту без каких-либо происшествий.

Однако в 1911 году, во время очередного рейса в Атлантическом океане, неприятности вновь дали о себе знать. Артур занимался привычной работой - загружал уголь в паровой котёл, когда внезапный удар потряс судно так сильно, словно его подбросило. Раздался глухой звук сминающегося металла. «Olympic» столкнулся с британским военным кораблём "HMS Hawk". Удар проделал огромную дыру в корпусе лайнера.

Трагедия унесла жизни нескольких человек, находившихся на борту, а также привела к травмам у ряда пассажиров и членов экипажа. Артур, однако, снова оказался среди тех, кому удалось избежать беды. Судно хоть и было повреждено, но смогло самостоятельно вернуться в порт, где ему потребовался лишь небольшой ремонт. Этот случай укрепил у многих веру в надёжность судов, выпускаемых компанией "White Star Lines".

Спасение с тонущего "Титаника"

В апреле 1912 года Артур Прист сменил место работы, получив привилегию устроиться на новейший лайнер той же компании. Этот корабль, созданный словно роскошный отель, выделялся не только изысканным дизайном, но и строгими классовыми различиями. "Титаник" был разделён на зоны для пассажиров разных классов и членов экипажа, а между ними стояли запертые двери, которые не позволяли свободно передвигаться между разными зонами. Именно он стал трагическим местом гибели большинства пассажиров третьего класса и членов экипажа во время своего первого рейса.

Титаник
Титаник

Где находился Артур в момент катастрофы, остаётся неизвестным, поскольку существуют противоречивые сведения на этот счёт. По одним данным, он выполнял свои обязанности, подкидывая уголь в топки судна, по другим - находился в кубрике в перерыве между сменами. Однако его шансы на спасение были крайне низкими, ведь путь на палубу проходил через запутанные коридоры и трапы, многие из которых оказались заперты. Когда Артур всё же добрался до свежего ночного воздуха, большинство спасательных шлюпок уже покинули судно, погружающееся в ледяные воды.

На нём были только шорты и тонкая хлопковая рубашка. Чтобы спастись, Артуру пришлось прыгнуть в холодную воду и плыть во мраке ночи, уповая на чудо. И оно случилось: измождённого, с онемевшими от холода ногами, его подобрала одна из шлюпок, отправленных на помощь утопающим. Артур Прист стал одним из немногих работников машинного отделения "Титаника", сумевших пережить трагедию.

После этого события Артур вступил в армию и был назначен кочегаром на судно "Alcantara". Первоначально построенное как океанский лайнер, оно перед началом Первой мировой войны было переоборудовано в военный крейсер.

Два крушения во время Первой мировой войны

В январе 1916 года, во время патрулирования атлантических вод, крейсер "Alcantara" перехватил немецкий торговый рейдер "Greif", замаскированный под норвежское судно. Командование приказало "Greif" остановиться для досмотра, однако, когда "Alcantara" приблизился, рейдер открыл огонь. Один из снарядов попал в капитанский мостик, убив нескольких офицеров и нарушив управление кораблём. Несмотря на повреждения, крейсер смог потопить врага ответным огнем, но потерял управление и начал крениться. На помощь пришло спасательное судно, которое эвакуировало экипаж, в том числе Артура Приста.

Спустя некоторое время Артур оказался на борту судна компании "White Star Line", известного как "брат Титаника". Госпитальное судно "Brittanic", переоборудованное для перевозки раненых солдат в Англию через Средиземное море, в своей команде имело двух человек, переживших крушение "Титаника": Арчи Джуэлла и Вайолет Джессоп, которая теперь служила медсестрой.

Осенью того же года во время очередного рейса "Brittanic" наткнулся на немецкую мину, которая пробила его грузовой отсек. Капитан попытался направить судно к ближайшему острову, чтобы посадить его на мель, однако это не увенчалось успехом. Экипажу пришлось эвакуироваться на шлюпках. Артур Прист и Вайолет Джессоп прыгнули в холодную воду и были спасены одной из лодок.

Последнее смертельное испытание постигло Артура спустя полгода на борту другого госпитального судна - "Donegal". После гибели "Brittanic" он начал работать там кочегаром вместе с Арчи Джуэллом. Во время транспортировки раненых через Ла-Манш их судно было атаковано немецкой подводной лодкой и затоплено. В результате нападения погибло 12 человек, более 20 получили ранения. Сам Артур получил серьёзную травму головы, но сумел выбраться из-под обломков и даже добраться вплавь до берега, который виднелся неподалеку.

Выживал на воде, а погиб от пневмонии на суше

Артур Прист, известный как "непотопляемый кочегар", пережил множество невероятных испытаний, но его жизнь была не так проста, как может показаться. После одного из кораблекрушений он оказался в госпитале и совершенно не помнил, как туда попал. Лечение затянулось надолго, а его история, благодаря восхитительному везению, стала достоянием общественности. Однако слава сыграла с ним злую шутку: многие владельцы судов избегали брать Артура на службу, опасаясь, что он приносит бедствия. Коллеги тоже сомневались, считая его чуть ли не магнитом для катастроф. К тому же серьёзная травма головы, полученная в последней аварии, вынудила Приста принять судьбоносное решение - отказаться от опасной профессии кочегара.

Кочегары на судне
Кочегары на судне

В 1917 году, спустя десять лет после первого плавания на пароходе "Asturias", Артур решил навсегда оставить морские суда. Он устроился работать в родном порту Саутгемптона мастером по обслуживанию холодильных систем, избрав более спокойный стиль жизни. Вместе со своей супругой Энни Хэмптон, на которой женился два года назад, он снова поселился в доме родителей. Семейная жизнь принесла ему радость - у пары появилось трое детей, и до самой смерти Артура их дом был наполнен теплом и гармонией.

Прист оставался популярной фигурой среди местных жителей. Иногда он заглядывал в пабы и с удовольствием притягивал внимание публики своими захватывающими историями о том, как ему удавалось пережить многочисленные кораблекрушения и избежать смерти. Однако, несмотря на локальную известность, он не любил публичности: старался избегать интервью и почти не общался с журналистами, жаждавшими рассказывать его историю в газетах.

Невероятно, что человек, переживший столько испытаний на воде - от военных конфликтов до взрывов и торпедных атак - ушёл из жизни в возрасте 49 лет, в мирной обстановке собственного дома. Артур Джон Прист скончался от пневмонии, окружённый любящей семьей, оставив после себя легенды и надолго закрепив своё место в истории как настоящий символ везения и воли к жизни.