Найти в Дзене
ФОТО ЖИЗНИ ДВОИХ

Жанна д’Арк: святая или ведьма? Как Орлеанскую деву судили за колдовство

Оглавление
Жанна д’Арк
Жанна д’Арк

Образ Жанны д’Арк сегодня кажется однозначным: национальная героиня Франции, святая заступница, пламенная воительница. Но путь к этому образу лежал через один из самых громких и политически мотивированных процессов в истории, где главным обвинением было ведовство. Почему же девушку, приведшую Францию к победе, сожгли на костре как еретичку и колдунью? Ответ кроется в смеси страха, политики, теологии и гендерных предрассудков.

1. «Голоса с небес»: божественное откровение или дьявольский навет?

В основе всего лежали «голоса», которые, по словам Жанны, направляли ее. Она утверждала, что слышала святых Екатерину, Маргариту и архангела Михаила. Для её сторонников это было знамением Божьей воли. Для врагов — ключевым доказательством связи с дьяволом.

Почему это трактовали как колдовство:

Неавторизованное откровение: церковь Средневековья была единственным посредником между Богом и человеком. Заявление простой крестьянки о том, что она напрямую общается со святыми, подрывало авторитет клира. Это была ересь — гордыня и самоуверенность, граничащая с богохульством.

Визуальная и сенсорная конкретика: Жанна не просто «чувствовала» присутствие святых. Она видела их, слышала их, даже обнимала их. Для инквизиторов это классический признак дьявольских иллюзий. Считалось, что демоны могут принимать облик святых, чтобы обмануть душу.

Пророческий дар: её способность предсказывать будущее (например, снятие осады с Орлеана или коронацию Карла VII в Реймсе) в народной культуре часто ассоциировалась не с святостью, а с магией. Такой дар мог быть дан только Богом (что оспаривалось) или дьяволом.

2. Одежда как вызов: мужской костюм — униформа или грех?

Одно из самых упорных обвинений — ношение мужской одежды. После пленения Жанна надела камзол и штаны, что с точки зрения обвинителей было многогранным преступлением.

Библейский запрет: ссылались на Второзаконие (22:5): «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом, Богом твоим, всякий делающий сие».

Нарушение божественного порядка: средневековое общество было строго иерархичным. Мужчина и женщина имели свои, установленные Богом роли. Надевая мужскую одежду, Жанна стирала эти границы, бросая вызов самому мироустройству. Это воспринималось как акт неповиновения не только людским, но и божественным законам.

Практическая магия? Суеверное сознание могло усматривать в смене одежды и ритуальный, магический акт. Облачившись в мужское платье, она как бы «становилась» мужчиной, что объясняло её невероятные военные успехи. Это была не просто удобная униформа, а маска, дающая сверхъестественные силы.

3. «Знаки» и чудеса: обвинения в использовании магии

Прокуроры процесса старательно выискивали следы магических ритуалов в её действиях.

Знамя и меч: Жанна заказала себе знамя с изображением Христа и ангелов и чудесным образом «указала» место, где был закопан древний меч. Обвинители намекали, что знамя могло быть заколдованным талисманом, приносящим победу, а находка меча — результатом не божественного откровения, а гадания или указания демонов.

Фairy Tree (Дерево фей): в детстве Жанна ходила с подругами к старому буку, возле которого, по местным легендам, появлялись феи. Для судей это было прямым доказательством её связи с потусторонними, языческими силами, а не с христианским Богом. Контакт с феями однозначно приравнивался к колдовству.

Кольцо: у неё было кольцо, подаренное родителями. На суде его пытались представить как магический амулет, хотя Жанна утверждала, что носит его просто на память.

4. Политический заказ: зачем нужно было уничтожить не только Жанну, но и её наследие

За религиозными обвинениями стояла холодная политика. Процесс над Жанной был не столько духовным, сколько политическим судилищем, инспирированным англичанами и их союзниками из бургундской церкви.

Дискредитация Карла VII: англичане вложили огромные средства в войну. Жанна переломила её ход. Если бы удалось доказать, что свои победы она одержала с помощью дьявола, а не Бога, то коронация Карла VII в Реймсе теряла легитимность. Выходило, что король Франции получил корону из рук ведьмы и еретички, а значит, его власть была незаконной. Это была информационная война XV века.

Устрашение французов: Жанна стала живым символом французского сопротивления. Её публичное осуждение и казнь должны были сломить дух врага и показать, что их «святая» на самом деле — посланница дьявола.

Страх перед «неудобной» святостью:простая девушка из народа, не вписавшаяся ни в один социальный институт (ни в монахини, ни в замужние женщины, ни в придворные дамы), обладала огромным влиянием. Убрав её под предлогом ереси, церковная и светская элита избавлялась от опасного прецедента.

5. Гендерный аспект: женщина, нарушившая все правила

Жанна д’Арк бросила вызов всем представлениям о месте женщины в средневековом обществе.

Женщина-воин: она не просто вдохновляла, она лично участвовала в боевых действиях, что считалось исключительно мужским делом. Её смелость и успех на поле боя объяснялись либо божественным чудом (для сторонников), либо колдовством (для врагов). Третий вариант — что женщина может быть храбрым и умелым полководцем — был немыслим.

Непокорность: она была юна, необразованна, но при этом демонстрировала железную волю и острый ум, успешно парируя уловки опытных теологов на суде. Такая непокорная, уверенная в себе женщина вызывала инстинктивный страх и воспринималась как одержимая.

Приговор и Реабилитация

30 мая 1431 года Жанна д’Арк была сожжена на костре в Руане. Формально её казнили не как ведьму (обвинение в колдовстве не было основным), а как «рецидивистку-еретичку» — за то, что она вновь надела мужскую одежду в тюрьме, вернувшись к «ереси».

Её процесс был сфабрикован с грубейшими нарушениями канонического права. Спустя 25 лет, когда Карл VII отвоевал Нормандию, состоялся процесс реабилитации, где все обвинения были сняты, а первоначальный суд признан недействительным, сфальсифицированным и порочащим доброе имя Жанны.

Заключение

Жанну д’Арк считали ведьмой не потому, что она ею была, а потому, что этот ярлык был самым эффективным оружием против неё. В нём сошлись страх перед неподконтрольной духовностью, ужас перед женщиной, вышедшей за рамки своей роли, и циничный политический расчёт. Её история — это вечное напоминание о том, как образ «ведьмы» создаётся не по факту колдовства, а для уничтожения тех, кто бросает вызов системе, будь то церковная, политическая или социальная. Из пламени того костра возгорелась не просто легенда, а символ, который в итоге Церковь была вынуждена признать, канонизировав Жанну д’Арк в 1920 году. Так ведьма стала святой.

А как вы думаете, была ли Жанна д’Арк ведьмой? Делитесь в комментариях!

Сергей Упертый

#История #ВеликиеЖенщины #ЖаннадАрк #Воин #Сила #Ведьма #Святая #Средневековье #ЗнаменитыеЖенщины #Подпишись