Найти в Дзене

«Ты у меня одна»: что на самом деле показал режиссёр в этом необычном фильме

Драматическая кинолента «Ты у меня одна», вышедшая в 1993 году, попала в постсоветскому зрителю в самое сердце. Проблемы переходного периода, послужившие фоном для личных страстей, были понятны и близки аудитории, которая, как и главный герой, часто оказывалась перед трудным выбором. Кинофильм Дмитрия Астрахана был поставлен по пьесе Олега Данилова, который уже успел продуктивно поработать в тандеме с режиссёром. В соавторстве они написали сценарий к драме «Изыди» и сняли её, и теперь подошла очередь произведения «Мы идем смотреть “Чапаева”». Животрепещущая история, главный герой которой — простой инженер, раздираемый противоречиями, должна была увидеть свет. Однако денег на съёмки катастрофически не хватало — пришлось идти по знакомым. Частное финансирование удалось найти не сразу, однако один из предпринимателей проникся идеей фильма и стал спонсором. Продюсером стало Аркадий Тульчин. Затраты составили около 60 000 долларов, но прокат легко их перекрыл. Подбор актёров несколько затя
Оглавление

Драматическая кинолента «Ты у меня одна», вышедшая в 1993 году, попала в постсоветскому зрителю в самое сердце. Проблемы переходного периода, послужившие фоном для личных страстей, были понятны и близки аудитории, которая, как и главный герой, часто оказывалась перед трудным выбором.

Кинофильм Дмитрия Астрахана был поставлен по пьесе Олега Данилова, который уже успел продуктивно поработать в тандеме с режиссёром. В соавторстве они написали сценарий к драме «Изыди» и сняли её, и теперь подошла очередь произведения «Мы идем смотреть “Чапаева”».

Животрепещущая история, главный герой которой — простой инженер, раздираемый противоречиями, должна была увидеть свет. Однако денег на съёмки катастрофически не хватало — пришлось идти по знакомым. Частное финансирование удалось найти не сразу, однако один из предпринимателей проникся идеей фильма и стал спонсором. Продюсером стало Аркадий Тульчин.

Затраты составили около 60 000 долларов, но прокат легко их перекрыл.

Трудности кастинга и секреты съёмок

Подбор актёров несколько затянулся, ведь Дмитрий Астрахан видел в ролях конкретных артистов и не желал менять планы. Так, например, Марина Неёлова должна была сыграть супругу Жени, но связаться с ней никак не удавалось. В конце концов режиссёр отчаялся и стал рассматривать знаменитых, но не совсем подходящих по типажу актрис, — Людмилу Гурченко, Ольгу Остроумову…

С главной мужской ролью было проще: Астрахан сразу утвердил Збруева. Потом, немного подумав, вернулся к первоначальной идее снять Марину вместе с Александром, хотя в жизни они даже не были знакомы. И режиссёр вновь стал добиваться обратной связи, пока не получил её от актрисы. Пусть Астрахан и заполучил Неёлову без проб, более гармоничную экранную пару было трудно представить.

-2

Роль несостоявшейся разлучницы Ани досталась Светлане Рябовой. По настоянию режиссёра она не должна была выглядеть безумной, лучше, чтобы зрительницы понимали и жалели её. И немножко завидовали, ведь невеста из Америки располагала модным и дорогим гардеробом. В реальности его не существовало: денег на фирменные костюмы не хватало, а меховым манто делиться никто не спешил. Из ситуации выкрутились, взяв шубу в прокате. Так как испортить мех означало выплатить немалый штраф, реквизиторы следили за каждым шагом актрисы. Особенно это коснулось сцены, где Аня опрометчиво бросает шубу на грязный пол подъезда.

Молодого «дядю Женю» и юную Наташу сыграли студенты-театралы — Марк Горонок и Мария Лобачёва. Они оба обучались на курсе у Астрахана, и парень сыграл в фильмах своего педагога ещё пару раз, а девушка промелькнула в нескольких эпизодах и с головой погрузилась в театр.

 Марк Горонок
Марк Горонок

Марку не составило труда воплотить на экране начинающего боксёра, ведь актёр сам был КМС по этому виду спорта и находился в олимпийском резерве. Увы, дальше дело не пошло — Горонка попросили из спортшколы за потасовку, а позднее он попал в тюрьму за угон авто.

Мария Каленская, сыгравшая дочь Тимошиных, не имела опыта съёмок и после фильма новый уже не приобрела.

Роль громкого соседа отошла Артуру Вахе, который не был особо известен в девяностые, зато сейчас снимается в кино, играет в театре и делает озвучки.

Вариации и импровизации

Работать с Астраханом актёрам было интересно, потому что он позволял импровизировать. Несколько произвольных сцен так и остались на плёнке. Например, нетрезвая Наташа под душем — это выдумка съёмочной группы. В сценарии этого не было, половину эпизода слепили на ходу, под дружный хохот команды.

-4

Не была предусмотрена и сцена, где Аня пытается лишить себя жизни, выпрыгнув в окно. Когда набрали достаточно материала, стали думать: если героиня уезжает, то жест получается недостаточно сильным. Если шагает под поезд, то выглядит как карикатурная классика. Если отнимает оружие у секьюрити, то и вовсе анекдот — хрупкая блондинка побеждает охранника-амбала. В итоге внимание режиссёра привлёк дом по соседству — за счёт больших панорамных окон.

Снимали долго — камера была всего одна, и её приходилось таскать от одного лестничного пролёта к другому.

Ирина Мазуркевич, которой досталась роль певички подшофе, так убедительно горланила в переходе, что на неё начали сыпаться монеты. Она не обращала на это внимания, пока к её ногам не упала крупная купюра. Тогда актрисе стало совестно, и совершенно зря. Выпившая слушательница сказала, что музыка ей по душе, и за неё надо платить. Деньги назад брать отказалась, ещё и голос на режиссёра повысила — чтобы знал о серьёзности намерений.

-5

Инженер Евгений в исполнении Збруева должен был бить дочь-подростка по лицу, но Александр не мог себе позволить поднять руку на ребёнка, да ещё и девочку. Режиссёр требовал настоящей пощёчины, в которую бы поверил зритель. Ни один дубль не принёс успеха, впрочем, шлепок всё-таки прозвучал. После слов «Ну и дурак ты, папочка» Мария Каленская получает удар ладонью… от Астрахана. Экранная пощёчина вышла всамделишной и довольно болезненной — чего не сделаешь ради искусства?

Массовку для финальной сцены взять было неоткуда, поэтому в кадр загнали…местных страждущих. У ларька, торгующего пивом недалеко от локации, собирался подходящий контингент, и кто-то из киногруппы решил: пусть приносит пользу. Так в кадре появились алкоголики.

Ни о чём и обо всём

Мелодраму «Ты у меня одна» с трудом можно причислить к любовным узкоколейкам, ведь масштаб экранного конфликта не измеряется отдельно взятым треугольником.

-6

Поиск своего места в жизни, самобичевание и исцеление, проблема маленького человека и больших обстоятельств, наконец, болезненная тема эмиграции — полтора киночаса, казалось, смогли вместить в себя всё и даже немного больше.

Кто-то сопереживает взбалмошной Ане, настойчиво следующей за придуманным идеалом, кто-то восхищается стойкой и прагматичной Натальей, а кто-то размышляет на тему глобальных перемен того времени. В любом случае скучать не придётся никому: фильм даёт обильную пищу для размышления.

Впрочем, недовольные зрители тоже встречаются. Евгения Тимошина называют «инертным и неспособным прогибаться под обстоятельства», безвольным, эгоистичным. Вопреки лейтмотиву фильма, рецензенты утверждают, что движет инженером вовсе не любовь к жене. «А на самом деле он просто не хочет ничего менять в жизни — это ведь надо развиваться», — пишут пользователи «Кинопоиска». И добавляют, что фильм «пропитан отчаянием, серостью, бедностью» — нечего пересматривать.

Однако будь фильм настолько плох, он бы не принёс славы создателям…

Вперёд, на фестиваль!

Получив приглашение поучаствовать в фестивальной программе «Кинотавра», Астрахан заволновался. Два года назад он уже представлял свой фильм вместе с Даниловым: совместная картина «Изыди» взяла главный приз. Олег боялся, что повторного успеха не случится, и коллега расстроится.

Дмитрий всё же принял решение подаваться, но нервное перенапряжение обеспечило ему только поездку в больницу. Фестиваль стартовал без него, хотя режиссёра было не остановить. Он написал расписку и уже через два дня был на месте. Летел Астрахан, к слову, зайцем — заранее купить билет он не мог.

Кинолента «Ты у меня одна» была представлена в завершающий день фестиваля. Она стала камнем преткновения: у жюри возникли серьёзные разногласия. Решение пришло неожиданно: появилась новая премия «Большой приз Президентского совета». Исполнитель главной мужской роли Александр Збруев удостоился первого приза без дополнительных обсуждений: судьи были единогласны.