Найти в Дзене
Время Новостей

Мастер всех жанров: композитору Леониду Десятникову исполнилось 70 лет

Оглавление

16 октября 2025 года российскому композитору Леониду Десятникову исполняется 70 лет. Его имя — синоним интеллектуальной, изящной и пронзительной музыки, которая живет на стыке высокого авангарда и городского романса, еврейского фольклора и классических традиций. Он один из тех авторов, чьи сочинения одинаково близки и знатокам в филармонии, и зрителям в кинозале.

   Фото: Gorodenkoff/Shutterstock/Fotodom
Фото: Gorodenkoff/Shutterstock/Fotodom

Леонид Десятников: рождение и становление композитора

Леонид Десятников родился 16 октября 1955 года в Харькове. Его родители — Аркадий Львович и Шейва Лейбовна — прошли войну, после работали бухгалтерами. Учиться Леонид начал в Харьковской специальной музыкальной школе-интернате, где изучал теорию музыки и основы композиции, сделал первые шаги в создании собственных произведений.

«Я из немузыкальной семьи. У матери не было никакой склонности к музыке, но отец обладал хорошим природным слухом и как любитель играл на мандолине», — рассказывал композитор.

Окончив школу в 1973 году, Десятников отправился в Ленинград и поступил в консерваторию имени Римского-Корсакова. Здесь его наставниками стали выдающиеся педагоги-практики — Борис Арапов по классу композиции и Борис Тищенко по классу инструментовки. Под их руководством сформировался его уникальный стиль, сочетающий академическую строгость с тонкой музыкальной иронией.

-2

Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова. Фото: Popova Valeriya/Shutterstock/Fotodom

Уже на четвертом курсе он заявил о себе как о серьезном авторе, представил первую оперу «Бедная Лиза» (1976) на сюжет повести Карамзина. Эта работа, написанная на собственное либретто, стала его дипломной.

Окончив консерваторию в 1978 году, Десятников уже в 1979-м был принят в Союз композиторов. Это открыло ему дорогу в «большую музыку», где постепенно он стал одним из самых ярких и востребованных авторов своего поколения.

Леонид Десятников: работа в театре

Леонид Десятников начал работать в театре еще во время учебы. Уже в 1980 году его оперу «Бедная Лиза» в обновленной редакции поставили в московском Камерном музыкальном театре под руководством Бориса Покровского — признанного мастера оперной режиссуры.

В последующие годы композитор активно сотрудничал с разными театральными площадками: для Детского музыкального театра «Зазеркалье» он написал оперы «Никто не хочет петь, или Браво-брависсимо, пионер Анисимов» (1982) и «Витамин роста» (1985), а с Александринским театром его связывала многолетняя работа: здесь он создал музыкальное оформление к спектаклям «Ревизор» (2002) в постановке Валерия Фокина, «Живой труп» (2006) и «Женитьба» (2008). Причем за «Ревизора» он был удостоен Государственной премии РФ.

Значимым событием стала опера «Дети Розенталя» на либретто Владимира Сорокина, ее премьера состоялась 23 марта 2005 года на Новой сцене Большого театра. Постановку осуществил знаменитый литовский режиссер Эймунтас Някрошюс, дирижировал Александр Ведерников.

-3

Большой театр. Фото: Mistervlad/Shutterstock/Fotodom

В 2009–2010 годах Леонид Десятников полтора года занимал пост музыкального руководителя Большого театра.

Его музыка для театра глубоко связана с драматургией произведения, будь то классика Гоголя или современная пьеса. В любом случае Десятников мастерски создает музыкальное оформление, которое точно соответствует режиссерской концепции и становится неотъемлемой частью спектакля.

Десятников и кинематограф

Леонид Десятников стал одним из самых востребованных композиторов российского кинематографа, создал саундтреки более чем 20 фильмов. Его карьера в кино стартовала в 1990 году с работы над фильмом Александра Зельдовича «Закат» по произведениям Исаака Бабеля. Уже в этом проекте Десятников продемонстрировал свой характерный стиль, органично соединив еврейские народные мотивы с элементами глубокой духовной традиции.

Саундтрек был настолько цельным и самостоятельным, что позже превратился в масштабные «Эскизы к «Закату» — симфоническое произведение, которое с успехом исполняли ведущие оркестры Германии.

Уже в 1995 году композитор был номинирован на премию «Ника» за музыку к фильму Валерия Тодоровского «Подмосковные вечера» (1994). Эта работа подтвердила его способность создавать эмоционально точные и стилистически выверенные саундтреки.

Среди наиболее значимых кинокартин с музыкой Десятникова:

  • «Мания Жизели» (1995), режиссер Алексей Учитель;
  • «Кавказский пленник» (1996), режиссер Сергей Бодров;
  • «Дневник его жены» (2000), режиссер Алексей Учитель;
  • «Москва» (2000), режиссер Александр Зельдович;
  • «Олигарх» (2002), режиссер Павел Лунгин;
  • «Космос как предчувствие» (2005) режиссер Алексей Учитель;
  • «Мишень» (2011), режиссер Александр Зельдович.
-4

Кадр из трейлера фильма «Ван Гоги»/Forma Pro Films/«Леополис»/«Экспонента»/kinopoisk.ru

Особого признания удостоились его поздние работы: в 2018 году на кинофестивале «Кинотавр» Десятников получил «Приз имени Микаэла Таривердиева за лучшую музыку к фильму» за работу над картиной Сергея Ливнева «Ван Гоги». Год спустя эта же работа была отмечена премией «Ника».

Киномузыка Десятникова не только создана на высоком профессиональном уровне, но и становится важной частью сюжета. Она усиливает драматизм происходящего и помогает создать неповторимую атмосферу каждого фильма.

Концертная и камерная музыка Десятникова

Параллельно с работой в кинематографе Леонид Десятников создал множество произведений для концертной сцены и музыкального театра.

Центральное место в его камерно-вокальном творчестве занимают масштабные произведения для голосов и оркестра, отмеченные интересом к русской истории и поэзии. Среди них:

  • Кантата «Дар» (1981–1997) на стихи Гавриила Державина;
  • «Пинежское сказание о дуэли и смерти Пушкина» (1983) — сочинение, сочетающее фольклорную стилистику с трагическим повествованием;
  • Симфония для хора, солистов и оркестра «Зима священная 1949 года» (1998–2006) — монументальная работа для хора, солистов и оркестра, в названии которой содержится отсылка к знаменитому балету Игоря Стравинского.

Композитор активно занимается камерной музыкой, создавая произведения, отличающиеся особой лиричностью и вниманием к деталям. К ним относятся:

  • «Свинцовое эхо» (1990) для голоса и инструментов на стихи Джерарда Мэнли Хопкинса;
  • «Буковинские песни» (2017) — 24 фортепианные прелюдии во всех тональностях, вдохновленные фольклором Буковины;
  • «Идиш» (2018) для сопрано и струнного квартета — свободные транскрипции кабаретных песен на идиш.

Сотрудничество с Гидоном Кремером и «Русские сезоны»

Отдельная глава в творчестве Леонила Десятникова — сотрудничество с великим скрипачом Гидоном Кремером. Для него композитор создавал с 1996 года как оригинальные произведения, так и аранжировки. Среди работ, написанных специально для Кремера, — камерная версия «Эскизов к «Закату» (1996) и композиция «Wie der Alte Leiermann...(Как старый шарманщик)» (1997).

-5

Фото: Kitreel/Shutterstock/Fotodom

Особое место в творчестве Десятникова заняли аранжировки произведений аргентинского композитора Астора Пьяццоллы. Именно в его обработке танго-опера «Мария де Буэнос-Айрес» (1997) была номинирована на премию «Грэмми».

На музыку Десятникова хореограф Алексей Ратманский поставил несколько знаковых балетов. Среди них — знаменитые «Русские сезоны» (2000), которые с триумфом шли в Нью-Йорке. Вместе с Ратманским композитор также создал балеты «Утраченные иллюзии» (2011) по мотивам романа Бальзака и «Вываливающиеся старухи» (2007) на музыку вокального цикла «Любовь и жизнь поэта» на стихи Даниила Хармса и Николая Олейникова. А премьера балета «Opera» состоялась в декабре 2013-го в театре «Ла Скала» в Милане и лишь в 2023-м — на сцене Концертного зала имени П. И. Чайковского в Москве.

Леонид Десятников: к юбилею мастера

К 70-летию Леонида Десятникова в разных городах запланированы специальные мероприятия, посвященные творчеству композитора.

Так, телеканал «Россия Культура» подготовил специальные программы к юбилею композитора. Днем 16 октября покажут программу «Линия жизни. Леонид Десятников», а вечером — балет «Opera».

В Москве творческое объединение mader not готовит юбилейный вечер, где прозвучат два значительных цикла композитора: «Буковинские песни» и «Идиш». На сцену выйдут пианист Ярослав Коваленко, сопрано Алиса Тен и участники ансамбля made not.

А на Новой сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге 27 ноября пройдет юбилейный концерт, организованный пианистом Алексеем Гориболем.

-6

Александринский театр. Фото: Vunishka/Shutterstock/Fotodom

«В конце 80-х, в 90-е и самом начале 2000-х, когда в кино пришли молодые режиссеры, можно было ярко, нестандартно высказываться. Новому российскому кино потребовался новый музыкальный голос, и этим голосом стал Леонид Десятников»,говорил о композиторе пианист Алексей Гориболь.

В ноябре в Москве также пройдет еще один юбилейный концерт: программа «Бабочки и мелочи» объединит музыкальную и повествовательную части в единый спектакль. В нее войдут редкие сочинения Десятникова: «Три песни на слова Дж. Чиарди» (1976), «Две русские песни» на слова Рильке (1979), а также фрагменты театральной музыки, включая «Элегию» и «Вальс» из спектакля «Живой труп».

«Балетные честно уходят на пенсию, композиторы — нет. И мне надо думать, как пережить закат, старение. Чтобы хорошая мина при плохой игре становилась все лучше», — говорил Десятников в одном из интервью.

Ранее «Ямал-Медиа» рассказывал о творческом пути французского композитора Камиля Сен-Санса. В октябре со дня его рождения исполнилось 190 лет.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».

Алиса Неделина
Редактор