Найти в Дзене

🔪 История жанра слэшеров: от “Психо” до “Пилы” и 2025 года

Слэшеры — самый экстремальный вид фильмов ужасов. Жанр, который с самого рождения ругали за жестокость, обвиняли в аморальности и женоненавистничестве, но он прижился, стал культовым и до сих пор вызывает в зрителе то, что не может ни один другой жанр: чистый первобытный страх и тайное удовольствие.
Худшие слэшеры хотя бы пугают. Лучшие — открывают в нас что-то, о чём мы не хотим знать. До “Психо” (1960) Альфреда Хичкока ужас в кино был внешним — чудовища, вампиры, дома с привидениями. Хичкок же сделал нечто невозможное: перенёс зло внутрь человека. Его монстр — не потустороннее существо, а милый, вежливый парень. Когда зрители впервые увидели, как главную героиню убивают спустя 40 минут экранного времени — это был шок. Так в кинематограф вошёл реалистический ужас, который будет жить десятилетиями. Из “Психо” вышла не только концепция “домашнего монстра”, но и целая школа визуального страха: нож, ванная, закрытое пространство, тишина перед нападением. Плюс, здесь важно понимать, что
Оглавление

Слэшеры — самый экстремальный вид фильмов ужасов. Жанр, который с самого рождения ругали за жестокость, обвиняли в аморальности и женоненавистничестве, но он прижился, стал культовым и до сих пор вызывает в зрителе то, что не может ни один другой жанр: чистый первобытный страх и тайное удовольствие.

Худшие слэшеры хотя бы пугают. Лучшие — открывают в нас что-то, о чём мы не хотим знать.

🩸 Рождение страха: “Психо” и “Чёрное Рождество”

До “Психо” (1960) Альфреда Хичкока ужас в кино был внешним — чудовища, вампиры, дома с привидениями. Хичкок же сделал нечто невозможное: перенёс зло внутрь человека. Его монстр — не потустороннее существо, а милый, вежливый парень.

Когда зрители впервые увидели, как главную героиню убивают спустя 40 минут экранного времени — это был шок. Так в кинематограф вошёл реалистический ужас, который будет жить десятилетиями.

Из “Психо” вышла не только концепция “домашнего монстра”, но и целая школа визуального страха: нож, ванная, закрытое пространство, тишина перед нападением.

Плюс, здесь важно понимать, что в 60-ых в Голливуде был кодекс Хейса, который запрещал показывать явное насилие в кино. Поэтому в целом жанр ужасов, начинает расцветать, как раз после 60-ых. Режиссеры начинают выплескивать на экран, то что давно хотелось.
-2

Первым классическим слэшером стал "Черное рождество". Позже Джон Карпентер снимет “Хэллоуин” (1978) и возьмёт на главную роль Джейми Ли Кертис — дочь Джанет Ли, той самой убитой героини из “Психо”. Так история буквально замкнулась.Но в отличие от героини своей мамы Джейми Ли выживет и так зародиться еще культовый феномен.

🪓 “Техасская резня бензопилой”

Выходит “Техасская резня бензопилой” (1974) — и ломает всё представление о кино. Фильм выглядел как документальный кошмар. Большинство людей были уверены, что он снят на реальных событиях потому, что начальные титры в подробностях описывали то, что нам предстоит увидеть.

-3

Фильм снимался в адских условиях, с минимальным бюджетом. Была чудовищная жара, пот и грязь, измученные актеры. Это добавляло фильму реализма.

Этот хоррор, это
социальный комментарий — о разрушенном американском рабочем классе, о людях, превращённых системой в чудовищ. История вдохновлена реальными преступлениями Эда Гина — и через этот образ в жанр впервые вошёл бытовой ужас. “Резня” вывела на экран то, что зрители пытались вытеснить: мы едим мясо, но не хотим видеть, откуда оно.

🎃 “Хэллоуин” и рождение “финальной девушки”

“Хэллоуин” стал тем фильмом, с которого начался бум слэшеров. Маска, тяжёлое дыхание, тихие улицы пригорода, музыка, которая держит в напряжении.

-4

Но главное — атмосфера неизбежности, где зло не приходит извне, оно уже дома. С “Хэллоуина” родилась концепция “Final Girl” — финальной девушки. Она не сексуализирована, не глупа, не стремится быть героиней. Она — обычная, и именно поэтому выживает. Она становится свидетелем того, как умирают друзья, и в конце остаётся один на один с убийцей — и побеждает.

Это не просто клише, а
архетип выживания, олицетворение того, как слабость превращается в силу. Мы так любим эту концепцию потому, что всегда ассоциируемся себя с финальной девушкой. Мы будем кричать ей в экран "Нет, не иди туда!". "Обернись, сзади убийца". Потому что мы хотим помочь ей, хотим, чтобы она жила.

⛺️ “Пятница 13-е” и кодекс слэшера

-5

“Пятница 13-е” (1980) сделала слэшер формулой. Безмолвный убийца в маске, летние домики, группа подростков и одно простое правило:

если занимаешься сексом или употребляешь — не доживёшь до конца.

Так появились типажи: шлюха, качок, ботан, скромница — и, конечно, финальная девушка. Но согласитесь нам всем было плевать на них, их убийства стали развлечением. Почему? Потому что маньяк на экране был куда загадочнее и интереснее. Одна наша часть сопереживает финальной девушке, а вторая болеет за маньяка "давай, избавься уже от этих тупых подростков". Интересно, не правда ли?

Стоит тут отметить и Тома Савини, который создал для “Пятницы” революционные практические спецэффекты, и кровь на экране стала выглядеть
слишком настоящей.

🪞 80-е: моральная паника и симпатия к злу

К началу 80-х слэшеры заполонили рынок. “Маньяк”, “Мой кровавые Валентин” — десятки фильмов, где убийство становилось почти эстетикой.

Общественность взбесилась: обвинения в женоненавистничестве, в аморальности, в растлении молодёжи. Крови на экранах стало слишком много.

Но именно здесь важно одно: а каком женоненавистничестве идет речь, если в конце почти всегда выживала женщина. Финальная девушка была воплощением силы. Она переживала кошмар, который не переживал никто.

🔥 “Кошмар на улице Вязов”: сон как новый уровень страха

-6

1984 год. В жанр врывается Фредди Крюгер — сожжённый убийца детей, который приходит во сне.

В первые в слэшере границы реальности стираются, и теперь
умереть можно не только наяву, но и в подсознании. Появилось, что-то потусторонние в жанре и это произвело фурор.

Перчатка с лезвиями отсылала к первобытным страхам хищника. А полосатый свитер — к цветам, которые глазу неприятно видеть вместе. Еще и поэтому Фредди так нас пугал. Уэс Крэйвен создал культовый хоррор.

Слэшер впервые
обрёл символизм.

🧸 80–90-е: игры с табу и новая искренность

-7

“Детские игры” (1988) — ещё один удар ниже пояса. Игрушка, воплощение детства и безопасности, становится убийцей. Фильм нарушил табу, заставив зрителей бояться самого безобидного образа. Ну и не стоит упоминать, насколько сложно было напугать зрителя куклой, снять это так, чтобы у людей были мурашки. Чтобы это выглядело правдоподобно.

“Кэндимен” (1992) впервые показал чернокожего маньяка — и сделал из ужаса социальный комментарий о рабстве, памяти и любви.

😱 90-е: усталость и перезапуск

-8

К концу 80-х слэшеры приелись. Начали появляться сиквелы почти всех вышеупомянутых фильмов. Каждый последующий становился хуже предыдущего. Однообразие, переэксплуатация клише.

Жанр умирает… до выхода
“Крика” (1996). Уэс Крэйвен снова переворачивает игру: его убийца знает все правила ужасов — и сам по ним играет. “Крик” стал мета-хоррором, балансирующим между страхом и самоиронией.

Маньяк падает, промахивается, комично спотыкается — но всё равно пугает. А в центре — девушка, которая пережила потерю матери и учится снова доверять… только чтобы узнать, что убийца всё это время был рядом.

🍷 “Молчание ягнят”: слэшер становится искусством

-9

Когда “Молчание ягнят” (1991) номинировали на “Оскар” за лучший фильм — это был шок.До этого ни один ужастик не считался “высоким искусством”.

Но
Ганнибал Лектер — не просто убийца. Он умён, элегантен, обаятелен, и на экране его всего 14 минут. Фильм пригласил в жанр тех, кто никогда не смотрел хорроры. Он доказал: страх может быть интеллектуальным.

🪚 2000-е: “Пила” и пыточное порно

-10

После 11 сентября страх изменился.

Теперь зло не рядом — оно в мире, на новостях, в политике. В 2004 году “Пила” показала, как можно
выживать через боль. Двое мужчин в запертой комнате, цепи, диктофон, выбор между жизнью и ужасом. Финал шокировал всех — и родил новое направление, “пыточное порно” (torture porn).

Появляется "Хостел", который буквально становится метафорой на политику Джорджа Буша, терроризм и пытки, которые устраивали американские солдаты. Только в фильме пытают самих американцев. Фильм буквально развеивает образ "сильной" Америки. Показывая американцев беспомощными и беззащитными, напоминая всем, что "они не короли мира".

🩶 После 2010-х: ремейки, переосмысления, кризис идей

2010-е этот период в Голливуде, когда фильмы с оригинальным авторским сценарием просто не будут выходить в прокат. Появляется огромное количество франшиз, которые продюсеры будут доить до последнего. Голливуд, как никогда, становится машиной для зарабатывания денег. Цель - исключительно заработать деньги. Искусство уходит далеко на второй план, и это длится до сих пор.

-11

Начинают появляться ремейки старых слэшеров (“Пятница 13-е”, “Хэллоуин”), новые версии старых монстров, и попытки осмыслить сам жанр. Но ни один ремейк не превзошел оригинал.

Начинают также выходить продолжения известных франшиз, отсылая зрителей к ностальгии. (Сейчас мы тоже это видим, новый "Пункт назначения", например)

Но кое-что в жанре все же появляется.

  • Герои знают, что они «в фильме ужасов».
  • Режиссёры цитируют классику и одновременно высмеивают её.
  • Много «гиковских» деталей, пародий, комедийного тона.
  • Меньше настоящего ужаса, больше игры с ожиданиями зрителя.

Но зрители устали от пародий — жанру снова захотелось страшного и серьёзного.

🔪 2016–2020: Реализм, арт-ужас и фем-слешеры

После успеха "Оно приходит за тобой" стало ясно, что зрителю нужна глубина и смысл даже в жанре крови. Слешеры стали сочетать хоррор с психологией, социальной метафорой, атмосферой тревоги.

-12

Главные тренды:

  • Женская перспектива: финальная девушка теперь не просто выживает — она разбирает насилие как систему.
  • Эстетика «медленного хоррора»: больше пауз, смысла, меньше банальных скримеров.
  • Появляются «умные» слешеры, где убийца — не монстр, а символ внутренней травмы или общества.

Примеры:

  • Оно приходит за тобой (2014) — секс как передача смерти.
  • Тишина (2016) — финальная девушка с глухотой, новое напряжение.
  • Приглашение (2015) — тревога, паранойя, секта.
  • Счастливого дня смерти (2017) — слешер + временная петля = жанровый прорыв.
  • Я иду искать (2019) — метафора классового насилия.

Слешеры снова стали умными, атмосферными и символическими. Кровь осталась, но теперь она что-то значит.

🧠 2020–2025: Возвращение классики + авторский апгрейд

-13

После пандемии начался ренессанс ностальгии и визуального авторского хоррора. Режиссёры осознанно возвращают эстетику 80–90-х, но пропускают её через современные темы — психические расстройства, цифровое одиночество, женскую ярость, травму.

Что отличает слешеры нового поколения:

  • Большое влияние эстетики A24 и инди-кино (атмосфера важнее сюжета).
  • Много визуальных экспериментов, неон, VHS-ностальгия.
  • Возврат маски и архетипа, но с новым смыслом (теперь убийца — продукт общества).
  • Высмеивание чрезмерной одержимости соц сетями и культа личности.

Примеры:

  • X (2022) и Пэрл (2022) — мета-портрет актрисы и рождение монстра.
  • Тела, тела, тела (2022) — цифровой слешер о зумерах и нарциссизме.
  • Конкретный убийца (2023) — комедийный тайм-слешер с фем-повесткой.
  • Собиратель душ (2024) — возвращение к атмосфере Семи и Зодиака, но с демонической тревогой.

Итог:

Слешер снова
в топе массового интереса, но теперь:

  • он про внутренние страхи, а не просто выживание;
  • его снимают авторы, а не студии по шаблону;
  • он снова способен быть искусством.

______

КАКИЕ ЕЩЕ ФИЛЬМЫ ХОТИТЕ НА РАЗБОР?⬇️⬇️⬇️⬇️

__________

Меня зовут Алиса Гальярдо, я режиссер, сценарист и психолог. Вас будут ждать разборы фильмов, сериалов и персонажей — от неожиданных сюжетных поворотов до глубоких смыслов. 🎬🔍

Подписывайся, если любишь копаться в деталях, искать скрытые смыслы. 🍿✨

🎬Мой тг с ежедневными рекомендашками: https://t.me/movies_for_love

🎬Поддержать мой канал донатами: https://dzen.ru/alyssa_o_kino?donate=true

-14