Зимбабве – это такое место, где люди спокойно прогуливаются рядом со львами, купаются на краю утеса, высотой порядка 100 метров, и слушают истории про зомби из реальной жизни. Место, где переплетаются древние традиции, дикая природа и яркая история. Место, где грохочет водопад Виктория, а в обиходе имеются денежные купюры с 14-ю нулями.
Итак, Зимбабве – это не имеющая выхода к морю страна на юге Африки, граничащая с Замбией, Мозамбиком, Южной Африкой и Ботсваной. Ее территория охватывает примерно 390 000 квадратным километров, что примерно соответствует размерам Парагвая. Ландшафт Зимбабве включает в себя высокие плато, крутые обрывы, саваны и мощные реки, такие как Замбези и Лимпопо.
Однако несмотря на внушительные размеры, население страны относительно скромное – около 16 млн человек, что дает среднюю плотность около 43 человек на 1 квадратный километр. Это значительно меньше, чем, например, в Нигерии или Руанде, где плотность превышает 400 человек на 1 квадратный километр.
Такое распределение позволяет сохранять баланс между городскими центрами, такими как Хараре и Булавайо, и сельскими районами, где до сих пор сохраняется традиционный жизненный уклад.
Одной из самых поразительных особенностей Зимбабве является ее археологическое наследие. Название страны происходит от наименования руин древних каменных сооружений времён империи Мономотапа. На языке шона зимбабве (dzimba dzemabwe) означает «каменные дома» или «жилище правителя».
Эти руины, расположенные недалеко от современного города Масвинго, были некогда столицей могущественного королевства с 10 по 15 век. В период расцвета Великий Зимбабве был домом для почти 17 000 человек, что делало его одним из крупнейших городов Африки того времени.
Огромные каменные сооружения, построенные без использования растворов или металлических инструментов, до сих пор стоят как ни в чем не бывало, включая великую ограду с каменными стенами высотой до 11 метров.
По данным археологов, город был крупным торговым центром, обменивавшим золото, слоновую кость и медь с купцами из Китая и Персии. Великий Зимбабве остается мощным символом достижений доколониальной Африки, разрушая устаревшие западные стереотипы о примитивных цивилизациях.
Сегодня эти руины включены список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Они привлекают туристов и исследователей со всего мира и напоминают о богатой истории Африканского континента.
Однако стоит напомнить, что руины, какими бы величественными они ни были, так и останутся руинами – делом прошлым лет. А как сейчас обстоят дела в Зимбабве? Начну, пожалуй, с самого интересного – с брака. Брак в Зимбабве – это не просто закономерный финал романтических отношений, а мощный культурный, социальный и экономический институт, корни которого идут из глубокой древности.
В его основе лежит лобола или плата за невесту – дар от семьи жениха семье невесты, чаще всего, в виде скота. Это своеобразный символ уважения, призванный укрепить узы между кланами.
Какой-то фиксированной суммы лоболы не существует, а ее размер зависит, скажем, от образования невесты, ее невинности, красоты и общественного статуса. За девушку с хорошим образованием могут дать порядка дюжины коров, а то и больше!
В современных городах вместо скота, по понятным причинам, чаще используют наличные деньги, автомобили, бытовую технику или даже недвижимость. Во время гиперинфляции в 2000-х годах лобола приобрела практически сюрреалистической характер.
Один мужчина прославился тем, что заплатил 3 трнл зимбабвийских долларов, и это была астрономическая сумма на бумаге, но практически не имела никакой ценности в реальной жизни. И, в целом, семьи запрашивали миллиарды, зная, что валюта обесценена. Иногда расчеты производились мукой, мылом или топливными ваучерами.
Многие жители Зимбабве гордятся традиций лобола, считая ее способом почтить женщину и укрепить семью. Однако есть и противоположные мнения. Согласно им, из-за лоболы женщины превращаются в товар, а мужчины начинают воспринимать их как собственность, которую они однажды купили.
Эта проблема усугубляется еще и существующей в стране полигамией, которая разрешена в рамках традиционного права. В сельских районах, особенно среди народов шона и ндебеле, состоятельные мужчины иногда имеют сразу несколько жен – порой до 10.
Причем полигамия в Зимбабве рассматривается не только с точки зрения высокого статуса, но и как практичная стратегия увеличения рабочей силы в крестьянском хозяйстве. Хотя в городах они встречаются несколько реже, и лобола, и полигамия продолжают вызывать жаркие споры по всей страны, обнажая конфликт между устоявшимися обычаями, современными взглядами на гендер и изменяющейся экономической реальностью.
Но лобола, пожалуй, не единственный пережиток древности, все еще имеющий место быть. В сельских районах Зимбабве современная жизнь и христианство умудряются мирно соседствовать с многовековыми верованиями в духов предков.
Среди представителей народов шона и ндебеле, двух крупнейших этнических групп страны, анимизм по-прежнему остается мощной духовной силой. Природа воспринимается как живой организм, наполненный духами. Местные считают, что реки, горы, деревья и даже туман обладают сознательной энергией.
Яркий тому пример – мистическая репутация водопада Виктория. Местные жители считают, что туман, окружающий его, является не просто водяным паром, а чем-то священным…Этому явлению даже название придумали – Моси-о-Тунья или «дым, который гремит».
Водопад Виктория по поверью является обителью древних духов-хранителей, поэтому рядом с ним часто проводятся ритуалы, во время которых жители страны почитают высшие силы и просят у них благословения или безопасного пути.
Но в духовном мире жителей Зимбабве есть место и более мрачным верованиям. В некоторых регионах люди верят, что колдуны-жрецы, которых называют «нанга», способны управлять самой жизнью и смертью.
Одно из самых зловещих убеждений гласит, что эти колдуны могут воскрешать мертвых, но не как любимых родственников, а как зомби – безмолвных, лишенных воли рабов, которые вынуждены будут лишь работать. Считается, что такие зомби трудятся на тайных фермах, мстят за обиды или охраняют спрятанные сокровища.
Чтобы избежать подобного «воскрешения», местные хоронят своих усопших лицом вниз или придавливают тяжелыми камнями. Некоторые семьи даже проводят тайные обряды, чтобы предотвратить воскрешение. И хотя посторонние скорее всего сочтут истории про зомби нелепостью, в сельских районах Зимбабве к этим убеждениям относятся со всей серьезностью. Обвинения в колдовстве нередко приводят к насилию, изгнанию или самосуду. Полиция неоднократно вмешивалась, стараясь защитить обвиняемых в колдовстве.
Что ж, думаю, о зомби мы поговорили достаточно, теперь можно вернуться к чему-нибудь более приятному и красивому – например, к уже вышеупомянутому мной вскользь водопаду Виктория, который, на секундочку, является одним из самых больших и красивых водопадов в мире и единственным, чья высота превышает 100 метров и ширина — километр одновременно.
Расположенный на реке Замбези на границе Замбии и Зимбабве, этот водопад входит в число 7 природных чудес света. Могучая река Замбези, прорезая юг Африки, обрушивается со стометрового утеса, создавая оглушающее зрелище звука и водяной пыли, которое слышно за 40 километров от этого места.
Путешественники со всех континентов приезжают в Зимбабве, чтобы своими глазами увидеть это захватывающее дух зрелище! Но для любителей острых ощущений особенной притягательностью обладает край водопада – «бассейн дьявола», который часто называют самым опасным природным бассейном на планете.
Этот природный водоем образуется почти у самого обрыва в сухой сезон – с августа по январь, когда уровень воды снижается настолько, что появляется спокойный участок буквально в нескольких сантиметрах от 100-метрового обрыва.
Экстремалы часто ложатся в воду и задерживают дыхание ради незабываемого снимка, пока гиды крепко держат их за ноги, чтобы те не сорвались вниз. Во время официальных экскурсий не было зафиксировано ни одной гибели, но в 2009 году трагедия все же произошла: зимбабвийский гид утонул, спасая туриста.
Сейчас у «бассейна дьявола» действуют строгие правила доступа, а стоимость экскурсии составляет от 50 до 100 квача (примерно 350 российских рублей). Для многих поездка к водопаду Виктория – это невероятное приключение, баланс между страхом и восторгом, уникальная возможность прикоснуться к дикой природе в ее реальном обличие.
Большое спасибо за лайк под этой статьёй!
Обязательно подпишитесь на мой Dzen канал! Здесь ежедневно выходят мои репортажи, видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!
А также подписывайтесь на мой Telegram канал, где выходит ещё больше информации и новостей о Южной Корее от человека, который живёт в самом центре Корейского полуострова!
Поддержать мои статьи и вдохновить на создание новых можно через донат по ссылке.
А для «Премиум подписчиков» канала доступны мои документальные фильмы о Южной Корее, видеорепортажи и другой эксклюзивный контент. Не забудьте оформить подписку!