Найти в Дзене
"Тихорецкие вести"

Загадки старых переплетов: что расскажут книги прошлого века тихоречанам

Признавайтесь, часто ли вы берете в руки старую книгу и задумываетесь: а чьи она держала руки? Какие судьбы, страсти и тайны хранит её потрепанный переплет? Мы отправились по следам таких раритетов и нашли целые истории, которые могли бы стать сюжетом для фильма. В марте этого года в ТЦ «Глобус» профессиональный столяр Александр Савостин открыл выставку раритетных вещей. Центральное место в ней заняли книги, многим из которых больше 80 лет. Но это не просто старые издания, а настоящие артефакты с продолжением. Вот, например, «Психиатрия» 1949 года. Бывший владелец не просто читал ее, а изучал: вклеил в книгу тетрадный листок с описанием психологического метода «Рисунок несуществующего животного». Стал ли он в итоге психиатром? Или это были записка студента, влюбленного в науку? А под обложкой - трогательное послание из 1978 года: «Дорогой Маше! В память о проведённых днях вместе в Казани». Книга-свидетельница романа. Встретился ли автор записки с Машей снова? Или этот подарок стал посл
Оглавление

Признавайтесь, часто ли вы берете в руки старую книгу и задумываетесь: а чьи она держала руки? Какие судьбы, страсти и тайны хранит её потрепанный переплет? Мы отправились по следам таких раритетов и нашли целые истории, которые могли бы стать сюжетом для фильма.

Книги как детектив с продолжением

В марте этого года в ТЦ «Глобус» профессиональный столяр Александр Савостин открыл выставку раритетных вещей. Центральное место в ней заняли книги, многим из которых больше 80 лет. Но это не просто старые издания, а настоящие артефакты с продолжением.

Вот, например, «Психиатрия» 1949 года. Бывший владелец не просто читал ее, а изучал: вклеил в книгу тетрадный листок с описанием психологического метода «Рисунок несуществующего животного». Стал ли он в итоге психиатром? Или это были записка студента, влюбленного в науку?

-2

А под обложкой - трогательное послание из 1978 года: «Дорогой Маше! В память о проведённых днях вместе в Казани». Книга-свидетельница романа. Встретился ли автор записки с Машей снова? Или этот подарок стал последним напоминанием о мимолетном счастье?

-3

Но самая загадочная находка ждала в «Основах электропривода» 1963 года. Между страниц Александр обнаружил деньги 1993 года - 1000 и 10 000 рублей. Заначка, которой так и не воспользовались. Что случилось с хозяином? Книгу выбросили за ненадобностью или ее судьба оборвалась из-за трагедии? Вопросы без ответов, которые будоражат воображение.

-4

Путешествие длиной в 94 года

Еще один уникальный экземпляр - «Производство замков и закрепов» 1931 года. За 94 года она изрядно потрепалась, совершив настоящее путешествие. Судя по печати, она началась в библиотеке города-героя Новороссийска. Потом кто-то ее не вернул, привез в Тихорецк, а затем и вовсе сдал в макулатуру. Так книга, пережившая эпоху, чудом избежала гибели.

-5

Сокровища из музея: украинские пьесы и кубанская балачка

Конечно, главные книжные сокровища нашего города хранятся в Тихорецком историко-краеведческом музее. Его директор, Андрей Жидков, показал нам уникальные репертуарные сборники «Театральной библиотеки» 1928 года с пьесами на украинском языке.

Откуда в Тихорецке украинские пьесы? Оказывается, в 1920-е годы в городе работали два украинских драмкружка. Это была часть политики «украинизации» Кубани.

- На 1925-26 годы пришелся пик этой кампании, - поясняет Андрей Николаевич. - Считалось, что значительная часть местного населения - украинцы. Да и в быту многие тогда использовали «кубанскую балачку» - говор с украинской основой.

Передала эти сборники в музей в 1986 году Анастасия Рагуленко, участница художественной самодеятельности клубов им. Меньшикова и «Красный Октябрь». Последний, кстати, располагался в том самом Свято-Николаевском храме, который до наших дней не сохранился.

Магия книжного развала

Наш книжный детектив привел нас и на центральный рынок. Среди прилавков - одна-единственная торговка книгами, добродушная пенсионерка. Пока она рассказывала покупателям о литературе по эзотерике, мы с разрешения заглянули в ее «волшебный пакетик» со старьем.

И вот она - находка, от которой защемит сердце у любого библиофила: Дюма, «Двадцать лет спустя», 1957 года. А на форзаце - дарственная надпись ко дню рождения. Цена книги - 15 рублей 40 копеек.

Сегодня эта сумма кажется смешной. А в СССР это были целые деньжища! На эти деньги можно было купить 20 стаканчиков мороженого, 10 булок хлеба или 2 десятка яиц. Книга за такие деньги была ценным, солидным подарком, настоящим событием в жизни.

Разговорник для командировок за железный занавес

Наш призыв в «Одноклассниках» прислать раритеты тоже не остался без ответа. Подписчица Екатерина Постригань поделилась фото «Русско-немецкого разговорника» 1930 года.

Первый выпуск под названием «Путешествие» был для избранных: инженеров и командировочных, едущих перенимать опыт в капиталистические страны. В нем есть всё для жизни советского человека за границей: от «Разговора в купе» до фраз для общения «С прачкой» и «В ванном заведении».

Каждая такая книга - это окно в прошлое, в жизнь наших бабушек и дедушек. Они хранят память о подаренной любви, о научных поисках, о забытых деньгах и о давних путешествиях. Ведь у каждой книги, как и у человека, есть своя уникальная судьба. Главное - уметь ее расслышать.

А у вас дома хранятся такие книги-легенды? Поделитесь своими находками!

Виолетта ГАВРИЛЕНКО.

-6