В 410-м году вестготы отрывались в Риме. Вождь Аларих отдал город своей орде на трехдневный грабеж; варвары поживились хлебом, одеждами, золотом, пожгли дома, но не тронули храмы. В целом Рим отделался сносно. Когда готы его покидали, в их обозе ехала пленница – Галла Плацидия, дочь императора единого Рима Феодосия Великого, к той поре умершего, и сестра здравствующего императора Западного Рима Гонория.
Захват вечного города варварами – страшный позор для империи. Пленение римской принцессы – позор вдвойне. Римлян унизили как никогда.
Заложница
Аларих отдает знатную пленницу своему шурину Атаульфу. Вряд ли тот воспользовался Плацидией как победитель, хотя в хрониках деталей нет. Зато известно, что Атаульф млел от римского порядка, уважал римскую культуру и был не прочь жить как римлянин. Скорее всего Галлу окружили почетом, дали ей слуг.
Гонорий между тем требует вернуть сестру, Атаульф яростно торгуется – видно, у него зреют планы на Плацидию. К тому времени он уже король вестготов: Аларих умер в конце позорного для римлян 410 года.
Атаульф, этот романизированный варвар, в разгар торга с Гонорием ставит новое условие: просит у императора руки его сестры. Наверное, Гонорий не отказывает – Атаульф готов ему удружить, он лупит в Галлии врагов Рима. Хотя, если подумать, скандал несусветный: германский варвар женится на римской принцессе! O tempora, o mores, пробурчал бы Цицерон.
Галла – девушка не первой молодости, ей года 22; хронисты называют ее красавицей, нам остается верить. Атаульф не стар, собою пригож, вдобавок косит под римлянина; невесте он как минимум не противен. Она закрывает глаза на то, что у жениха 6 деток от прошлого брака - а что ей делать? В 414-м в галльском городе Нарбонне играют беспрецедентную свадьбу, причем на римский манер; живший тогда грек Олимпиодор сообщает: «Плацидия сидела в украшенном по-римски атрии, в царском уборе; рядом сидел Атаульф, облаченный в хламиду и другие римские одежды». А какой свадебный подарок приготовил варвар суженой? Царский: 50 чаш, доверху наполненных драгоценностями. За три года до того награбленными в Риме.
Смена декораций
Итак, римлянка Плацидия – королева вестготов. Она рожает Атаульфу сына, но тот умирает младенцем. Через полтора года после свадьбы корону ей приходится снять – у готов распри, Атаульфа убивает его же охранник, власть переходит к Сигерику. Он убивает всех детей Атаульфа, а Галлу с другими пленными ведет с позором 12 миль по загородной дороге. Сигерику править недолго, через неделю он уже труп; новый король за 600 тысяч мер хлеба отдает Галлу ее брату-императору. Спустя 6 лет та снова в Риме.
Возвращение не радует: Гонорий хочет выдать сестру за военачальника Флавия Констанция – вон за того, видите? Угрюмый тип, «пучеглазый, с толстым затылком и плоской головой» (Олимпиодор разглядел). Галла упирается, но братец настаивает. В начале 417 года она снова невеста; свадьба пышная, Галла мрачная. На Констанция не смотрит. Ровно 3 года назад она выходила за Атаульфа и тогда ей было куда веселее.
Она рожает вояке дочь, потом сына. В 421-м бездетный Гонорий делает Констанция соправителем; Плацидия получает титул августы (как жена императора) и тем немного утешается. Ее сын Валентиниан – наследник римского трона; его мать в том находит новое утешение. Когда через полгода умирает Констанций, ей почти хорошо. Ползет слух о кровосмесительной связи Галлы с братом-императором; скоро они ссорятся, варвары из свиты Плацидии (наследие Атаульфа) стоят за нее горой, Гонорий злится и высылает сестру с племяшом в Константинополь. А в 423-м умирает. Два года политических дрязг – и на троне Западного Рима сын Плацидии, 7-летний Валентиниан. Она же, как регент, правит империей целых 12 лет, до взросления сына. Тот женится на Евдоксии, дочери императора Восточного Рима, и оттесняет мать от управления; в хрониках тех лет ее имени нет.
Затрудняюсь сказать, как правила империей Галла Плацидия, а ее сын дела запустил; ему б понежиться в роскоши, поблудить, поубивать неугодных, вроде полководца Аэция, победителя Аттилы… Продержался у власти Валентиниан III однако 30 лет; после него, как пишут, падение Западного Рима стало неизбежным. Галла его не увидит, умрет в 450-м, дожив до 62-х.
А перед тем вспыхнет скандал: ее дочь Юста Грата Гонория, которой как и матери навязывали мужа, попросит помощи у вождя гуннов Аттилы; тот под предлогом защиты принцессы вторгнется в Италию. Хорошо, что Аэций будет еще жив.
Мало того: когда спустя пару лет свергнут Валентиниана, брата Юсты Граты, его вдова Евдоксия, не желая быть женой нового владыки Рима Петрония Максима, призовет на помощь вандала Гейзериха. Тот тоже даме не откажет; в 455-м Рим возьмут уже вандалы.
Хроники тех лет туманны, противоречивы; и наскоки варваров на Рим не объяснить одним сакраментальным «cherchez la femme». Но женщины на закате Римской империи зажигали сполна, тут не поспоришь.
Автор – Марина Туманова
Душевное вам спасибо за внимание к каналу, за лайки, комментарии, подписки
Еще по теме: