До сих пор Бельгия выделялась среди европейских стран своей уникальной правовой позицией: заключенный, совершивший побег из тюрьмы без сопутствующих правонарушений, не подвергался дополнительному наказанию.
Эта особенность коренится в устаревшем представлении об уголовном праве, которое рассматривает свободу как фундаментальное право человека. Согласно этой концепции, человек имеет право попытаться восстановить свою свободу, и за сам акт побега его не следует наказывать. Такой подход долгое время оправдывался принципами человеческого достоинства и соразмерности наказаний. Однако эта традиция вот-вот уйдет в прошлое. Министр юстиции Аннелиес Верлинден представила проект закона, который криминализирует так называемый «простой» побег — то есть побег без насилия или ущерба. Эта реформа положит конец бельгийскому исключению в Европе.
В Бельгии по официальным данным на 10 000 заключенных приходится всего 7,7 попыток побега от правосудия и его последствий. Согласно действующему законодательству (статьи 332–337 Уголовного кодекса), заключенного можно привлечь к ответственности только в том случае, если во время побега он совершит другое преступление — например, применит насилие, пригрозит охраннику, взломает дверь или уничтожит имущество. Помощь в побеге другому заключенному также влечет уголовную ответственность. Но сам по себе побег в одиночку, без разрушений или насилия, не считается преступлением.
Эта концепция восходит к Уголовному кодексу Бельгии 1867 года, который был вдохновлен идеями философов и юристов того времени, такими как Чезаре Беккариа. Он отстаивал мысль, что правосудие должно быть скорее реформирующим, чем карательным. Бельгийские власти решили не наказывать сам акт побега, считая, что он сам по себе не является аморальным поведением, а лишь проявлением стремления к свободе.
С предложенным Аннелиес Верлинден изменением законодательства Бельгия собирается присоединиться к большинству европейских стран, где побег из тюрьмы квалифицируется как уголовное преступление. Например, во Франции с 2004 года побег наказывается дополнительным сроком в три года лишения свободы и штрафом в 45 000 евро. «Ненормально, что кто-то может бежать из тюрьмы с полной безнаказанностью», — аргументирует свое предложение министр, подчеркивая, что реформа предлагаемая соответствует простому здравому смыслу.
Текст законопроекта уже одобрен комиссией по юстиции и ожидает окончательного голосования в Палате представителей. Он предусматривает, что любой побег, даже не сопровождающийся насилием, будет караться лишением свободы на срок от шести месяцев до трех лет. Кроме того, вводятся новые положения о саботаже электронных средств слежения, таких как электронные браслеты: их разрушение или нейтрализация будет наказываться так же, как и обычный побег.
Эта реформа не ограничивается только проблемой побегов. Она входит в более широкий пакет мер по обеспечению безопасности в тюрьмах. В частности, вводится правовая основа для тестирования на наркотики в местах лишения свободы: разрешены целевые или случайные проверки с забором слюны или мочи. Отказ от теста будет приравнен к положительному результату. Другие статьи направлены на усиление защиты жертв внутрисемейного насилия или жестокого обращения: даже с электронным браслетом преступник больше не будет иметь права (за исключением обоснованных случаев) находиться вблизи места жительства жертвы.
Вступление в силу этих мер запланировано на 1 мая 2026 года в рамках общей реформы Уголовного кодекса, принятой в апреле 2024 года. Эта реформа направлена на модернизацию бельгийского уголовного правосудия и приведение его в соответствие с европейскими стандартами.
Однако этот проект не находит всеобщего одобрения. Международная обсерватория тюрем (OIP) называет его «ересью». «С одной стороны, это неуместно в системе, где людей уже переизбыточно заключают в тюрьмы. С другой стороны, побеги из тюрем в Бельгии минимальны — речь идет о менее чем десяти случаях на 10 000 заключенных. У нас есть люди, которые размышляют о создании закона, который затронет такую ничтожную долю населения, что эффект будет едва заметен», — говорит представитель OIP.
Другие деятели судебной системы разделяют эти опасения. Мари Блэрон, член QUID (службы юридической помощи студентам Свободного университета Брюсселя), подчеркивает необходимость баланса между легалистским и гуманистическим подходами. «С точки зрения закона это обещает быть весьма суровым, поскольку добавит месяцы заключения к сроку. Но если смотреть с человеческой стороны, учитывая условия содержания в тюрьмах, это совершенно неприемлемо. Заключенные недоедают, живут в ужасных условиях».
Критика исходит не только из академических кругов. Оппозиционные партии осуждают предлагаемую меру как «символическую», не имеющую реального сдерживающего эффекта. По их мнению, большинство беглецов и так совершают другие преступления, за которые их преследуют. Эксперты по криминологии считают, что страна должна сосредоточиться на предотвращении рецидива, ресоциализации и улучшении условий содержания, а не на дополнительных санкциях. Персонал тюрем, часто испытывающий нехватку кадров, годами требует улучшения условий труда на фоне роста численности заключенных.
Некоторые предлагают отдавать приоритет альтернативным наказаниям вместо усиления репрессий за побеги. «Наказание в виде лишения свободы должно быть крайней мерой, — подчеркивает Мари Блэрон. — У нас есть инструменты для работы с правонарушениями вне тюрем, в зависимости от опасности, которую они представляют для общества. На практике эти инструменты еще не полностью используются».
Сторонники реформы отстаивают иную точку зрения: даже ненасильственный побег подрывает функционирование правосудия и авторитет государства. Эта мера, по их мнению, прежде всего несет политический сигнал, подчеркивая уважение к судебным решениям и обеспечивая согласованность бельгийского уголовного права Правительство надеется, что она восстановит доверие граждан к судебной системе.
Но, как считают в OIP, дебаты вокруг этой реформы раскрывают глубокие проблемы бельгийской тюремной системы. «Правительство и министерство юстиции должны больше задумываться о переполненности тюрем и условиях содержания, а не создавать новые составы преступлений».
Если реформа будет принята, Бельгия закроет главу своей давней юридической традиции. Страна, долгое время приверженная идее, что стремление к свободе законно даже за решеткой, присоединится к почти всем своим европейским соседям, для которых любой побег подпадает под уголовное право. Остается вопрос, окажет ли это изменение реальное влияние на поведение заключенных или станет лишь символической эволюцией в тюремной системе, которую многие считают истощенной.
Александр ПАРХОМЕНКО (по материалам RTBF)