Найти в Дзене

Каждый выбирает сам - жить в свете истины или в иллюзии любви

"Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает" (от Матфея 12:30). Христос это заявляет с силой, однозначно, что только через Него можно спастись. Христос - это личность. Присвоить Ему черты других богов - невозможно. "Яко вси бози язык бесове: Господь же небеса сотвори" (Псалом 95:5). Христианин ведёт не за собой, а идёт за Христом. Христианский Бог ведёт в Церковь, а не от неё, различными путями... И это - хороший критерий, стоит ли серьёзно воспринимать слова человека о Боге. Если мы хоть сколько христиане. Каждый раз, когда я решаюсь писать что-то подобное, я понимаю, что пишу не в полноте, и с пшеницей сею сорняки. Но смею надеяться, что Господь управит и это. И меня простят. Многие пишут о Боге, любви, дзене, объединив всех богов в одного, и это - их выбор. Звать же за собой, а не за Христом, чтобы обрести любовь и счастье - стоит ли? Нужно ли при этом молчать? Я всё же попробую говорить. Ни один христианский святой, насколько мне известно, за собо

"Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает" (от Матфея 12:30).

Христос это заявляет с силой, однозначно, что только через Него можно спастись. Христос - это личность. Присвоить Ему черты других богов - невозможно. "Яко вси бози язык бесове: Господь же небеса сотвори" (Псалом 95:5).

Христианин ведёт не за собой, а идёт за Христом. Христианский Бог ведёт в Церковь, а не от неё, различными путями... И это - хороший критерий, стоит ли серьёзно воспринимать слова человека о Боге. Если мы хоть сколько христиане.

Каждый раз, когда я решаюсь писать что-то подобное, я понимаю, что пишу не в полноте, и с пшеницей сею сорняки. Но смею надеяться, что Господь управит и это. И меня простят. Многие пишут о Боге, любви, дзене, объединив всех богов в одного, и это - их выбор. Звать же за собой, а не за Христом, чтобы обрести любовь и счастье - стоит ли? Нужно ли при этом молчать? Я всё же попробую говорить.

Ни один христианский святой, насколько мне известно, за собой не звал, наоборот, святые люди старались скрываться, а Бог их прославлял. Они не отрицали наличие зла, особенно - в себе. О мирском зле в Ветхом Завете написано перед потопом: "И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время" (Бытие 6:5).

Поэтому никто не может гарантировать отсутствие зла в жизни и окружении человека, живущего в мире по-христиански. Бог защищает от зла прежде всего - душу человека. Чтобы спасти.

Так откуда взялась любовь, не видящая зла в мире, вокруг, в поступках других, а главное - в себе? Может быть, для кого-то это - спасение. А для кого-то - обольщение или иллюзия? Может быть это правдой?

"Любовь — свет, слепая любовь — не любовь» (святитель Игнатий (Брянчанинов)

Бог - есть Любовь. А ещё Он - Свет Истины и жизнь. Когда в темноте загорается свет, он отогревает, но может и ослепить. Глаза отвыкли видеть. Они зажмуриваются. А если и нет - кроме яркого света какое-то время не различить ничего. Первое желание у многих после ночи, когда кто-то включает свет или раздвигает шторы - вернуться во мрак. Так привычнее.

Когда встречаются два человека, начинается влюблённость, ещё не любовь. Двое смотрят друг на друга и хотят узнать. Когда глаза понемногу привыкают к свету, они видят более чётко, как достоинства, так и недостатки. Если они научатся любить друг друга в этом свете, свет сделается чуть ярче, и после очередной фазы ослепления начнётся новый виток узнавания. Так происходит, пока двое выбирают быть вместе. В моменты "прозрения", адаптации к свету, любовь не уходит, она открывает друг друга более детально. Люди учатся любить. Непрерывно. Или расходятся, не желая учиться. Начаток света гаснет. Но претерпивый до конца обретает крепкий брак. А иначе - разрыв, неугодный Богу. Брак - малая Церковь. В нём сначала двое, а потом и их дети, если они есть, учатся любви.

Бог входит в жизнь человека, если Ему открывают:

«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откровение 3:20).

Насколько дверь открывается, настолько света и поступает в душу. Обычно это происходит постепенно, и резких и долгих этапов ослепления не происходит. Но они могут быть. Сначала этот свет греет, потом включаются духовные очи, и открывается беспорядок внутри души. И это главный критерий - своя греховность обнажается. Все святые искренне считали себя великими грешниками, не умеющими любить. Борьба со грехом, впускание Бога - непрерывный процесс. Ошибки. Падения. Силы встать и мужество освещать душу, которая большую часть жизни пребывала во тьме. Сперва освещена только узкая полоска прихожей, в лучшем случае, коридора - светом, льющимся в дверной проём. Это - не всегда приятно. Было ожидание, что любовь будет согревать всегда, а тут уборка за уборкой. Чувство вины, с которой поначалу неизвестно, что делать. И дверь закрывается. Ненадолго. Потому что тот отблеск божественной любви нигде больше не получить. Если его почувствовал, захочешь получить снова. Некоторые не могут вынести этого обличающего света и выбирают свободу вне Бога. Но чаще всего человек впускает Бога, обличающая совесть, преодолевая стыд, толкает покаяться, потом может не выдержать света, потому что новый пласт грехов поднимает волну вины, проще закрыть дверь. Выбирая физическое тепло, предпочитая людскую страсть - божественной любви. Но, познав любвь, её подобием не удовлетворишься. Поэтому дверь открывается снова, наступает примирение с собой и людьми, смирение перед Богом. Бог поэтому и входит настолько, насколько человек открывает, насколько он готов, чтобы не навредить. У каждого - своя мера любви. И своя мера покаяния. Своя ступень. Люди могут десятилетиями обретать любовь и мир. Бог и намерение целует.

Евангелие чётко свидетельствует о том, что нет ни одного человека без греха, и спастись человек сам не может. Что невозможно человеку - возможно Богу.

Поэтому, если входит Христос, начинаешь видеть себя яснее, видишь свои грехи, промахи, ошибки. Каменное сердце смягчается и сквозь тонкие его стенки начинаешь чувствовать людей. Их боль. Сопереживать им. И становишься внимательнее к себе - начинаешь различать и отличать чувства в себе.

Если пребываешь в иллюзии бога и любви - грехов в себе не видишь. Потому что - ослеплён. Любви ощущается много, к себе, другим, к миру. Здесь может быть начало отступления от Евангелия и Истины, неправильное понимание Бога, принятие за истинное - ложного.

"Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?" (от Луки 11:35).

В этом состоянии часто любовь к другим выражена сверху, из позиции гордости, а не из смирения. Жалость не из сострадания, а больше из снисхождения. Появляется скрытое осуждение других, чувство превосходства. Но оно не замечается. Сам хороший, все хорошие, злых нет и зла - тоже. Но зло внутри скрыто растёт.

Но если смириться со своей греховностью, стараться хоть какую-то доступную чистоту поддерживать, начинаешь видеть свои тёмные углы, заглядывать под диван, например, в шкафы. Дверь открывается чуть больше, способность любить растёт. В какие-то периоды свет может ослеплять. Но Господь знает меру каждого. Её помогает регулировать Церковь. Чем больше света в душе, тем большие масштабы повреждения грехом открываются. Господь каждого бережёт, не показывая всего сразу, иначе можно сойти с ума от вины, даёт мир и радость.

Так человек обретает любовь к другим из смирения и кротости. Многие святые обретали её.

Из этого состояния человек и на других способен смотреть в свете любви, но и трезво. Он видит зло и учится любить человека, не смотря на это, учится милости и прощению.

Но можно застрять на этапе влюблённости, за собой ничего не видеть, людей не узнавать глубже, взаимодействуя не с собой, скорее всего, и не с другим, а с иллюзиями. Мозг очень умело поддерживает реальность иллюзий. И иллюзия любви и богообщения - самая страшная форма гордости, самообольщения. С этим сталкивались многие святые и предупреждают:

"Если увидишь новоначального, возносящегося на небо, схвати его за ноги и сбрось наземь, потому что чем выше он взлетит, тем больнее он ударится, когда упадет... " (Исаак Сирин).

По какой-то причине, чувствуя свет и тепло, нет способности или желания открыть глаза и трезво видеть реальность. Вина убивает. Но её психика подавила. Поэтому чувствуется ко всем любовь, все хорошие, зла нет, ничего плохого не происходит. Ощущается счастье, спокойствие, мир. Нет внешних раздражения и злости. Они спят, потому что нет столкновения с реальностью, нет многолетнего опыта терпеть человека. Ощущение жизни с Богом, ощущение себя святым, которые подогреваются помощью другим, честностью, умением дружелюбно общаться. Но взаимодействие - неглубокое и поверхностное. Добродушие. Это - не духовность. Люди по-настоящему не открываются, глубоко, до уровня уязвимости, где не ранят, потому что идёт неосознанное обесцененивание чужих чувств и эмоций, ибо свои - подавлены. Нужна - зрелость. А во влюблённости больше беспечности, а не трезвости и силы - любящего. Жизнь в иной реальности при взаимодействии с настоящей не позволяет трезво оценить происходящее. Свои поступки и поступки других людей. Что кому-то может быть от них плохо. Всё прекрасно. И нет понимания тех, у кого не так. Есть снисхождение. Ощущение, что выбрал верный путь, в отличие от остальных, уже достиг цели. А это - далеко от правды. Подобное состояние может вполне оказаться заблуждением, иллюзией любви и Бога, прелестью.

Христос - Сын Бога Живого. Он Сам - живой. Он с угнетёнными и больными более, чем со счастливыми и довольными. Он с нами плачет и утирает слёзы, Он скорбит и утешает. Он не похож ни на одного из богов, которые проповедуют бесстрастие и бесчувствие. Он в настоящей реальности, среди нас. А в мире иллюзий скорее всего обольститель, который дружелюбно и с улыбкой на устах искушает к погибели: "будете словно боги"...

Ступень влюблённости, наверное, может быть бесопасной мерой нести свою любовь большому числу людей. Предназначением. Может быть, это - защита психики, не готовой принять зло, данная Богом. Именно в такой форме возможно принести больше плода. Это для нас - неизвестно.

"Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле. Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная" (1 от Иоанна 5:19-20).

Мир, принадлежащий дьаволу, "составляют люди, которые с удовольствием делают грехи и предаются порокам... несмотря на то, что они (христиане) живут в этом мире, который весь во зле лежит, который весь находится в аду, христиане господствуют над злом всего мира и не дают себя превратить в злых, дьявольских людей мира" (Иустин).

Поэтому нужно проверять себя. Где я нахожусь? Дружить с людьми - это хорошо. Дружить с миром - растворяться в нём. Если зла нет, то и борьбы с ним - нет. Если наша любовь - потакание греху, человекоугодие, лесть (есть лицемерие) - то она отстоит от христианской.

Не хули - не принимай. Хорошее христианское правило, где есть сомнение, лучше придерживаться Церкви и Евангелия. Христос предостерегал о появлении большого числа лжепророков и лжеучений в последние времена. "Кто не со мной, тот против меня" - говорит Он. Христианский Бог будет вести человека в Церковь, а не от неё. Потому что Он основал её, и не одолеет её зло до скончания века. И это - хороший критерий того - стоит ли слушать кого-то из людей, предлагающих свой личный путь обретения Бога и любви, и тем более - просит ему следовать. Не отвергая и не принимая. С любовью и верой. Ведь мы не знаем сокровенное сердца человека. Только Бог ведает - в истине человек или нет. Просто у христианина достаточно инструментов, чтобы не сбиться с пути, в Церкви. И потом, хоть один раз вкусив Христа, надеюсь, сердце способно почувствовать разницу при соприкосновении с ложной истиной. Хотя Христос предостерегает, что соблазнятся ложными учениями и верные (то есть, христиане). Поэтому, осторожность не помешает.

Помним слова Христа: "И не бойтесь убивающих тело, души́ же не могущих убить; а бойтесь более того, Кто может и душу и тело погубить в геенне." (от Матфея 10:28)

Поэтому, если человек говорит о Боге, ведёт за собой, а не за Христом - нужно быть благоразумным. Лучше спастись в свете опыта и Таинств Церкви и по богодухновенным книгам, чем погибнуть с "богом в душе". Ведь:

"Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет" (от Марка 18:18).

Влюблённость - лишь ступенька любви на бесконечной лестнице в Царствие Небесное. Потому что на ступеньках выше нужно уже всмотреться в реальность и не жить беспечно, чтобы не пропустить момента, когда нужно действовать. Нас сталкивают с пути разными изощрёнными способами, и самообольщение - самый коварный из них. Его сложно заметить.

Ведь любовь - это не слова и не только состояние. Не беспечность, не наивность. Она - действие. Высшая сила и власть. Действие по отношению к себе и другому. Для себя - покаяние и причастие. Для одних - помощь и защита. Для других - вразумление и обличение. Бог ощущается как дуновение ветра. Как откровение. Пусть это мгновение. Но в этом мгновении нет сомнений.

Когда мы влюбляемся в человека, нас тянет узнать его ближе и лучше. И мы познаём глубину души, с хорошим - плохое, учимся любить человека во всей его полноте.

Как не бывает живой планеты без землетрясений, извержений, штормов и бурь, так не бывает человека без чувств, эмоций. Если только это - не мёртвая планета, и не живой человек.

-2

Реальность - одна на всех. Космос - один на всех. Мы все - осколки Единого. Все ранены и остры по-своему. И эту реальность нужно увидеть и признать. Она - одна и единственная. Не придуманная в нашей голове. Чтобы действовать в ней, стяжая любовь, Дух Святый, и нести Его до конца. Но это сложно. Если это - Божия любовь, а не иллюзия. Бог даст знать, когда нужно действовать, а иллюзия - нет. Ведь зло обычно творится втайне, чтобы никто не видел и не уличил. И человек научился грешить так, что его мозг греха не признаёт и не видит. И получается, что без Христа можно и в радости пребывать, и не видеть беззакония по отношению к ближнему и даже вроде как всех любить. А человек, который зло совершает, выглядит обычно, как все. Даже лучше - улыбается, радуется и в любви признаётся при всех. Любить нужно всех. Но реальных людей, среди которых каждый двеннадцатый, как свидетельствует Евангелие - может оказаться Иудой.

Если Бог понемногу заполняет душу светом, освещая её, первое, что заметит человек в себе - запустение в душе. Душе - повреждённой смертью. Любая душа без Бога стремится к смерти. И только Бог может направить её вспять. Какой Бог? "Бог богов Господь" (Псалом 49). Но только по воле человека. Потому что многим - это не нужно. Они видят свободу вне Бога, а не в Боге, и сознательно отвергают свет. И уничтожают людей, несущих его.

"Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы"… (Ин. 3:19).

И Божья любовь - это защита от зла. Защита прежде всего - души от зла, а потом - близких людей, тела, имущества. Бог защищает нас по любви к нам. Но и попускает страдания, болезни, злые поступки других людей. Попускает - это не значит, что Он их делает. Он ставит нас противостоять злу, явному и внутреннему. По тайному промыслу Своему. Всё для спасения, а земное счастье - как приложение, но не всегда. Бог - это не талисман от неприятностей. Да, по молитве близких многие избегают опасностей, но те, кто сталкивается со злом лицом к лицу - они не обязательно лишены любви, они его не обязательно накликали себе сами или заслужили, поэтому сами виноваты. Это вообще далеко не так. Как обличал Христос, как Он страдал, как Он любил - как Бог и как Человек. И Он столкнулся со злом - Его распяли, а Он перед распятием "ужасался и тосковал", и хотел поддержки от Своих учеников. Хотел ли он крестной смерти? Да, Он пришёл в мир ради этого. Хотел ли Он жить?

"Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (от Матфея 26:39). Иисус имел Свою волю и волю Отца. И боролся. И не было греха в этой борьбе, в этой боли, ужасе.

И судьба каждого человека - это тайна Бога, которую никто не знает. И если человек страдает, борется со своей волей, плачет, но идёт по шагам к победе - в чём он грешит? Он противостоит злу - внутреннему и внешнему. И в нём не меньше любви, чем в том, кто живёт счастливо, может даже - больше. Мы этого не можем знать.

И учить кого-то своему пути, делать выводы из своего опыта можно применительно к себе, не обобщая и не распространяя на всех. И то это лучше делать в свете Истины, а она - в Церкви! Если это не христианский святой. Да и святые не торопились это делать. Ибо тогда появляется соблазн вести за собой, а не за Богом. А у людей - соблазниться идти за человеком, рискуя обмануться.

Христос - это Свет Истины, и задача человека в этом свете увидеть себя и своё место и со смирением помогать другим. В мире зла и скорби. Иметь веру, доверие, любовь и радость Христовы! Быть бдительными.

Октябрь 2025 года

Стихопланетарий. Анна Михайлова