Рассматривая старые карты Южной Америки, вспомнил обо одном случайном совпадении, которое волновало меня с детства:
Бразильский штат Акри и платформа Акри под Ступино, давшая название поселку. Пользуясь случаем, решил узнать происхождение обоих названий.
Удивительным образом однозначного ответа нет ни в том, ни в другом случае!
Бразильский штат (с ударением на «а») назван в честь одноименной реки, название которой является, по всей видимости, адаптацией слова Umákürü из аравакского языка апуринан (apurinã) с неясным значением. Но в этой неопределенности ничего удивительного нет, учитывая, в какой глуши он находится.
А вот почему нет твердого и четкого объяснения происхождения названия подмосковной станции (с ударением на «и»), – загадка. Самая распространенная в Интернете версия: это аббревиатура названия «Акционерная компания Российской империи» / «Акционеры Российской империи», которая якобы строила Павелецкое направление. Но строило его Общество Рязанской-Уральской железной дороги (основанное, кстати, нашим другом фон Дервизом).
Все обнаруженные тексты, где отстаивается эта версия, выглядят крайне неубедительно. Но вторая версия – что это, мол, имя Ирка, написанное задом наперед, – еще более безумна:
Гибель Ирки была большой утратой для всех. Комсомольцы очень горевали по этому поводу. Когда платформа была достроена, то они обратились к начальству с просьбой назвать эту платформу «Ирка», чтобы увековечить память об этой замечательной девушке. Однако они получили отказ – слишком уж вульгарно звучало такое название, как-то совсем уж несерьезно и даже пошловато.
Тогда комсомольцы решили назвать платформу «Акри». Такое название звучит более солидно, и его приняли официально.
С бразильским штатом все ясно, надежды на восстановление этимологии никакой (но рано или поздно здесь будет рассказ о том, как Бразилия отжала у Боливии его территорию). А что по станции-то? Есть версии посерьезнее?
(О том, что штат Акри – действительно глушь, свидетельствует эта карта. А проверить знание штатов Бразилии можно, конечно же, на сайте Леонида Мотовских).