Найти в Дзене
ГК AltegroSky

Япония запустила новый грузовой корабль HTV-X к МКС

Оглавление

Япония открыла новую главу в космической логистике, успешно запустив свой грузовой корабль нового поколения HTV-X к Международной космической станции.

Старт миссии HTV-X1 состоялся 26 октября 2025 года в 09:00:15 по японскому стандартному времени с космического центра Танэгасима-4. Ракета-носитель H3, в своей самой мощной конфигурации с четырьмя ускорителями, успешно вывела корабль на заданную орбиту, что было подтверждено спустя 14 минут после старта-8. Стыковка с МКС запланирована на 29 октября.

© JAXA
© JAXA

Технологическая эволюция грузового корабля

HTV-X был разработан как преемник хорошо зарекомендовавшего себя корабля HTV (известного как "Kounotori"), который выполнил девять миссий по снабжению МКС в период с 2009 по 2020 год-8. Новый корабль длиной около 8 метров, что примерно на 1.2 метра короче своего предшественника, сохраняет при этом аналогичную грузоподъемность — способность доставлять на станцию около 6000 килограммов полезного груза.

Ключевым улучшением конструкции стало введение унифицированного служебного модуля, который интегрирует все функции, необходимые для навигации в космическом пространстве. В отличие от предыдущей модели, где солнечные элементы и двигатели были размещены на разных модулях, в HTV-X они собраны в едином служебном модуле. Такой подход к проектированию открывает возможности для новых применений, включая самостоятельный полет служебного модуля и его стыковку с другими модулями в космосе.

Модульный дизайн и расширенные возможности

Сердцем системы управления HTV-X является интеграционная система управления, состоящая из трех летных компьютеров. Эти компьютеры одновременно выполняют одинаковые задачи, а их результаты постоянно сверяются по принципу большинства, что обеспечивает высокий уровень надежности и безопасности. Даже в случае отказа двух из трех компьютеров, оставшийся сможет продолжить выполнение основных операций для полета корабля.

Энергосистема корабля также претерпела значительные изменения. Вместо солнечных элементов, распределенных по боковым сторонам цилиндрического корпуса, как у HTV, HTV-X оснащен развертываемыми солнечными панелями, установленными на служебном модуле. Наклон панелей на 30 градусов позволяет системе эффективно генерировать электроэнергию независимо от времени и сезона.

Перспективы многоразового использования и будущих миссий

Одной из наиболее значительных инноваций HTV-X является его модульная архитектура, которая позволяет адаптировать корабль для задач, выходящих за рамки снабжения МКС. Конструкция служебного модуля специально разработана для многоразового использования и может служить основой для различных космических аппаратов.

После завершения своей основной миссии по доставке грузов на МКС, HTV-X способен проводить долгосрочные технические демонстрационные миссии на орбите продолжительностью до 1.5 лет перед возвращением в атмосферу-3. Это открывает новые возможности для коммерческих и научных исследований в условиях микрогравитации.

Японское агентство аэрокосмических исследований рассматривает HTV-X как ключевой элемент будущей космической инфраструктуры, включая возможные полеты к Лунному орбитальному шлюзу Gateway в рамках программы Artemis-3. Успешный дебют HTV-X не только укрепляет позиции Японии в области космической логистики, но и вносит важный вклад в международные усилия по освоению космоса за пределами низкой околоземной орбиты.