В суете повседневности, в круговороте случайных встреч и судьбоносных событий, мы редко задумываемся о том, что внешний мир - это не просто хаотичный набор обстоятельств. Напротив, он удивительным образом созвучен нашему внутреннему миру, нашим глубинным, подчас неосознаваемым переживаниям и конфликтам.
Поразительно, но факт: пространство вокруг нас с невероятной точностью отражает то, что происходит в нашем собственном психическом пространстве.
Это не эзотерическое откровение, а глубинная психология, та самая, на которой строили свои теории классики, такие как Фрейд и Юнг. Они понимали, что наша психика проецирует вовне свое скрытое содержимое, заставляя нас снова и снова наступать на одни и те же грабли, притягивать определенный тип людей и проживать сценарии, будто написанные по старому, испытанному шаблону.
Одним из самых ярких и трагических примеров такой проекции из мировой литературы является судьба Родиона Раскольникова из великого романа Федора Достоевского "Преступление и наказание". Мучимый своей навязчивой, оторванной от жизни теорией о "тварях дрожащих" и "право имеющих", он, по сути, населяет свой внутренний мир чудовищной идеей, допускающей убийство.
Эта внутренняя умозрительная буря, это холодное и отстраненное безумие не может остаться замкнутым в пределах его сознания. В конечном счете, оно проецируется вовне, материализуясь в удушливом и гнетущем пейзаже Петербурга, в грязных лестницах, в образе старухи-процентщицы, ставшей для него лишь символом, и в самом кровавом акте - убийстве.
Весь окружающий его мир становится прямым следствием его внутреннего разлада, его гордыни и его отчаяния, превращая жизнь в непрерывное психологическое наказание даже до формального суда.
Развивая эту мысль, невозможно не обратиться к другому классическому персонажу, чья реальность была целиком соткана из его внутренних страхов и комплексов. Речь, конечно, о бедном чиновнике Акакии Акакиевиче Башмачкине из гоголевской "Шинели".
Кажется, сама вселенная начинает относиться к человеку соответственно его собственному представлению о себе. Будучи абсолютно незаметным, призрачным человеком внутри, не имеющим ни голоса, ни достоинства в собственных глазах, Акакий Акакиевич и снаружи оказывается на самом дне социальной иерархии, становясь мишенью для бесконечных и унизительных насмешек сослуживцев.
Его мир сужается до точки - до заветной шинели, которая становится навязчивой идеей, смыслом существования. И когда эту внешнюю опору у него отнимают, его хрупкий внутренний мир, лишенный стержня, рушится мгновенно, приводя к закономерному и печальному финалу.
Его трагедия - это прямое следствие того, что он сам не видел в себе ничего ценного, и мир лишь зеркально отразил ему это его собственное убеждение.
Переходя от трагедии "маленького человека" к более сложным, экзистенциальным терзаниям, мы видим, как внутренний разлад может принимать форму внешнего, почти физического недуга. Наглядной иллюстрацией этого служит герой знаменитого романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" Иван Бездомный. Встреча с Воландом, приоткрывшим завесу над потусторонним миром, становится для него мощнейшим психологическим шоком. Его рациональная, материалистическая картина мира, не выдерживая столкновения с иррациональным, попросту разлетается в щепки. Что же происходит дальше? Его внутренний хаос, смятение и ужас незамедлительно проецируются вовне: он оказывается в клинике для душевнобольных, будучи не в состоянии совладать с новым, пугающим внутренним ландшафтом.
Клиника Стравинского становится не тюрьмой, а скорее закономерным и даже спасительным внешним воплощением его внутреннего состояния, местом, где его психика пытается найти убежище и переработать неподъемный опыт.
Таким образом, разбирая эти литературные судьбы, мы невольно приходим к выводу, который так хорошо известен психотерапевтам: для того чтобы изменить свою жизнь, недостаточно просто менять внешние декорации - город, работу, окружение. Необходимо, в первую очередь, заглянуть внутрь себя. Потому что, как считал Карл Густав Юнг, кто смотрит вовне - видит лишь сны; кто смотрит в себя - пробуждается.
Наши нерешенные внутренние конфликты, наши вытесненные страхи и непризнанные травмы подобны магнитам, которые с неумолимой силой притягивают соответствующие им внешние обстоятельства. Осознание этой простой, но глубокой истины - это первый и самый важный шаг к тому, чтобы разорвать порочный круг и начать выстраивать вокруг себя реальность, которая будет отражать не наши страхи, а наши осознанные выборы и подлинные стремления.
В конечном счете, работа над своим внутренним миром - это самая главная и самая выгодная инвестиция в свое будущее, результат которой непременно проявится в мире внешнем.
Если вам откликается эта статья, то приглашаю на консультацию. Для записи пишите в телеграмм @ImTTpsy
Автор: Казак Екатерина Александровна
Психолог, РПП Тревоги ЗависимостиEMDR-ImTT
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru