Найти в Дзене
Строевой

Танк с туалетом? Три уникальные особенности БМР-3МА "Вепрь", которые делают технику одной из самых эффективных в мире

Оглавление

Глядя на историю современной бронетехники, невольно ловишь себя на мысли - для чего это все…? То ракеты на все, что движется, навешают, то броню до абсурда усиливают, что машина становится неподвижной, как ожиревший боров, то еще чего приделают. А тут возьми и встрой в боевую машину... биотуалет.

Да-да, это самый обычный "Гальюн", как на яхте какой-нибудь. Речь, как вы уже могли догадаться по заголовку, о БМР-3МА "Вепрь", той самой передовой разведывательно-дозорной машине, которая, судя по обширной массе заголовков, стала известна широкой публике не благодаря своей огневой мощи или супербронированию, а благодаря одной, скажем так, крайне интимной детали своей конструкции.

Уж больно необычное решение: целый танк - грозная стальная крепость на гусеницах, способная форсировать реки и держать удар пушки, не то что крупнокалиберного пулемета, вдруг обзаводится элементом, который больше ассоциируется с кемперами, нежели с передовым танковым комплексом. Согласитесь, контраст тот еще?

Знаете, а что? Тем интереснее получится материал! Ну что, давайте скорее разбираться, что за история тут приключилась и почему российские инженеры пошли на такой, казалось бы, абсурдный шаг.

"Обычная" разведмашина с крайне необычной начинкой

Начнем с того, что "Вепрь" - это вам не просто БМП-3, к которой туалет прикрутили и на том успокоились. Хотя многие именно так и думают. Мол, взяли базовое шасси, добавили удобств и готово дело. На деле все оказалось куда интереснее...

БМР-3МА создавалась под конкретную задачу, если вкратце - для глубокой разведки в условиях, где каждая секунда, проведенная вне брони, может стать последней для всего экипажа.

Для этого вся группа из семи бойцов - экипаж плюс разведчики - должна была проводить в этой машине до трех суток. Целых 72 часа в полной изоляции, где-нибудь в тылу противника или в засаде на передовой. И вот тут-то советские - прошу прощения, российские - инженеры столкнулись с проблемой, о которой не принято говорить вслух. Что делать с естественными нуждами семи человек за трое суток?

-2

Только мне кажется, или в Великую Отечественную танкисты как-то справлялись без всяких удобств? Терпели, использовали всякие подручные средства. Но все же стоит сделать "небольшую" ремарку, отметив тот факт, что тогда и задачи были другие - прорыв, атака, маневр. Там времени на длительное сидение в засаде не было. А тут - совсем иная история...

Только представьте себе ситуацию. Разведгруппа сидит где-то на далеком плацдарме, ведет наблюдение за позициями противника, корректирует огонь. Машина стоит замаскированная, все ее системы работают в режиме тишины. И тут одному из бойцов приспичило по нужде. Что делать? Выйти из машины? Вот тут начинается самое интересное...

Каждый, слышите, каждый выход из брони резко повышает риск демаскировки. Противник может засечь движение тепловизором, снайпер может заметить силуэт, жужжалка может пролететь мимоходом, так же усмотрев движение, которого быть не должно.

И что тогда? Всё... прощай, задача, засада, прощай, группа. Так что сама задача, да что уж там, семь жизней находятся под угрозой из-за того, что кто-то не смог "немного" потерпеть.

Кстати, забыл сказать - "Вепрь" оснащен не только биотуалетом. Там ведь целый комплекс жизнеобеспечения продуман: начиная от системы автономного питания, мощный кондиционер (а то попробуй просиди трое суток в железной коробке летом), даже термос для горячей пищи встроили. Всё для того, чтобы экипаж мог оставаться внутри максимально долго.

История одной тактической необходимости

К концу 2010-х в России, анализируя опыт локальных конфликтов (не будем уточнять каких, надеюсь, вы сами понимаете, что это были за конфликты), наши военные пришли к выводу, что старая разведывательная техника никак не годится для новых задач. БРДМ-2, ранние версии БМП хороши, но все это машины другой эпохи, рассчитанные на быстрые рейды, а не на длительное автономное выполнение задач.

Реальные боевые действия всё расставили по своим местам. Выяснилось, что в современных условиях разведгруппа должна быть способна провести в машине до трех суток без единого выхода наружу. Звучит как задачка для конструкторов - как впихнуть в ограниченный объем БМП-3 всё необходимое для жизни семи человек на 72 часа? Звучит как задачка с жирнющей звездочкой.

Согласитесь, не из легких задачка-то?

И вот тут инженеры столкнулись с проблемой, о которой, почему-то, не пишут в учебниках по бронетехнике. Семь человек. Трое суток. Герметичный объем. Буквально каждый квадратный метр на счету. Куда девать отходы жизнедеятельности? Вопрос прозаичный, но крайне, крайне, я бы даже сказал - жизненно важный.

Решение нашлось простое - встроить компактный химический биотуалет типа "Гальюн" в кормовую часть машины, прямо туда, где в обычной БМП-3 размещается десантное отделение. Отсек, который изолирован от основного объема, отсек, не требующий сложного обслуживания, и что еще немало важно - этот отсек выдерживает и тряску, и вибрации.

Да, конечно, это отняло часть полезного пространства. Но, думаю, что вновь появившаяся польза все же перевесила появившийся недостаток. Всё лучше пожертвовать парой кубометров, чем рисковать жизнями разведчиков. Согласны?

Не просто БМП-3 с удобствами

-3

Эх, если бы только "Вепрь" отличался от базовой БМП-3 одним лишь туалетом! Статью можно было бы заканчивать, ан нет - тут есть еще один крайне интересный и важный нюанс!

Ведь если присмотреться, машину переделали основательно: бронирование усилили - не только лобовую проекцию, но и днище для защиты от пресловутых мин. Плюс ко всему прочему добавили и керамические, и композитные вставки. Базовая БМП-3 держала только 30-мм снаряды, а тут защиту подняли на порядок.

Плюс навесили целый ворох электроники - современные тепловизоры, лазерные дальномеры, спутниковую связь, систему очистки воздуха. По сути, получилась совершенно новая машина для разведки, заточенная под максимальную автономность и скрытность, и что самое главное - удобство и комфорт в использовании. Не просто "БМП-3 с Гальюном", как любят говорить острословы, а полноценная специализированная платформа.

Машина пошла на вооружение разведывательных подразделений ВДВ и морской пехоты где-то с середины 2010-х. Выпускалась, правда, штучно - не массовая это техника. Слишком узкая специализация, слишком дорогая начинка. Но для своих задач - то, что надо.

Практика показала - инженеры не зря старались. По сравнению с предшественниками, где разведчики работали с минимальным комфортом, а иногда и вовсе вынуждены были покидать машину, "Вепрь" обеспечивал беспрецедентную автономность. Сложно, конечно, измерить точно, сколько жизней это спасло - статистику таким вещам не ведут. Но логика понятна - чем меньше бойцы высовываются наружу, тем выше шансы выжить.

Западные конструкторы, сами понимаете, идут другим путем - наращивают броню до предела, огневую мощь увеличивают. А наши решили более тонкую проблему - как удержать экипаж внутри машины максимально долго. И решили, надо признать, изящно. Согласны?

Так что побеждает не только тот, у кого броня толще (хотя у "Вепря" с этим тоже всё в порядке), но и тот, кто сумел решить, казалось бы, самые прозаичные бытовые проблемы боевого применения техники.

Биотуалет в боевой машине - это, безусловно, контраст тот еще. Грозная стальная крепость и такая вот интимная деталь конструкции. Но если вдуматься - это символ того, как изменилась сама тактика ведения БД . Раньше танки шли в атаку, БМП прорывали линию фронта - времени сидеть на одном месте не было. А теперь разведка требует часов, а то и суток неподвижного наблюдения. И если цена успешной операции - небольшой "Гальюн" в кормовой части, значит, это цена выживания.

Глядя на "Вепрь", думаешь - вот же парадокс военной техники. Чем дальше, тем больше внимания уделяется не калибрам и лошадиным силам, а таким вот простым, человеческим вещам. И правильно, наверное. Ведь воюют всё-таки люди, а не машины - пока люди...

Понравилась история про столь необычную деталь российской бронетехники? Ставьте палец вверх! Не забывайте подписаться на канал, ведь впереди еще много интересных сюжетов о военной технике и ее неожиданных особенностях. Пишите свое мнение в комментариях - как думаете, оправдано ли такое решение конструкторов? Или это всё-таки излишество? Буду рад слышать ваше мнение.