Найти в Дзене

Как приматы изобрели искусство и что это говорит о нас

Оглавление

Знаете ли вы, что искусство можно рассматривать не только как эстетическое постижение или акт самовыражения, но как мощный социальный механизм?

В отрывке из книги «Структура таланта» Андрей Самарин предлагает взглянуть на творчество как на форму борьбы за признание и доминирование, сродни тем инстинктам, что лежат в основе всех живых существ.

В этой статье мы погружаемся в эту мысль, проследим, как этот «социальный альфа-статус» формируется без единого поединка и почему мастерство становится ключевым ресурсом в современной иерархии.

Социальная роль искусства

Искусство можно представить как кристалл. Заглядывая в разные грани, вы обнаружите множество положительных качеств и высоких стремлений. Но есть одна грань, о которой не принято говорить. Речь пойдёт о его изначальной социальной роли.

В обществе людей можно найти признаки разных форм социального устройства. Семьи, как у горилл, стаи, как у шимпанзе, и даже колонии, словно у насекомых.

Профессиональная среда организована согласно иерархии стаи. Там вы найдёте вожака, элиту и претендентов на доступ к ресурсам. Человеческий коллектив, включая политические и религиозные модели, всегда организуется в иерархию, подчинённую принципу доминантности.

Человек как примат: иерархия в действии

Всё в живой природе стремится к выживанию и размножению. Большая жизнь продолжает себя через поколения, поддерживая в нас три основные биологические мотивации:

  • стремление к пропитанию;
  • поиск полового партнёра;
  • социальное доминирование.

Эти стремления, несмотря на попытки оспорить их роль, живут в нас безусловно. Ничто не способно отменить их простой истины. Каждый поступок человека, каждая его мысль, каждый жест и каждое слово могут научно трактоваться с точки зрения этих биологических мотивов. Людям свойственно лучше — рефлексировать и искать то, чего они «хотят на самом деле».

Но с точки зрения науки у человека нет более истинных целей, чем эти три. Любое занятие легко становится делом жизни, если оно удовлетворяет стремления к материальным благам, касается вопроса размножения или вовсе решает его и обеспечивает устойчивые позиции в социуме.

От силы к символу

Последний пункт, «социальное доминирование», обеспечивает два предыдущих. Сила давно не играет здесь ключевой роли. Поэтому в обществе людей арсенал методов иерархической борьбы пестрит своей оригинальностью. Кто-то ещё добивается своего силой, кто-то усердно трудится, кто-то занимается наукой, кто-то проповедует милосердие и заботу о ближнем, а кто-то просто научился играть в покер.

В обществе людей арсенал методов иерархической борьбы пестрит своей оригинальностью.

Есть и более изощрённые методы. Люди проявили на этом поприще особенную изобретательность, выйдя за рамки прямого доминирования. Например, они научились «побеждать» созданием провокаций и умелым изображением из себя жертвы — излюбленный методом внутрихудожественных иерархий.

Среди обезьян 50% особей не вступают в прямую борьбу за лидерство. Но это не означает, что эти особи не участвуют в конкурсе на передачу генов. Часто избегание поединков в итоге приносит больше преимуществ. Арсенал методов невероятно широк и динамичен в развитии. В науке эти вопросы освещает теория социальной адаптации. Искусство отлично вписывается в спектр эффективных методов и является одним из самых надёжных и самых достойных.

Творчество как форма доминирования

Зарождение искусства в древнем обществе приматов было попыткой нарушить социальную иерархию. Британский приматолог Джейн Гудолл описывает один из таких примеров. Находясь в вольере, самец шимпанзе украл у наблюдавших его учёных две пустые канистры и научился, ударяя ими у себя над головой, производить громкий шокирующий звук, который магическим образом пугал и завораживал остальных членов стаи.

Шимпанзе не относился к группе доминирующих альфа-особей, но в результате успеха был признан ими как равный. Он обрёл ранг, популярность среди самок. Это произошло, потому что его новый навык оказался уникальным для всех остальных обезьян. Он открыл эмоции, недоступные ранее. Не умея повторить авторский перформанс, элита и вожак были вынуждены признать заслуги «художника».

Эволюция искусства: от инстинкта к смыслу

Для нас подобное творческое действие кажется слишком простым, но для уровня той аудитории это было более чем новаторским и выглядело просто грандиозно. Всё с чего-то начиналось. Олимпийские игры на заре своего зарождения заканчивались смертельными схватками, а к Слову Божьему во времена Шекспира служители церкви приобщали, заманивая будущих прихожан кружкой бесплатного пива.

В современном обществе произвести впечатление на потенциального полового партнёра трюком с двумя канистрами стало сложнее, чем раньше. Феномен искусства развивался и будет продолжать это делать, обрастая очередными задачами и смыслами. Важный момент заключается в том, что новый альфа занял своё место без единого поединка. Доступ к ресурсам получил не самый сильный, а самый уникальный.

Кажется, что он может утратить свои позиции в случае, если ему придётся отстаивать их напрямую, но это не совсем так. Он обладает уникальным и критически важным для всей стаи качеством, а значит, находится под её вниманием и защитой. Однако и здесь не всё так идеально просто.

Мастерство как новая форма выживания

Искусство — слишком привлекательная ниша. Конкурировать с особью, умеющей делать нечто уникальное, можно только подобным способом. В принципе, наше общество достигло стадии, где выяснение отношений на основе чистого тестостерона больше невозможно без последствий. Конкуренция среди художников нередко принимает, мягко говоря, изощрённые формы, способные удивить любого сторонника теории социальной адаптации.

Но кто побеждает в таком формате борьбы? Те, кто умеет подтвердить свой статус объективным мастерством. Те, кто понимает, что искусство — это сначала развитие и только потом самовыражение и творчество.

Искусство — это сначала развитие и только потом самовыражение и творчество.

Это важный момент. Принято высокопарно заявлять, что художник — это не ремесленник, что он выше простого мастера. Но на самом деле в современном мире именно мастерство делает творческого человека конкурентоспособным.

Подписывайтесь на наш блог, чтобы получать больше таких материалов!

А эта статья — отрывок из книги Андрея Самарина «Структура таланта. От иллюзий к реальности: как стать настоящим художником».