1918 г., 22 (9) февраля, Добровольческая армия белых под давлением превосходящих сил красных покидает Ростов-на-Дону и отправляется в так называемый "Ледяной поход" (зачастую белым приходилось действовать буквально в обледенелых шинелях, отсюда и название), он же Первый кубанский поход.
Целью армии генерала Лавра Корнилова являлось соединение с кубанскими отрядами белых и организации на Кубани центра сопротивления большевикам. Однако в результате Добровольческой армии пришлось безуспешно штурмовать Екатеринодар (который ранее оставили те самые кубанские казачьи отряды, с которыми Корнилов и шёл на соединение) и с большими потерями откатываться.
Под кубанской столицей пал и сам Корнилов и ряд его сподвижников, а вся армия с трудом избежала полного разгрома и вернулась на Дон.
В самом начале создания "Добровольческой армии" планировалось, что она будет состоять из 3-х офицерских батальонов, Славяно-Корниловского, Георгиевского, Ростовского добровольческих полков, юнкерского батальона и Кавказской кавалерийской дивизии.
Но добровольцы записывались нехотя (16 тысяч офицеров, отдыхающих в Ростове, отказались присоединяться к Добровольческим силам, защищать Ростов, да и вообще воевать). Полного наполнения батальоны и полки не имели, а начальники проводили время в спорах, кому возглавить славное воинство.
Как писал Р.Гуль:
"Красная армия наступает с севера на Новочеркасск и на Ростов с юга и запада. Красные войска сжимают кольцом эти города, а в кольце мечется Добровольческая армия, отчаянно сопротивляясь и неся страшные потери.
В сравнении с надвигающимися полчищами большевиков добровольцы ничтожны, они едва насчитывают 2000 штыков, а казачьи партизанские отряды есаула Чернецова, войскового старшины Семилетова и сотника Грекова — едва ли 400 человек. Сил не хватает. Командование Добровольческой армии перекидывает измученные, небольшие части с одного фронта на другой, пытаясь задержаться то здесь, то там..."
Спустя несколько месяцев был учрежден Знак отличия Ледяного похода — терновый венец, пронзенный мечом.
В романе "Хождение по мукам" Алексей Толстой писал о походе:
"Казалось — будущему историку понадобится всего несколько слов, чтобы упомянуть о нём.
На самом деле корниловский "ледяной поход" имел чрезвычайное значение. Белые нашли в нем впервые свой язык, свою легенду, получили боевую терминологию — все, вплоть до новоучрежденного белого ордена, изображающего на георгиевской ленте меч и терновый венец.
В дальнейшем, при наборах и мобилизациях, в неприятных объяснениях с иностранцами и во время недоразумений с местным населением — они выдвигали первым и высшим аргументом венец великомученичества.
Возражать было нечего: ну, что же, например, что генерал такой-то перепорол целый уезд шомполами (шомполовал, как тогда кратко выражались). Пороли великомученики, преемники великомучеников, с них и взятки гладки".
От редакции. О событиях современной военной реальности, можно прочитать в новом рассказе Андрея Творогова тут.