Найти в Дзене

Обзор Clair Obscur: Expedition 33 - невероятно удачный проект выходцев Ubisoft

Оглавление

24 апреля 2025 года мир видеоигр будто остановился: небольшая французская студия Sandfall Interactive выпустила Clair Obscur: Expedition 33 — проект, который за считанные часы стал не просто открытием года, а культурным феноменом.

Игра взорвала Steam, собрала десятки тысяч восторженных отзывов и теперь всерьёз претендует на звание лучшего релиза десятилетия.

Итак, прошло полгода с момента релиза, хайп стих - самое время трезво обсудить положение игры в сердце коммьюнити и сделать честные выводы.

Для тех, кто фанатеет от пошаговых JRPG вроде серий Final Fantasy и Persona, но устали от однообразия геймплея - это глоток свежего воздуха и родниковой воды.

Париж из света и тьмы

Мир Clair Obscur — это искажённый Париж эпохи Belle Époque, где красота соседствует с отчаянием. Здесь вы не спасаете галактику и не убиваете богов. Здесь вы идёте навстречу неизбежному — зная, что спасения не будет.

Город Люмьер выглядит как ожившая открытка из прошлого: гаснущие фонари, оплетённые плющом мосты, шелест платьев и отголоски аккордеона на фоне разрушенных кварталов. Всё это построено на Unreal Engine 5, и визуально игра ближе к фильму, чем к RPG. Свет, дым, отражения, динамика — каждая сцена будто написана кистью художника.

Здесь нет километровых кат-сцен, объясняющих, что происходит. История подаётся через окружение, реплики, музыку и детали. И это работает — Clair Obscur не рассказывает, она заставляет чувствовать.

В статье нет никаких глобальных спойлеров - читайте спокойно!

Завязка сюжета

Мир светотени
Мир светотени

Раз в год происходит событие, именуемое Гоммажем - Художница просыпается и выводит на Монолите новое число. И каждый, чей возраст превышает эту цифру, превращается в дым, исчезая навсегда. С каждым Пробуждением число уменьшается — человечеству остаётся всё меньше лет.

Завтра на Монолите появится «33». Завтра умрут все, кому больше тридцати трёх. Экспедиция 33, последняя попытка людей добраться до Художницы и положить конец её проклятию.

История начинается в день 67-го Гоммажа. В кадре появляется один из протагонистов: инженер Гюстав. На следующий день Гюстав отправляется в экспедицию к далёкому континенту вместе со своей приёмной дочерью Маэль, единственным членом экипажа младше тридцати трёх лет. Их цель — найти Художницу и разрушить порочный цикл Пробуждений.

Пролог оставит неизгладимое впечатление. А дальше остановиться будет просто невозможно. Прохождение сюжета займет около 25-30 часов, а есть еще и High-end контент!

Пошаговый экшен вместо классики

Пример QTE во время боя
Пример QTE во время боя

Геймплей Clair Obscur — редкий случай, когда жанр JRPG удалось переосмыслить без утраты темпа. Сражения здесь пошаговые, но с элементами action: вы не просто выбираете команды, а ловите момент, когда нужно увернуться, парировать, нанести крит или сыграть ритм атаки.

Каждый бой похож на дуэль. Важны не только стратегия, но и чувство тайминга. Весь бой построен на QTE (quick time event), а не безучастном командовании. Эта механика придаёт боевой системе физическую напряжённость — ты буквально чувствуешь удары.

Переживать не стоит - разработчики позаботились, чтобы в их игру было всем комфортно играть. Игроки могут включить автоматическое выполнение QTE, либо просто снизить сложно. А могут сделать и то, и другое одновременно.

Почему этот мир хочется изучать

Одна из начальных локаций
Одна из начальных локаций

Мир Clair Obscur не открытый, но ощущается бесконечным. Локации соединены между собой как театральные сцены: каждая с собственным ритмом, цветом и историей. Исследование вознаграждается — можно находить дневники, костюмы, редкие материалы.

Мини-карты здесь нет, но в этом и прелесть — вы запоминаете мир не координатами, а ощущениями.

Первое время локации будут казаться страшно запутанными и привычка обращаться к карте будет постоянно дразнить мозг. Но переборов эту "вредную" привычку вы сможете всей душой ощутить этот мир.

RPG-составляющая

В рамках одного прохождения игроки смогут вкачать все умения, но потребуется время и терпение
В рамках одного прохождения игроки смогут вкачать все умения, но потребуется время и терпение

Clair Obscur не просто предлагает красивый мир и динамичные бои — здесь важно, как вы развиваете героев.

Каждый персонаж обладает своим древом умений, в котором игрок выбирает интересующие его скиллы. При этом эти скиллы складываются в своеобразные комбо - не только в рамках одного персонажа, но и в рамках собранной группы.

Присутствует классическая система очков характеристик, которые влияют на урон, скорость и выживаемость персонажа.

Эффективность снаряжения напрямую зависит от распределения очков характеристик
Эффективность снаряжения напрямую зависит от распределения очков характеристик

Отдельного внимания заслуживает система пиктосов - постоянные бафы, которые игроки выбирают отдельно для каждого персонажа. Каждый пиктос (помимо базовых характеристик) дает уникальный эффект, который может существенно изменить стратегию боя (двойной ход, тройная атака, +% урона по подожжёному противнику и так далее).

Пример выбранных пиктосов. В игре их 193 штуки - их разнообразие поражает!
Пример выбранных пиктосов. В игре их 193 штуки - их разнообразие поражает!

Выбор снаряжения и распределение очков навыков заставляют думать: пойти ли в открытую атаку, делать упор на защиту или использовать хитроумные комбинации. Решения, которые кажутся маленькими, иногда имеют неожиданные последствия в истории и боевых столкновениях.

Даже несмотря на относительно линейный сюжет, RPG-элементы дают чувство контроля над командой и позволяют экспериментировать с подходами к боям. Каждое столкновение становится мини-историей, где стратегия и мастерство идут рука об руку.

Музыка, от которой дрожит сердце

Саундтрек Clair Obscur — это не просто музыкальное сопровождение, а отдельная форма повествования. Композитор Лориен Тестар создал симфонию света и тьмы, где аккордеон встречается с оркестром, а хрупкий вокал срывается в отчаяние.

Музыка до невозможного разнообразная. Каждый трек подстраивается под сцену. Спокойный мотив может внезапно перейти в марш боли или триумф. Игра звучит как живой концерт, где каждый бой, каждая сцена дышит эмоцией.

К примеру, вот музыка, которая встречает игроков в главном меню:

А это - музыка одной из боевых тем:

Но даже бой может иметь разное настроение. Вот пример еще одной боевой темы:

Чувствуете разнообразие? А это только верхушка айсберга!

Тексты некоторых песен содержат неявные спойлеры. Сделано ли это намерено разработчиками - неясно. Но хуже от этого саундтреки не становятся

Краткие итоги

Clair Obscur: Expedition 33 — не просто красивая RPG. Это история о принятии, времени и смысле. О людях, которые идут вперёд, даже когда знают, что финал написан заранее.

Ну и давайте кратко про плюсы и минусы - без них никак. Даже шедевры имеют недостатки.

Плюсы

  • Уникальная завязка — идея с числом на Монолите и исчезновением людей выглядит весьма оригинально
  • Глубокая сюжетная интрига — история интригует с первых минут, держит в напряжении и провоцирует на собственные догадки
  • Оригинальная и насыщенная визуальная стилистика
  • Крутая озвучка и игра актеров — чего только пролог стоит
  • Есть место юмору среди кошмара
  • Отличнейший саундтрек
  • Оригинальная боевая система с огромной вариативностью
  • Реиграбельность — есть режим "New Game+"

Минусы

  • Медленный старт — первые часы могут показаться статичными для тех, кто ищет мгновенного экшена.
  • Дороговато для пробы жанра — 3499 рублей на текущий момент (но оно того стоит).
  • Нелинейность ограничена — игра скорее интерактивная история, чем открытый мир с множеством вариантов.
  • Тяжёлые эмоциональные темы — визуальный стиль и темы переживания потери могут быть тяжёлыми для некоторых игроков.

Французам удалось сделать невозможное — превратить видеоигру в поэзию, где каждая деталь работает на атмосферу, а игрок становится соавтором. Да, не всем понравится отсутствие карты или неочевидная система развития, но всё это тонет в эмоции, которую даёт игра.

Итог: Clair Obscur: Expedition 33 — это не проект, который вы «просто пройдёте». Сюжет в сочетании с музыкой и новой боевой системой дарует совершенно незабываемый опыт!

Игра в Steam:

Clair Obscur: Expedition 33 в Steam