Драматическая кинолента «Ты у меня одна», вышедшая в 1993 году, попала в постсоветскому зрителю в самое сердце. Проблемы переходного периода, послужившие фоном для личных страстей, были понятны и близки аудитории, которая, как и главный герой, часто оказывалась перед трудным выбором.
Кинофильм Дмитрия Астрахана был поставлен по пьесе Олега Данилова, который уже успел продуктивно поработать в тандеме с режиссёром. В соавторстве они написали сценарий к драме «Изыди» и сняли её, и теперь подошла очередь произведения «Мы идем смотреть “Чапаева”».
Животрепещущая история, главный герой которой — простой инженер, раздираемый противоречиями, должна была увидеть свет. Однако денег на съёмки катастрофически не хватало — пришлось идти по знакомым. Частное финансирование удалось найти не сразу, однако один из предпринимателей проникся идеей фильма и стал спонсором. Продюсером стало Аркадий Тульчин.
Затраты составили около 60 000 долларов, но прокат легко их перекрыл.
Трудности кастинга и секреты съёмок
Подбор актёров несколько затянулся, ведь Дмитрий Астрахан видел в ролях конкретных артистов и не желал менять планы. Так, например, Марина Неёлова должна была сыграть супругу Жени, но связаться с ней никак не удавалось. В конце концов режиссёр отчаялся и стал рассматривать знаменитых, но не совсем подходящих по типажу актрис, — Людмилу Гурченко, Ольгу Остроумову…
С главной мужской ролью было проще: Астрахан сразу утвердил Збруева. Потом, немного подумав, вернулся к первоначальной идее снять Марину вместе с Александром, хотя в жизни они даже не были знакомы. И режиссёр вновь стал добиваться обратной связи, пока не получил её от актрисы. Пусть Астрахан и заполучил Неёлову без проб, более гармоничную экранную пару было трудно представить.
Роль несостоявшейся разлучницы Ани досталась Светлане Рябовой. По настоянию режиссёра она не должна была выглядеть безумной, лучше, чтобы зрительницы понимали и жалели её. И немножко завидовали, ведь невеста из Америки располагала модным и дорогим гардеробом. В реальности его не существовало: денег на фирменные костюмы не хватало, а меховым манто делиться никто не спешил. Из ситуации выкрутились, взяв шубу в прокате. Так как испортить мех означало выплатить немалый штраф, реквизиторы следили за каждым шагом актрисы. Особенно это коснулось сцены, где Аня опрометчиво бросает шубу на грязный пол подъезда.
Молодого «дядю Женю» и юную Наташу сыграли студенты-театралы — Марк Горонок и Мария Лобачёва. Они оба обучались на курсе у Астрахана, и парень сыграл в фильмах своего педагога ещё пару раз, а девушка промелькнула в нескольких эпизодах и с головой погрузилась в театр.
Марку не составило труда воплотить на экране начинающего боксёра, ведь актёр сам был КМС по этому виду спорта и находился в олимпийском резерве. Увы, дальше дело не пошло — Горонка попросили из спортшколы за потасовку, а позднее он попал в тюрьму за угон авто.
Мария Каленская, сыгравшая дочь Тимошиных, не имела опыта съёмок и после фильма новый уже не приобрела.
Роль громкого соседа отошла Артуру Вахе, который не был особо известен в девяностые, зато сейчас снимается в кино, играет в театре и делает озвучки.
Вариации и импровизации
Работать с Астраханом актёрам было интересно, потому что он позволял импровизировать. Несколько произвольных сцен так и остались на плёнке. Например, нетрезвая Наташа под душем — это выдумка съёмочной группы. В сценарии этого не было, половину эпизода слепили на ходу, под дружный хохот команды.
Не была предусмотрена и сцена, где Аня пытается лишить себя жизни, выпрыгнув в окно. Когда набрали достаточно материала, стали думать: если героиня уезжает, то жест получается недостаточно сильным. Если шагает под поезд, то выглядит как карикатурная классика. Если отнимает оружие у секьюрити, то и вовсе анекдот — хрупкая блондинка побеждает охранника-амбала. В итоге внимание режиссёра привлёк дом по соседству — за счёт больших панорамных окон.
Снимали долго — камера была всего одна, и её приходилось таскать от одного лестничного пролёта к другому.
Ирина Мазуркевич, которой досталась роль певички подшофе, так убедительно горланила в переходе, что на неё начали сыпаться монеты. Она не обращала на это внимания, пока к её ногам не упала крупная купюра. Тогда актрисе стало совестно, и совершенно зря. Выпившая слушательница сказала, что музыка ей по душе, и за неё надо платить. Деньги назад брать отказалась, ещё и голос на режиссёра повысила — чтобы знал о серьёзности намерений.
Инженер Евгений в исполнении Збруева должен был бить дочь-подростка по лицу, но Александр не мог себе позволить поднять руку на ребёнка, да ещё и девочку. Режиссёр требовал настоящей пощёчины, в которую бы поверил зритель. Ни один дубль не принёс успеха, впрочем, шлепок всё-таки прозвучал. После слов «Ну и дурак ты, папочка» Мария Каленская получает удар ладонью… от Астрахана. Экранная пощёчина вышла всамделишной и довольно болезненной — чего не сделаешь ради искусства?
Массовку для финальной сцены взять было неоткуда, поэтому в кадр загнали…местных страждущих. У ларька, торгующего пивом недалеко от локации, собирался подходящий контингент, и кто-то из киногруппы решил: пусть приносит пользу. Так в кадре появились алкоголики.
Ни о чём и обо всём
Мелодраму «Ты у меня одна» с трудом можно причислить к любовным узкоколейкам, ведь масштаб экранного конфликта не измеряется отдельно взятым треугольником.
Поиск своего места в жизни, самобичевание и исцеление, проблема маленького человека и больших обстоятельств, наконец, болезненная тема эмиграции — полтора киночаса, казалось, смогли вместить в себя всё и даже немного больше.
Кто-то сопереживает взбалмошной Ане, настойчиво следующей за придуманным идеалом, кто-то восхищается стойкой и прагматичной Натальей, а кто-то размышляет на тему глобальных перемен того времени. В любом случае скучать не придётся никому: фильм даёт обильную пищу для размышления.
Впрочем, недовольные зрители тоже встречаются. Евгения Тимошина называют «инертным и неспособным прогибаться под обстоятельства», безвольным, эгоистичным. Вопреки лейтмотиву фильма, рецензенты утверждают, что движет инженером вовсе не любовь к жене. «А на самом деле он просто не хочет ничего менять в жизни — это ведь надо развиваться», — пишут пользователи «Кинопоиска». И добавляют, что фильм «пропитан отчаянием, серостью, бедностью» — нечего пересматривать.
Однако будь фильм настолько плох, он бы не принёс славы создателям…
Вперёд, на фестиваль!
Получив приглашение поучаствовать в фестивальной программе «Кинотавра», Астрахан заволновался. Два года назад он уже представлял свой фильм вместе с Даниловым: совместная картина «Изыди» взяла главный приз. Олег боялся, что повторного успеха не случится, и коллега расстроится.
Дмитрий всё же принял решение подаваться, но нервное перенапряжение обеспечило ему только поездку в больницу. Фестиваль стартовал без него, хотя режиссёра было не остановить. Он написал расписку и уже через два дня был на месте. Летел Астрахан, к слову, зайцем — заранее купить билет он не мог.
Кинолента «Ты у меня одна» была представлена в завершающий день фестиваля. Она стала камнем преткновения: у жюри возникли серьёзные разногласия. Решение пришло неожиданно: появилась новая премия «Большой приз Президентского совета». Исполнитель главной мужской роли Александр Збруев удостоился первого приза без дополнительных обсуждений: судьи были единогласны.