Найти в Дзене
КИНОФАРВАТЕР

ТОП 100 лучших фильмов из 20х годов!

Оглавление

20 е годы! Фильмы ужасов, эксцентричные комедии, нищета, депрессия и нет, речь не про нынешние 20-е, а про те самые... ревущие!

На основе замечательной формулы от худшего к лучшему, не менее замечательного канала Кино Огонь, спасибо ему огромное за вдохновение, пришла в голову мысль выявить лучшие фильмы этого десятилетия, возможно, самого главного для истории кино.

Правила отбора фильмов.

  1. Отбираются полнометражные фильмы от 50 минут и выше.
  2. Используется объективный общий знаменатель на основе 6 оценок всемирных и международных киносайтов (Зрительские: КиноПоиск, IMDb, ЛеттерБокс, Rotten Tomatoes зрительские, и дальше идут критиканские оценки Rotten Tomatoes и Метакритик.
  3. Если оценка одинаковая, то учитываются награды и влияние, которое оказал фильм на кинематограф в общем и целом и/или учитываются кассовые сборы.
Превью
Превью

100. Царь Царей. (Общий знаменатель оценок — 70)

Открывает сотню "Страсти Христовы" только 1927 года.

20-е, конечно, ревущие, но никто не отменял старшее поколение. Пуритане и консерваторы были платёжеспособней, чем джазовая молодёжь, но даже среди молодняка было много верующих американцев.
"
Царь Царей" по своей сути религиозный блокбастер про Иисуса Христа, принёс баснословную прибыль.

Самый кассовый фильм 1927 года, вытеснивший на второе место первый звуковой фильм "Певец Джаза". На каком месте оказался фильм, совершивший революцию в отрасли? Приблизительно на 115. Современные оценки по прошествию времени, хорошо перекликаются с тем, что кинематографисты тогда не осознавали, что звук в кинематографе появился, чтобы остаться навсегда.

99. Потомок Чингисхана (70.1)

Режиссёр: Всеволод Пудовкин. 1928. СССР.
Режиссёр: Всеволод Пудовкин. 1928. СССР.

Советский Кинематограф не заставил себя долго ждать и тут же появляется в ТОПе.

Один из главных конкурентов Эйзенштейна.
Главная особенность Всеволода Пудовкина в том, что он был максимально нарративен в монтаже, но при этом сохранялась его образность. Прелесть картины ещё в том, что он внедряет реальность в кино, когда роли партизан исполняют реально партизаны, воевавшие с бандами атамана Семенова в Монголии. Сам фильм также был основан на реальных событиях.

98. Три негодяя. (70,1)

Режиссёр: Джон Форд. 1926. США.
Режиссёр: Джон Форд. 1926. США.

И вот ТОП только начался, а оценки у двух фильмов одинаковые.

Учитываются награды и влияние, которое оказал фильм на кинематограф в общем и целом, но здесь у нас помощников немного. Оскар появится только в конце 20-х, а журнал Photoplay награждает, начиная с 1920, но раз в год всего один фильм. Есть ещё Film Daily. Там есть также один победитель и фильм, занявший второе место. Поэтому если у фильмов нет наград, учитываются кассовые сборы и вестерн "Три негодяя" Джона Форда собрал больше советской киноленты.

97. Аэлита. (70,5)

Режиссёр: Яков Протазанов. 1924. СССР.
Режиссёр: Яков Протазанов. 1924. СССР.

Но советы не из тех, кто сдаётся, поэтому сходу мы получаем фантастику.

"Аэлита Королева Марса", как она называлась в зарубежном прокате. Зрительские оценки почти на всех агрегаторах весьма и весьма низкие, но западные критики с томатов просто вытаскивают фильм в этот ТОП, потому что они дали ему 100% одобрение.

И это первый, но не последний раз, когда западные критики будут влеплять 100% одобрение советским картинам.
Как лишний повод для гордости.

96. За скалами. (70,5)

Режиссёр: Сэм Вуд. 1922. США.
Режиссёр: Сэм Вуд. 1922. США.

"За скалами", или как ещё переводят "По ту сторону скал".

В главных ролях Глория Свенсон и Рудольфо Валентино. Это просто потрясающая мелодрама, одна из лучших в этом десятилетии. Особенно после реставрации и осязаемой музыки, которая вместе с сепией придаёт фильму незабываемый флёр.

Картина предлагает вместе с главными героями всё-таки посмотреть, что же там за скалами, чтобы обнаружить там любовь.

Один из лучших дуэтов в этом жанре и в этом десятилетии.

95. Верное Сердце. (70,8)

Режиссёр: Жан Эпштейн. 1923. Франция.
Режиссёр: Жан Эпштейн. 1923. Франция.

Ну и бонжур из Франции!

Жан Эпштейн снял по истине хичкоковскую мелодраму. Убийства и интриги сопровождаются экспрессионистским монтажем и образами. Это очень поэтичный и смелый фильм для своего года. Это почти Эйзенштейновский монтаж до Эйзенштейна, только у последнего сделан в таком духе все фильмы, а у француза лишь в некоторых сценах, но тем не менее!

Экстремально близкие планы тоже бросаются в глаза и заставляют сохранить эти образы в своей памяти надолго.

94. Десять Заповедей. (71,5)

Режиссёр: Сессил Блаунт Де Милль. 1923. США.
Режиссёр: Сессил Блаунт Де Милль. 1923. США.

Продолжаем пуританский трип, который действительно является трипом в плане путешествия.

"Десять Заповедей" Сессила Де Милля потрясают своим масштабом. Из всех экранизаций этой истории, исход показан с таким размахом, каким он в действительности мог бы быть. И при этом он не теряет в своей подробности. В этих кадрах столько жизни. Это сделано подробно, с любовью и масштабом. И, конечно, изобретательно в плане инженерных эффектов. На середине фильма, история переносится в современные реалии, как бы говоря, что заповеди до сих пор актуальны и в наше время. Этот ход был довольно неожиданным, но также поспособствовал тому, чтобы "Десять Заповедей" стали самым кассовым фильмом 1923 года.

93. Три мушкетёра. (71,8)

Режиссёр: Фред Нибло. 1921. США.
Режиссёр: Фред Нибло. 1921. США.

И вот со шпагой и плащом, сюда врывается главная бокс-офисная звезда, Брэд Питт 20-х годов. Дуглас Фэрбенкс старший.

Правда фильм, скорее не прошёл проверку временем и смотрится с оговорками, но это всё равно занятная ретроспектива, дабы увидеть, что восхищало людей в то время. Это марвеловские супергерои до Марвела и Дуглас Фэрбэнкс был главным супергероем того времени.

92. Таинственная Дама. (72)

Режиссёр: Фред Нибло. 1928. США.
Режиссёр: Фред Нибло. 1928. США.

А что там с кинодивами?

Грета Гарбо — одна из главных кинодив того времени, если не главная. Наделённая необычайной красотой, она с легкостью может влюбить в себя любого даже в нынешнее время.

Здесь она играет Татьяну Федотову — русскую разведчицу, чьё задание было получить секретные материалы у капитана Австрийской армии Карла фон Рэйдена. Ну, и, разумеется, шпионский триллер плавно и закономерно переходит в мелодраму.

91. Железный Конь. (72,5)

Режиссёр: Джон Форд. 1924. США.
Режиссёр: Джон Форд. 1924. США.

И вновь вестерн от Джона Форда.

Фильм рассказывает о строительстве трансконтинентальной железной дороги, а на фоне разворачивается извечный конфликт индейцев и белых американцев. Самый, что ни на есть классический вестерн от классика вестернов — Джона Форда.

90. Белый ад Пиц-Палю. (72,8)

Режиссёры: Арнольд Фанк, Георг Вильгельм Пабст. 1929. Веймарская Республика.
Режиссёры: Арнольд Фанк, Георг Вильгельм Пабст. 1929. Веймарская Республика.

Экстремальный немецкий триллер. Схватка с дикой природой. Натурные съёмки, где горный пейзаж плавно перетекает в крупные планы лиц актёров, одна из которых Лени Рифеншталь.

Фильм рассказывает о мужчине, который потерял свою жену во время схода лавины во время восхождения на гору Пиц-Палю и следующие несколько лет проводит в одиночестве в поисках её тела.

89. Женщина на Луне. (73)

Режиссёр: Фриц Ланг. 1929. Веймарская Республика.
Режиссёр: Фриц Ланг. 1929. Веймарская Республика.

Один из лучших режиссёров мира, а не только 20-х годов, наконец, вступает в гонку.

Не самый известный фильм Фрица Ланга. По крайней мере это не первая картина, которую вспоминаешь, когда слышишь это имя. Тем не менее, это очень значимый для космонавтики фильм. Тот далёкий случай, когда кино меняет жизнь.

Один из первых фильмов в истории, в котором было показано подробное космическое путешествие. Это делал и Мельес ещё в конце XIX века, но это было максимальной условностью, тогда как Фриц Ланг был одержим идеей реалистично показать процесс запуска ракеты. Более того, обратный отсчёт, который используется в фильме был добавлен для саспенса, но в итоге закрепился в реальности.
Научная фантастика, ставшая былью.

88. Четыре всадника Апокалипсиса. (73)

Режиссёр: Рекс Ингрэм. 1921. США.
Режиссёр: Рекс Ингрэм. 1921. США.

Ещё один американский блокбастер, который имеет ту же оценку, что и творение Ланга, но чуть-чуть больше собрал в прокате.

Он стал самым кассовым фильмом 1921 года, обогнав Чарли Чаплина и его "Малыша". Этот фильм, часто называют одним из первых антивоенных. Он оказал огромное влияние на культуру. Фильм также превратил малоизвестного актёра Рудольфа Валентино в суперзвезду.

Фильм считается шестым самым продаваемым немым фильмом всех времён и глядя на его эпичные кадры, можно понять почему.

87. Неприятности. (73,1)

Режиссёры: Фред С. Ньюмейер, Сэм Тейлор. 1924. США.
Режиссёры: Фред С. Ньюмейер, Сэм Тейлор. 1924. США.

Ну вот, первый из трёх гениев юмора влетает в эту гонку. Собственно, на 101 месте также находился фильм с Гарольдом Ллойдом — "Доктор Джек".

Сюжет простецкий и от этого появляется раздолье для юмора: убеждённый холостяк Гарольд наконец женился, но мама и братья его жены показали, что в "горе и в радости" не всегда делятся поровну.

Важно то, что имя Гарольда Ллойда будет мелькать тут очень часто...
Насколько часто?

86. Бабушкин Внучок. (73,3)

Режиссёр: Фред С. Ньюмейер. 1922. США.
Режиссёр: Фред С. Ньюмейер. 1922. США.

Фильм оказал большое влияние на кинематограф, став одним из первых полнометражных комедийных фильмов, в которых шутки сочетались с раскрытием характеров персонажей, а не ограничивались простым слэпстиком.

Да, "Малыш" Чаплина вышел годом ранее, но его фильм сложно назвать комедией в чистом виде. Там такая драма, что под конец фильма едва ли захочется смеяться.

Гарольд Ллойд со своим фильмом занял 4 место самых кассовых в 1922 году, а также занял второе место по голосованию Film Daily, уступив "Сироткам Бури" Гриффита.

85. Чанг: Драма в глуши. (73,3)

Режиссёры: Мэрион Купер, Эрнест Шодсак. 1927. США, Сиам.
Режиссёры: Мэрион Купер, Эрнест Шодсак. 1927. США, Сиам.

У нас вновь одинаковая оценка и "Бабушкин Внучок" собрал явно больше, чем этот фильм, но тут в игру вступает Оскар.

"Чанг" был номинирован на первой церемонии в категории "Лучшее художественное проявление". А она была равнозначна номинации лучший фильм года.

Псевдодокументальный фильм, где показано племя из народа Лао. По сути фильм можно отнести к документальной хронике, но почти все кадры тут постановочные. Это, что называется воссоздание реальной жизни племени. Редкое явление, когда Голливуд выходил за пределы своих павильонов и тем более за пределы своей страны.
Фильм снимался в Сиаме, ныне современный Таиланд.

84. Тэсс из страны бури. (73,5)

Режиссёр: Джон Робертсон. 1922. США.
Режиссёр: Джон Робертсон. 1922. США.

Если у нас есть Брэд Питт 20-х годов в лице Дугласа Фэрбенкса, значит, должна быть и Анджелина Джоли.

Мэри Пикфорд была самой кассовой актрисой 10-х и 20-х годов соответственно, однако предыдущий фильм с её участием к удивлению всех, провалился в прокате. Пикфорд поняла, что ей нужно сняться в фильме, который точно понравится зрителям, поэтому прошла по проверенному варианту. Она сыграла роль восьмилетней давности, потому что ей нравился персонаж. Ну, а с большим бюджетом, история может быть более выгодной. По итогу, ремейк также имел успех, как и фильм 1914 года.

83. Алая Буква. (73,6)

Режиссёр: Виктор Шёстрём. 1926. США.
Режиссёр: Виктор Шёстрём. 1926. США.

Но если у нас есть Анджелина Джоли 20-х годов, то должна быть и Кейт Уинслет того времени...

Лилиан Гиш, муза самого Дэвида Уорка Гриффита снялась у Виктора Шёстрёма. Это фильм считается лучшей экранизацией романа Готорна. Сам фильм снят с необычайной страстью.

Луи Б. Майер опасался, что фильм может быть слишком вызывающим для общественности, но в итоге картина стала лучшей в году по версии журнала Photoplay.

Даже странно, что такой фильм взобрался так низко в этом списке.

82. Доктор Джекилл Мистер Хайд. (73,8)

Режиссёр: Джон Робертсон. 1920. США.
Режиссёр: Джон Робертсон. 1920. США.

И вот появляется жанр, который будет почти доминантой в 20-е годы из-за немецкого экспрессионизма.

Но пока здесь американский фильм, впрочем, также вышедший из-под крыла немецкого течения. Джон Бэрримор играет тут сразу две роли, как это принято в этом образе и сейчас немая эстетика в совокупности с тем, что это театральный актёр, привыкший работать широкими мазками для последнего ряда, выглядит неубедительно, но и не стоит воспринимать фильмы буквально. Это мистерия, которая рассказывает историю в духе своего жанра и претендует лишь на передачу смысла, содержание и эмоцию, а не достоверность актёрской игры. Множество картин известных художников тоже запечатлели в своё время неестественные, вычурные или угловатые позы, но от этого менее прекрасны эти картины не становится. В немых фильмах также, просто 24 кадра в секунду. Так и стоит воспринимать множество немых фильмов сегодня.

Особенно об этом стоит помнить, когда мы смотрим фильм ужасов и готовы поверить в алхимию, но не в нарочитую актёрскую игру.

81. Воробушки. (73,8)

Режиссёры: Уильям Бодайн, Том МакНамара. 1926. США.
Режиссёры: Уильям Бодайн, Том МакНамара. 1926. США.

Ещё один фильм с Мэри Пикфорд, который собрал больше "Доктора Джекилла и Мистера Хайда", поэтому картина при одинаковых оценках находится чуть выше. Безупречная семейная драма с Мэри Пикфорд, возможно, одна из лучших поздних ролей актрисы в немую эру. Критики в унисон пели, что она здесь безупречна и это действительно так.

"Воробушки" угнездились на седьмое место самых кассовых фильмов 1926 года.

80. Затерянный Мир. (73,8)

Режиссёр: Гарри О. Хойт. 1925. США.
Режиссёр: Гарри О. Хойт. 1925. США.

Но вот это третий фильм с одной и той же оценкой и он собрал ещё больше, чем фильм с Пикфорд!

Критиканские Томаты выдали 100% одобрение фильму и действительно, "Затерянный Мир" проложил дорогу будущему "Кинг-Конгу". Переоценить такой фильм сложно, хотя смотреть его большинство будет со скидкой на время. В любом случае, прелюбопытнейший документ эпохи и краеугольный для искусства спецэффектов.

79. Турксиб. (74.3)

Режиссёр: Виктор Турин. 1929. СССР.
Режиссёр: Виктор Турин. 1929. СССР.

Советский Союз седлает железного коня и по документальным рельсам неумолимо стремится в ТОП.

Советская документалка о строительстве Туркестано-Сибирской магистрали и ее роли в освоении Семиречья. Интересно то, что на Западе фильм любят чуточку больше и хотя те же критики отмечали его пропагандистский нарратив, это не помешало им выдать также 100% одобрение картине.

78. Сиротки Бури. (74,6).

Режиссёр: Дэвид Уорк Гриффит. 1921. США.
Режиссёр: Дэвид Уорк Гриффит. 1921. США.

Да, если бы это были 10-е годы, то Дэвида Уорка Гриффита мы бы увидели ближе к ТОПу 10, причём почти все его фильмы.

Но 20-е годы не самое лучшее десятилетие для бывалого мастера, однако этот фильм всё равно стал лучшим по версии Film Daily и всё равно прекрасен и метафоричен.

Генриетта и Луиза, подкидыши, воспитываются вместе как сёстры. Когда Луиза слепнет, Генриетта клянется заботиться о ней. Тогда они решают отправиться в Париж на лечение и в этот момент грянула революция, которая неизбежно противопоставляется излечению от слепоты. Возможно, самый пропагандистский фильм Гриффита, который вставляет интертитры, где говорится, что свобода самое ценное, что есть у человека и революция необходима, дабы восстановить справедливость, но американцам надо быть разборчивее и внимательнее, если они не хотят, чтобы на место демократии пришёл большевизм. Это его фильм предупреждение, где двух не родных сестёр играют родные Лилиан и Дороти Гиш. Их совместные сцены — самое лучшее, что здесь есть.

77. По воле небес. (74,6)

Режиссёр: Сэм Тейлор. 1926. США.
Режиссёр: Сэм Тейлор. 1926. США.

И вновь Гарольд Ллойд!

Забавно, что великий комик был крайне недоволен результатом, потому что хотел сделать картину более социально острой, а в итоге она стала одной из самых прибыльных у Ллойда и заняла 12 место среди самых кассовых немых кинолент.

76. Моя любимая девушка. (74,8)

Режиссёр: Сэм Тэйлор. 1927. США.
Режиссёр: Сэм Тэйлор. 1927. США.

И вновь Мэри Пикфорд!

Актриса очень сожалела, что Академия в свой первый год не обратила внимание на неё за эту сыгранную роль, хотя она вполне могла проявить свою продюсерскую жилку и выдвинуть себя саму от своей студии United Artists.

Это также последняя немая картина "Возлюбленной Америки", попавшая на седьмое место самых прибыльных фильмов 1927 года.

75. Страница Безумия. (75).

Режиссёр: Тэйносукэ Кинугаса. 1926. Япония.
Режиссёр: Тэйносукэ Кинугаса. 1926. Япония.

География ТОПа ширится и в дело вступает Япония.

Тэйносукэ Кинугаса под воздействием немецкого экспрессионизма снимает "Страницу Безумия". Действие разворачивается в психиатрической больнице. Просто идеальная локация для столь авангардного фильма, который выделяется своей визуальной искусностью. Забегая вперёд, это первый и последний японский фильм в этом списке, но он никогда не забудется, если увидеть его однажды. Его символизм, игра света и тени, образы и атмосфера — уникальны и аутентичны.

Психоделический триллер и лучший японский фильм 20-х, если основываться на этом ТОПе.

74. Это. (75)

Режиссёры: Кларенс Дж. Баджер, Джозеф фон Штернберг. 1927. США.
Режиссёры: Кларенс Дж. Баджер, Джозеф фон Штернберг. 1927. США.

Резко переносимся обратно в Америку и обнаруживаем для себя новую секс-бомбу 20-х годов.

У Греты Гарбо появилась серьёзная соперница в лице Клары Боу. После этого фильма её стали называть It-girl. Выражение "эта девушка" надолго стало определением молодой, сексуально притягательной особы, о которой все говорят и которая находится в центре внимания.

Если бы устойчивое выражение Секс-символ имело бы физическое воплощение, то оно обрело бы облик Клары Боу.

73. Знак Зорро. (75)

Режиссёр: Фред Нибло. 1920. США.
Режиссёр: Фред Нибло. 1920. США.

Дуглас Фэрбенкс возвращается с ещё одним блокбастером.

Более явной параллели с супергероями в маске и плаще быть просто не может, потому что Зорро являлся прототипом Бэтмена. Не даром, Уэйны по канону, смотрели именно фильм про Зорро перед тем, как уйти из жизни.

"Знак Зорро" стал первым фильмом, выпущенным через United Artists, компании, основанной Фэрбенксом, Мэри Пикфорд, Чарли Чаплином и Д. У. Гриффитом.

Фильм занял пятое место среди самых кассовых фильмов года в 1920 году.

72. Черный Пират. (75,3)

Режиссёр: Альберт Паркер. 1926. США.
Режиссёр: Альберт Паркер. 1926. США.

И вновь этот ТОП примеряет на себе плащ и шпагу.

"Знак Зорро" 1920 года, а "Черный Пират" 1926. И вот какая у актёра была популярность в начале десятилетия, такая же она была и в его середине. Культовое скольжение ножом по парусу было запечатлено именно здесь. Фэрбэнкс был продюсером, актёром и каскадёром в одном лице. Так что, может, его следует назвать Томом Крузом 20-х годов...

Это был также первый фильм, который был снят полностью в двуцветном техниколоре. "Черный Пират" занял второе место среди самых кассовых фильмов года в 1926 году.

71. Тартюф. (75,5)

Режиссёр: Фридрих Вильгельм Мурнау. 1926. Веймарская Республика.
Режиссёр: Фридрих Вильгельм Мурнау. 1926. Веймарская Республика.

Самое время появиться одному из главных режиссёров фильмов ужаса с ... комедией.

Ежели Фридриху Вильгельму Мурнау суждено снять комедию, то тоже своеобразную. "Тартюф" Мольера считается высокой комедией, но немецкий мэтр всё равно снимает фильм с присущим экспрессионизмом, возможно, здесь в комедии он уместен не меньше, чем в фильмах ужаса. Это также любил совмещать ещё Эрнст Любич.

Тартюфа тут играет Эмиль Яннингс и это имя тоже будет очень часто мелькать в этом списке.

70. Три эпохи. (75,6)

Режиссёр: Эдвард Ф. Клайн, Бастер Китон. 1923. США.
Режиссёр: Эдвард Ф. Клайн, Бастер Китон. 1923. США.

Ну, наконец-то! В гонку вступает второй гений юмора. Бастер Китон.

Злоключения Бастера в трёх различных исторических периодах было своего рода кинопародией, возможно, одна из первых в истории кино. В данном случае издёвкой подвергался фильм "Нетерпимость". Это был первый полнометражный фильм, который Китон написал, срежиссировал, спродюсировал и в котором сыграл главную роль. От успеха этой картины зависело дальнейшее пребывание Бастера в полнометражных фильмах. И как видно из фильмографии, всё прошло весьма и весьма отлично.

69. Шантаж. (76)

Режиссёр: Альфред Хичкок. 1929. Великобритания.
Режиссёр: Альфред Хичкок. 1929. Великобритания.

А куда делась Великобритания, ах, да, расследует убийство, ведь в гонку вступает Альфред Хичкок.

Фильм 1929 года и это, наконец, звуковая картина в списке и то только частично озвученная. Хотя Хичкок был одним из тех, кто не видел острую необходимость в звуке.

Всё хичкоковское уже здесь есть: убийство, блондинки, саспенс, нуарные тени, камео режиссёра... В 1929 году, когда фильм вышел на экраны, он был признан лучшим британским фильмом года по результатам опроса в Великобритании и в принципе считается первым звуковым для этой страны, хотя звуковой этот фильм всё-таки процентов на 80%.

68. Питер Пэн. (76,1)

Режиссёр: Герберт Бренон. 1924. США.
Режиссёр: Герберт Бренон. 1924. США.

Ну, и, пожалуй, ещё один документ эпохи, который стоит смотреть с оглядкой на время.

"Питер Пэн" вышел под конец декабря и был явным намёком на новогодний блокбастер. Таким фильм и был. Особенно выделяли спецэффекты и бережное отношение к сюжету.

В подборе актёров лично участвовал сам Джеймс Барри. Роль Питера Пэна доверили актрисе Бетти Бронсон, и с этого момента на долгое время берёт начало традиция исполнения роли Питера Пэна травести.

67. Парад Любви. (76.1)

Режиссёр: Эрнст Любич. 1929. США.
Режиссёр: Эрнст Любич. 1929. США.

Единственный мюзикл в этой подборке и 100% звуковая картина.

"Парад Любви" имеет такую же оценку, как и "Питер Пэн", но мюзикл на третьей церемонии Оскар заработал шесть номинаций, включая Лучший фильм года! Это был рекорд на тот момент. Правда картина ушла тогда ни с чем, что тоже стало своеобразным оскаровским рекордом на тот момент.

В итоге в год объявления о Великой Депрессии, картина Эрнста Любича спасла Paramount от банкротства.

66. Жилец. (76,3)

Режиссёр: Альфред Хичкок. 1927. Великобритания.
Режиссёр: Альфред Хичкок. 1927. Великобритания.

И Хичкок начал бойко, но быстро сдал позиции, потому что это последний его фильм в этом списке.

Но вообще удивительно то, как режиссёр, начал в 20-х и в итоге охватил 6 десятилетий, в каждом из которых зритель видит такие разные, но одинаково потрясные фильмы, где впрочем, неизменно одно: убийство, блондинки, саспенс, нуарные тени, камео режиссёра.

Но кому ещё если не Хичкоку рассказывать про Джека Потрошителя?

65. Горбун из Нотр-Дама. (76,3)

Режиссёр: Уоллес Уорсли. 1923. США.
Режиссёр: Уоллес Уорсли. 1923. США.

Продолжаем окунаться в мрак и позволяем выйти на сцену одному из лучших актёров 20-х годов. Дэниэл Дэй-Льюис этого десятилетия — Лон Чейни.

Экранизация вечного произведения, пускай и очень вольно, перенесённого на экран. В фильме было задействовано около четырёх тысяч статистов, для которых специально шились соответствующие костюмы. Лон Чейни лично придумывал себе грим, как обычно он делал для каждой своей роли.

Вдохновлённый всё тем же немецким экспрессионизмом, фильм занял третье место среди самых кассовых фильмов 1923 года.

64. Под песнь колёс (76,6)

Режиссёр: Абель Ганс. 1923. США.
Режиссёр: Абель Ганс. 1923. США.

Стоп, это же 20-е годы. Самое время фильма, идущего свыше четырёх часов!

Абель Ганс ещё до своего "Наполеона" снял техногенную драму, где механическое в итоге уступает место человеческому. Метафора в этом фильм, может, всего одна на четыре с половиной часовую драму, но она заполняет собой абсолютно всё. Абель Ганс выступил продюсером, режиссёром, сценаристом и монтажером своего фильма. Это 100% авторское кино, посмотрев которое, можно понять какими масштабами думали в то время режиссёры.

Кстати, отреставрированная версия длится почти 7 часов. Это не плохо, но маловато до изначально смонтированной версией в 9 часов. Удобно, когда ты сам и режиссёр, и монтажёр. Чё хочешь, то и делаешь.

63. Третья Мещанская. (76,6)

Режиссёр: Абрам Роом. 1927. СССР.
Режиссёр: Абрам Роом. 1927. СССР.

Но, разумеется, чем больше хронометраж, тем меньше вероятности окупиться в прокате.

Перед нами советская мелодрама. Режиссёром выступил Абрам Роом, но столь жанровая картина, всё равно относится к яркому авторскому высказыванию.

А главное идёт всего-то один час и 27 минут. Иными словами, для французов это короткометражка...

61. Глупые Жёны. (76,6)

Режиссёр: Эрих Фон Штрогейм. 1922. США.
Режиссёр: Эрих Фон Штрогейм. 1922. США.

И вот третий фильм с одной и той же оценкой.

Он был всячески многострадальным. Эриха Фон Штрогейма даже отстранил от монтажа Ирвинг Тальберг, когда режиссёр сказал, что планирует длительность фильма от 6 до 10 часов и его будут показывать в течение двух вечеров.

Это Голливуд, детка. Тут такое не прокатит.

Фильм 1922 года и так был самым дорогим, снятым на тот момент. Universal Studios назвала его «первым фильмом стоимостью в миллион долларов», вышедшим из-под пера Голливуда. Однако этот свой миллион не окупил. В любом случае, это один из лучших фильмов Штрогейма и лучшая его немая роль в этом фильме, ведь он также сыграл одного из главных персонажей.

64. Парижанка. (76,5)

Режиссёр: Чарли Чаплин. 1923. США.
Режиссёр: Чарли Чаплин. 1923. США.

И четвёртый фильм с одной и той же оценкой, тоже можно называть в каком-то смысле экспериментальным. У нас, наконец, фильм Чарли Чаплина без Чарли Чаплина.

"Парижанка" стала первой и последней попыткой великого комика снять чистую драму, но чтобы так сделать, нужно было отказаться от своего участия в фильме, а значит обречь свою картину на провал. Чаплин был невероятно популярен за счёт образа бродяжки, а тут он в корне меняет правила игры.

Возможно, следовало выпустить фильм под псевдонимом, а потом приоткрыть завесу тайны. Сильный удар для тщеславия, но фильм бы от этого только выиграл.

Тем не менее, интересно сейчас посмотреть на эту картину, вне всяких ожиданий и просто составить своё мнение по прошествию сотни лет с момента премьеры.

60. Робин Гуд. (76,8)

Режиссёр: Аллан Дуон. 1922. США.
Режиссёр: Аллан Дуон. 1922. США.

Лучший фильм 1922 года по версии журнала Photoplay и самый кассовый в этом же году. И, разумеется, каноничный Робин Гуд, из которого выйдут все последующие, включая даже мультипликацию Диснея, тут его играет Дуглас Фэрбенкс старший.

Ну, а кто ж ещё?

59. Королева Келли. (77,1)

Режиссёр: Эрих Фон Штрогейм. 1929. США.
Режиссёр: Эрих Фон Штрогейм. 1929. США.

Ещё один многострадальный проект Эриха Фон Штрогейма. Серьёзно, у него нет ни одного чисто снятого проекта с момента, как он переехал в США.

Главную роль тут играет Глория Свенсен и это по прежнему немой фильм, хотя уже как два года существует звук в кино. Но в итоге фильм увидели только в Европе. Америка картину не увидела, что не помешало ей по просшествию времени стать классикой.

58. Берлин: Симфония Большого Города. (77,5)

Режиссёр: Вальтер Руттман. 1927. Веймарская Республика.
Режиссёр: Вальтер Руттман. 1927. Веймарская Республика.

"Турксиб" по-немецки.

Теперь пришла очередь Германии рассказывать о поэтике железных дорог и не только. Это целый жанр — "городская симфония". Документальная немецкая версия любого фильма Дзиги Вертова, хотя в локациях Германии и менее экспериментальная.

57. Руки Орлака (77,6)

Режиссёр: Роберт Вине. 1924. Веймарская Республика.
Режиссёр: Роберт Вине. 1924. Веймарская Республика.

Давно не было фильмов ужаса да ещё и немецкой руки.

Великий пианист в аварии лишается своих рук, чтобы вернуть их — врачи пересаживают чужие. И как выясняется бывшие руки убийцы. Орлаку не даёт покоя мысль, что руки убийцы и насильника заменили на те, что некогда творили искусство. Он входит в панику, думая, что теперь станет таким же, как их бывший хозяин. В скидки на время, фильм не нуждается. Это потрясающая картина с выдающейся актёрской работой великого Конрада Фейдта.

56. Люди Искусства. (77,6)

Режиссёр: Кинг Видор. 1928. США.
Режиссёр: Кинг Видор. 1928. США.

Комедия от Кинга Видора, одного из самых мрачных или просто серьёзных режиссёров немой эры, которым вдохновлялся Мартин Скорсезе. Фильм представляет собой беззаботный взгляд на Голливуд в конце эпохи немого кино (он вышел на год позже фильма «Певец Джаза») и считается лучшей ролью Мэрион Дэвис.

Ирония такова, что это на самом деле звуковой фильм, снятый на ту же технику, что и "Певец Джаза", но в нём нет реплик.

Вместо них, тут песни и музыка, ставшие саундтреком к фильму.

55. Голем, как он пришёл в наш мир. (78)

Режиссёр: Пауль Вегенер, Карл Безе. 1920. Веймарская Республика.
Режиссёр: Пауль Вегенер, Карл Безе. 1920. Веймарская Республика.

Немецкий фильм ужасов, прародитель голливудского Франкенштейна.

Лучший фильм Пауля Вегенера, который и сделал его кинозвездой американского масштаба, хотя выше этого прыгнуть, увы, не получится, фильм всё равно один из самых знаковых для своего жанра.

Это мистика чистой воды и одна из лучших в своё время.

54. Водопад Жизни. (78)

Режиссёр: Дэвид Уорк Гриффит. 1920. США.
Режиссёр: Дэвид Уорк Гриффит. 1920. США.

Это последний фильм великого Гриффита в этом списке, но от этого он не менее велик.

"Водопад Жизни" — четвёртый по кассовым сборам немой фильм в истории кинематографа, собравший в 1920 году более 4,5 миллионов долларов. Он соответственно самый прибыльный в этот сезон. Это также самый прибыльный у Гриффита после его же картины "Рождение Нации".

Лилиан Гиш тут блистает ярче, чем в любом другом фильме. Впрочем, ей эта характеристика подходит для любой картины, в которой она снимается у Гриффита.

53. Октябрь. (78,6)

Режиссёр: Сергей Эйзенштейн. 1927. СССР.
Режиссёр: Сергей Эйзенштейн. 1927. СССР.

Снятый в честь юбилея революции, "Октябрь" Эйзенштейна, это завершающий фильм трилогии о революции.

Фильм демонстрировался в США под названием «Десять дней, которые потрясли мир» и даже взял награду от Национального совета кинокритиков, как лучший зарубежный фильм правда двумя годами позже выхода. Он высоко ценится и современными критиками. В год выхода его посмотрело почти два миллиона зрителей.

Неплохо, для экспериментального по сути авангардного режиссёра.

52. Крылья. (78,6)

Режиссёр: Уилльям Уэллман. 1927. США.
Режиссёр: Уилльям Уэллман. 1927. США.

Но этот фильм явно заработал больше, заняв 1 место в списке самых кассовых фильмов 1927 года (с некой оговоркой). Его прибыль росла и дошла до своего пика аж в 1932, когда вовсю и давно был звук.

"Крылья", конечно, не были гос.заказом, как "Октябрь", но армия США принимала непосредственное участие в съёмках и поддержке фильма. Она выдала людей, технику и самолёты. Это до безумия масштабный проект, самый дорогой на момент выхода фильм.

Он также значим тем, что это первая картина, получившая Оскар за Лучший фильм года. Также была присуждена статуэтка за Лучшие инженерные эффекты.

51. Плоть и дьявол. (79)

Режиссёр: Кларенс Браун. 1926. США.
Режиссёр: Кларенс Браун. 1926. США.

Грета Гарбо возвращается в строй вместе с Джоном Гилбертом.

Романтическая химия между Гарбо и Гилбертом была мечтой любого режиссёра, потому что она была неподдельной. После этого фильма, они чуть ли не поженились, но Гарбо отказала и свадьба не состоялась. В любом случае, их отношения подогревали интерес к одному из самых страстных фильмов с Гретой Гарбо.

50. Мать. (79,5)

Режиссёр: Всеволод Пудовкин. 1926. СССР.
Режиссёр: Всеволод Пудовкин. 1926. СССР.

Всеволод Пудовкин продолжает штурмовать список ура-революционной картиной. Если прочитать синопсис фильма, то перед нами самая обыкновенная пропагандистская советская картина, но снята она намного лучше, чем выглядит на бумаге в описание. Очень сильная драма, которая вне зависимости от контекста, будет работать до сих пор.

49. Усталая Смерть. (79,6)

Режиссёр: Фриц Ланг. 1921. Веймарская Республика.
Режиссёр: Фриц Ланг. 1921. Веймарская Республика.

Экватор преодолевает фэнтези Фрица Ланга. После фильма "Усталая Смерть", Америка стала заглядываться на немецкого мэтра.

Своего рода притча о смерти, где необходимо принять неизбежность. Фильм «был снят вскоре после смерти его матери и стал самым вдумчивым и сострадательным размышлением режиссёра о смертности». Тон фильма соответствующий.

48. Варьете. (79,8)

Режиссёр: Эвальд Андре Дюпон. 1925. Веймарская Республика.
Режиссёр: Эвальд Андре Дюпон. 1925. Веймарская Республика.

И вновь Веймарская Республика, и вновь Эмиль Яннингс играет главную роль.

Криминальная мелодрама. Может показаться, что экспрессионизма здесь нет, но он был полностью и весь сосредоточен на операторской работе. Выразительное перемещение камеры вторит духу этого течения, хотя сам по себе фильм не содержит в себе монстров или мистику.

47. Призрак Оперы. (79,8)

Режиссёры: Руперт Джулиан, Эдвард Седжвик, Лон Чейни. 1925. США.
Режиссёры: Руперт Джулиан, Эдвард Седжвик, Лон Чейни. 1925. США.

То ли дело этот фильм.

Оценка с "Варьете" одинаковая, но "Призрак Оперы" собрал чуть более двух миллионов в прокате и занял 5 место в ТОПе самых кассовых 1925 года.

Этот фильм даже хотели запретить, настолько он был страшным и появление самого призрака Оперы, можно назвать первым скримером в истории. Из-за него люди теряли сознание в кинотеатрах. Художником по гриму также был Лон Чейни, сыгравший главную роль. Многие отмечали, что его персонаж единственный достойный внимания за весь фильм, но это действительно потрясающая актёрская работа над образом. Одна из лучших и вне времени.

46. Первокурсник. (79,8)

Режиссёры: Фред С. Ньюмейер, Сэм Тейлор. 1925. США.
Режиссёры: Фред С. Ньюмейер, Сэм Тейлор. 1925. США.

Смех всё-таки был громче, чем крики и фильм Гарольда Ллойда принёс намного больше денег. Насколько много? В момент выхода, он переплюнул Чарли Чаплина и его "Золотую Лихорадку". Творение Чаплина смогло переплюнуть его только после переиздания.

"Первокурсник" был идеальным фильмом для абсолютно каждого поколения. Студенты шли на фильм, потому что он был про них, а старшее поколение ностальгировало по тем временам, когда они ходили в колледж. Это очень смешной фильм, набитый не таким большим количеством гэгов, как предыдущие комедии, но от этого картина была не менее прекрасной. Тот момент, когда испытываешь чувство ностальгии даже тогда, когда не застал это время.

47. Подполье. (79.8)

Режиссёр: Джозеф Фон Штернберг. 1927. США.
Режиссёр: Джозеф Фон Штернберг. 1927. США.

Отец гангстерских фильмов, это к слову о влиянии, но помимо этого, фильм взял Оскар за Лучший оригинальный сюжет. Эта картина подарила кинематографу моду на гангстеров, по крайней мере показала, что такие истории весьма и весьма прибыльны и интересны.

Снял картину немец — Джозеф Фон Штернберг. Этот проект открыл ему восьмилетнее сотрудничество с Paramount, итогом которого станет шесть фильмов с Марлен Дитрих. Дело того безусловно стоило, но это уже будет в 30-х годах.

44. Ведьмы. (80,5)

Режиссёр: Беньямин Кристенсен. 1922. Швеция, Дания.
Режиссёр: Беньямин Кристенсен. 1922. Швеция, Дания.

Ещё один пример псевдодокументалистики, но на этот раз в стилистике немецкого экспрессионизма.

Фильм ужасов, запрещённый во всех странах мира. Самый дорогой на момент выхода скандинавский фильм-шабаш, который увидели на премьере и тут же запретили к показу.

И хотя уже во всю царил немецкий экспрессионизм, фильм оказал огромное влияние на мистику в кино и в отличии от Германии, показывал всё не через призму метафор и экспрессию, а будто всё, что происходит на экране - абсолютно когда-то было реально. Документальный стиль заключался в показах реальных дел инквизиции и хочет заставить нас поверить в то, что всё это правда и ведьмы среди нас. Это уникальная картина, которая преподносит мистику, как нечто реальное, буквально обманывая зрителя, внушая ему страх своими образами.

43. Падение дома Ашеров. (80,5)

Режиссёр: Жан Эпштейн. 1928. Франция.
Режиссёр: Жан Эпштейн. 1928. Франция.

У фильмов одинаковые оценки, но не сложно обскакать фильм по сборам, когда "Ведьмы" были запрещены во всём мире.

Французский фильм, над которым работали два сюрреалиста: Жан Эпштайн и Луис Бунюэль. Замедленная съёмка сопровождается отказом от нарратива. Весь фильм периодически работает в первую очередь на атмосферу, а не на содержание. Это сочинение на тему произведения Эдгара Алана По, где главное чувство, которое хотят передать авторы: Падение.

Тут засчитываем полный метр, но если бы тут была короткометражка "Андалузский Пёс", то она была бы на 28 месте в этом списке.

42. Гонщик. (80,8)

Режиссёр: Тед Вильде. 1928. США.
Режиссёр: Тед Вильде. 1928. США.

Если забыли, тут вот есть такой актёр — Гарольд Ллойд.

Ещё один фильм, дошедший до первой церемонии Оскар, где фильм был номинирован за Лучшую режиссуру в жанре комедия. Первый и последний раз эта категория была разделена. В любом случае номинирован был Тед Вильде, а не Гарольд Ллойд. И хотя почти все его фильмы режиссировали другие люди, актёр принимал непосредственное участие в режиссуре, иногда активнее постановщиков, импровизируя то тут, то там, но не брался помещать себя в титры.

Его фильм соревновался тогда в оскаровской категории с "Цирком" самого Чаплина, но оба тогда проиграли картине "Два Аравийских Рыцаря", которые даже не дошли до этого ТОПа.

"Гонщик" был последний немой фильм Ллойда перед переходом на звуковое кино.

41. Багдадский Вор. (81)

Режиссёр: Рауль Уолш. 1924. США.
Режиссёр: Рауль Уолш. 1924. США.

Мой любимый фильм с Фэрбенксом и просто лучший его фильм. Знаете, есть такая мечта увидеть этот фильм на большом экране, и как это было на больших премьерах того времени, чтобы фильм сопровождался не тапёром, а целым оркестром.

"Багдадский Вор" восточный блокбастер, ставший самым кассовым фильмом 1924 года. Это также был любимый фильм самого Фэрбенкса, который хотел сделать из него величайшее представление в кинематографе. Он выступил сценаристом, продюсером и исполнителем главной роли, разумеется... Его называли одним из самых феноменальных фильмов немого кинемтографа. Если бы Оскар существовал в 1924 году, можно было абсолютно легко понять, какой фильм побил бы все рекорды по статуэткам. Собственно Film Daily назвал его лучшим в году.

У следующего фильма оценка одинаковая и у него нет каких-то наград. Собрал он значительно меньше, хотя и неплохо для своего места премьеры и жанра, но его влияние на мировой кинематограф намного весомее.

40. Кабинет Доктора Калигари. (81)

Режиссёр: Роберт Вине. 1920. Веймарская Республика.
Режиссёр: Роберт Вине. 1920. Веймарская Республика.

Именно "Кабинет доктора Калигари" стал основоположником целого направления в кино Немецкий Экспрессионизм.

Первое течение в кинематографе такого масштаба и влияния, которое отразилось на всех последующих кинокартинах в жанре фильмов ужаса причём настолько, что Голливуд во всю будет стремиться подражать и адаптировать немецкие фильмы этого жанра под своего зрителя. Это шедевр Роберта Вине, который изучают во всех киношколах страны. Сомнамбулу играет всё тот же бесподобный Конрад Фейдт. Сложно найти более подходящего и гуттаперчевого актёра на эту роль. Он здесь бесподобен, как и всё в этом фильме, который можно назвать воплощением режиссуры, как таковой.

И таких фильмов, на самом деле немного, но в этом ТОПе 20-х годов, их предостаточно.

39. Младший брат (81,3)

Режиссёр: Тэд Вильде, Гарольд Ллойд. 1927. США.
Режиссёр: Тэд Вильде, Гарольд Ллойд. 1927. США.

Единственный фильм Гарольда Ллойда в этом списке, который он режиссировал самолично, правда также в со-авторстве.

Фильм мгновенно стал хитом и считается критиками одним из лучших в его карьере. Сложность состояла в том, что большинство работ Ллойда были вокруг городской жизни и бешеного темпа, но здесь урбанистика уступила место сельской жизни и гэги пришлось придумывать в новых предлагаемых обстоятельствах. Которые, в любом случае, сработали.

38. Бен-Гур. (81,3)

Режиссёр: Фред Нибло. 1925. США.
Режиссёр: Фред Нибло. 1925. США.

Но даже Гарольд Ллойд в одиночку не смог перебить Ирвинга Тальберга.

MGM смогла выжать максимум из себя самой и создала самый дорогой фильм немого кинематографа. Почти 4 миллиона долларов. Прибыль окупалась не прям-таки сразу по понятной причине, но в итоге пеплум принёс свыше 10 миллионов долларов. Сцена с колесницами культовая настолько, что этот троп, связанный с гонками, повлиял на каждый последующий фильм, где есть скачки или подобного рода состязание на скорость.

Один из лучших пеплумов в истории Кино.

37. Застенчивый. (81,6)

Режиссёры: Фред С. Ньюмейер, Сэм Тейлор. 1924. США.
Режиссёры: Фред С. Ньюмейер, Сэм Тейлор. 1924. США.

Или как следовало бы перевести на самом деле этот фильм "Стесняшка".

В начале 1920-х годов Ллойд чередовал то, что он называл «Картины с шутками» и «Картины с характерами». "Стесняшка" была из последнего и заняла второе место в списке самых кассовых фильмов 1924 года. Примичательно то, что целых два его фильма были в этом ТОПе в один год.

"Неприятности" была как раз «картиной с шутками» и заняла там пятое место.

36. Шпионы. (82)

Режиссёр: Фриц Ланг. 1928. Веймарская Республика.
Режиссёр: Фриц Ланг. 1928. Веймарская Республика.

Давненько не было Фрица Ланга.

Time Out охарактеризовал его как "что-то среднее между натуральным бульварным чтивом и чистым экспрессионизмом". Шпионский триллер, где главную роль играет по сути постоянный его актёр Рудольф Клян-Рогге. Это его первая, но не последняя роль криминального авторитета, желающего захватить мир.

35. Нанук с Севера. (82,1)

Режиссёр: Роберт Флаэрти. 1922. США.
Режиссёр: Роберт Флаэрти. 1922. США.

Культовая документалка, породившая моду на подобные фильмы про экзотические места планеты Земля. Тот же "Чанг: Драма в глуши" был ответом на эту картину.

Фильм снимался 16 месяцев и показывал быт коренных жителей севера. Это яркий пример документального кино, полностью постановочного. Эта картина прямой вызов этому формату, которому он говорит, что документалка тот же самый жанр в кино, что комедия, триллер или ужасы, у него есть свои правила, режиссёр и сценарий. В любом случае, мы имеем очень солидные для этого жанра зрительские оценки и 100% одобрение от критиков.

34. Тот, кто получает пощёчины. (82,3).

Режиссёр: Виктор Шёстрём. 1924. США.
Режиссёр: Виктор Шёстрём. 1924. США.

Лон Чейни вернулся и на этот раз полностью меняет амплуа, хотя от грима не отказывается.

Основанный на книге Леонида Андреева, фильм углубляется в недра человеческой психологии и экзистенциальных вопросов. Режиссёром картины был Виктор Шёстрём, который называл Лона Чейни величайшим актёром театра и кино. Все издания того времени склонялись к тому, что это лучшая его роль. Несмотря на тяжелейший драматический вес картины, она заняла 7 место в списке самых кассовых 1924 года.

33. Доктор Мабузе. Игрок. (82,5)

Режиссёр: Фриц Ланг. 1922. Веймарская Республика.
Режиссёр: Фриц Ланг. 1922. Веймарская Республика.

Это не заставило себя долго ждать и вот ещё одна роль, где Рудольф Кляйн-Рогге играет свою лучшую роль в амплуа криминального авторитета.

Элементы мистики и дух экспрессионизма тут несомненно присутствует. Одна из первых авторских кинофраншиз, созданная Фрицем Лангом. Будоражущая нервы картина, которая идёт четыре с половиной часа и, разумеется, на одном дыхании.

32. Седьмое Небо. (82,5)

Режиссёр: Фрэнк Борзаж. 1927. США.
Режиссёр: Фрэнк Борзаж. 1927. США.

Одинаковые оценки, но мелодрама Фрэнка Борзажа собрала целый урожай из возможных на то время наград.

Медаль Почёта от журнала Photoplay за Лучший фильм года и пять номинаций на Оскар в первую же церемонию. Лучший фильм, Лучший режиссёр, Лучший адаптированный Сценарий, Лучший художник-постановщик, Лучшая женская роль. Режиссура, сценарий и актриса в итоге удостоились статуэток. Сам фильм взобрался на третье место самых кассовых фильмов 1927 года.

31. Ящик Пандоры. (83,1)

Режиссёр: Вильгельм Пабст. 1927. Веймарская Республика.
Режиссёр: Вильгельм Пабст. 1927. Веймарская Республика.

Вильгельм Пабст снял один из самых скандальных фильмов 20-х. Американка Луиза Брукс моментально стала самой желанной актрисой. Той самой it-girl, которая "источала сексуальность без стеснения или предубеждения", как говорил режиссёр.

30. Человек, который смеётся. (83,3)

Режиссёр: Пауль Лени. 1928. США.
Режиссёр: Пауль Лени. 1928. США.

Немецкий штурм продолжается, но уже в павильонах Голливуда.

Конрада Фейдта переманили, чтобы он сыграл у Пауля Лени, также немца, уже для Universal. С этого героя списывали Джокера. Роль в этом фильме гениальна. Немецкий экспрессионизм получил деньги Голливуда и только выиграл от этого. Но самое лучшее, что мог сделать американский кинематограф, так это пригласить на главную роль немца — Конрада Фейдта.

29. Семь Шансов. (83,5)

Режиссёр: Бастер Китон. 1925. США.
Режиссёр: Бастер Китон. 1925. США.

Бастер Китон ненавидел этот сценарий и называл его сентиментальным фарсом, но он был обязан сняться в фильме, так был должен другому кинематографисту. Он говорил, что ныне культовая сцена с лавиной спасла всю картину.

В момент выхода фильма, который стал хитом, критики однако невзлюбили проект Китона и говорили, что жанр комедии идёт на спад, раз даже такой мэтр юмора сдаёт позиции. Тем ироничнее, что современные критики на Томатах раздали щедрые оценки и вытянули фильм в этот список. Впрочем, и без их помощи он бы здесь оказался.

28. Обломок Империи. (83.6)

Режиссёр: Фридрих Эрмлер. 1929. СССР.
Режиссёр: Фридрих Эрмлер. 1929. СССР.

Впервые вижу, как на критиканских томатах раздали 100% и критики, и зрители соответственно. И это при том, что не так уж мало было рецензий и оценок.

Конечно, на отечественном КиноПоиске оценки значительно выше, чем на западных зрительских агрегаторах, но всё равно это отменный показатель. Одна из лучших картин Фридриха Эрмлера и в принципе в немом советском кинематографе.

27. Носферату. Симфония Ужаса. (84)

Режиссёр: Фридрих Вильгельм Мурнау. 1922. Веймарская Республика.
Режиссёр: Фридрих Вильгельм Мурнау. 1922. Веймарская Республика.

Сложно даже вообразить насколько этот культовый фильм повлиял на искусство.

"Носферату" намного шире своей ниши — "кино о вампирах", — хотя фильм, можно сказать, создал эту нишу. Он послужит толчком вдохновения для сотни подобных фильмов о существах ночи. Конечно, ни Мурнау, так кто-нибудь другой бы экранизировал или воссоздал подобный образ в Кинематографе, но именно он, вместе с идеальным для этой роли артистом и гримёром, сделали подобный фильм культовым и незабываемым. Именно Мурнау добавит в образ вампира, боязнь и смерть от солнечного света. Американский классический фильм "Дракула", конечно, сделает своего вампира аутентичным, но скопирует кадр в кадр несколько сцен, а Вернер Херцог и вовсе снимет римейк, который ничем, кроме наличия звука и цвета, не будет отличаться. Лон Чейни и его визуальные метаморфозы просто не существовали бы, если бы его не вдохновил на это один из самых ярких кинообразов в мире.

26. Стачка. (84,1)

Режиссёр: Сергей Эйзенштейн. 1924. СССР.
Режиссёр: Сергей Эйзенштейн. 1924. СССР.

Наверно, самый авангардный фильм Эйзенштейна и первый его полнометражный.

Критики вновь оказались чрезвычайно щедры для советского режиссёра. Они в принципе не жадничают на высокие оценки для советских мастеров. В момент выхода фильма, он также был встречен свежо критиками, которые высоко оценивали новаторский подход, хотя хитом фильм не был как раз из-за своего сложного киноязыка.

"Стачка" считается первой лентой в духе социалистического реализма.

25. Приключение принца Ахмеда. (84,1)

Режиссёры: Лотти Рейнигер, Карл Кох. 1926. Веймарская Республика.
Режиссёры: Лотти Рейнигер, Карл Кох. 1926. Веймарская Республика.

Итак, у нас первая и последняя анимация. И это не Дисней...

Более того! Это полнометражный мультфильм в тот момент, когда Дисней ещё даже Микки Мауса не создал. Мультик создавался три года.

Здесь используется принцип теневого театра, а точнее, силуэтная анимация. Основан на "Тысяча и одной ночи". Он также имеет 100% одобрение на Томатах. На КиноПоиске видели фильм, но не в большом количестве, тогда как на Letteboxd новое поколение киноманов высоко оценило это творение, поразив своей анимацией. Это буквально жемчужина этого списка. Самый первый полнометражный мультфильм "Апостол" был снят в Аргентине в 1917 году. Затем был документальный анимационный мультфильм "Основы теории относительности Эйнштейна". Он шёл более двух часов и пытался доступным языком рассказать про теорию относительности. То, что обычно ждёшь от детской анимации... Затем чилийская "Жизнь и чудеса Дона Фауста".

Но все эти мультфильмы считаются утерянными, так что "Приключение Принца Ахмеда" это четвёртый полнометражный мультфильм в истории и первый дошедший до нас.

24. Последний Приказ. (84,1)

Режиссёр: Джозеф Фон Штернберг. 1927. США.
Режиссёр: Джозеф Фон Штернберг. 1927. США.

Пошла последняя четверть списка.

Фильм Штернберга окупиться не смог, но он взял Оскар за лучшую мужскую роль в лице Эмиля Яннингса. "Последний Приказ" называют одним из лучших немых фильмов режиссёра. История, основанная на реальных событиях рассказывает о генерале царской армии, который пришёл в павильон в полном обмундировании, чтобы сняться в массовке за 7,50$ долларов в день. Фильм рассказывает, что привело человека в такую точку его истории.

23. Нибелунги. (84,3)

Режиссёр: Фриц Ланг. 1924. Веймарская Республика.
Режиссёр: Фриц Ланг. 1924. Веймарская Республика.

Да, фактически фильм "Нибелунги" разделён на две картины, и на агрегаторах это два отдельных фильма, но это читерство использовать дважды один и тот же фильм в этом списке. Да и оценки у фильмов одни и те же, поэтому будем учитывать, что "Нибелунги" это монолитное произведение.

Эпопея и самый масштабный фильм Фрица Ланга. Фильм-легенда, основанный на мифах Германии по мотивам средневековой эпической поэмы «Песнь о Нибелунгах». Сложно представить, что этот же режиссёр снял фильм про "Доктора Мабузе". Это настолько разные киноязыки, что сопоставить эти два фильма просто невозможно. Именно такой фильм и ожидаешь увидеть в списках лучших фильмов всех времён и народов. И собственно, там ему и самое место.

22. Дневник Падшей. (84,5)

Режиссёр: Вильгельм Пабст. 1929. Веймарская Республика.
Режиссёр: Вильгельм Пабст. 1929. Веймарская Республика.

Немцы продолжают своё кинонашествие и чем дальше, тем мрачнее фильмы.

Пабст снимает фильм также на серьёзную тему с той же Луизой Брукс. Он вышел почти что в месяц объявления о Великой Депрессии и был актуален, как никогда. Каждый землянин был в каком-то смысле падшим в тот день и переживал эмоционально всё то, что переживала героиня Луизы Брукс.

Лучший фильм Георга Вильгельма Пабста.

21. Неизвестный. (84,6)

Режиссёр: Тод Браунинг. 1927. США.
Режиссёр: Тод Браунинг. 1927. США.

Вот впервые о себе заявляет ещё одна кинодива, которая претендует на роль новой Греты Гарбо в Голливуде и главное её преимущество для американской публики в том, что она американка.
Джоан Кроуфорд играет в паре с Лоном Чейни. Это максимально фриковый фильм, где актёр лишний раз оправдывает свою кличку "человек с 1000 лицами" при этом грима на сей раз не было, но внешне он всё равно выделяется на фоне остальных, потому что у него нет рук.

Фильм дикий. Это студия А24 задолго до её появления. Картина Виктора Шёстрёма стала хитом и попала в список лучших немой эры.

20. Фауст. (84,8)

Режиссёр: Фридрих Вильгельм Мурнау. 1926. Веймарская Республика.
Режиссёр: Фридрих Вильгельм Мурнау. 1926. Веймарская Республика.

Один из лучших фильмов Мурнау и экранизаций Гёте.

Фильм получил высокую оценку за свои спецэффекты, будучи самой дорогой постановкой немецкого мастера. Разумеется, она окупилась сполна. Роль дьявола играет уже знакомый Эмиль Яннингс, который во времена Третьего Рейха сам подпишет контракт с дьяволом в лице нацистов.

Жизнь лучший сценарист. И фильм смотрится намного иначе, когда знаешь этот факт.

19. Алчность. (85,1)

Режиссёр: Эрих Фон Штрогейм. 1924. США.
Режиссёр: Эрих Фон Штрогейм. 1924. США.

Давненько не было фильма, который идёт почти половину суток.

Девятичасовой фильм частично был снят в Долине Смерти и это идеальная локация для этого фильма. Разумеется, это тоже многострадальный проект и Штрогейм в итоге отказался даже смотреть фильм, потому что его детище сократили с девяти до двух с половиной. В интервью он заявлял, что не признаёт фильм своим. Но это не помешало попасть фильму в золотой фонд не только немого, но и мирового кинематографа в принципе.

Девятичасовая версия фильма это грааль для киноманов. Ныне существует только 4-часовая, представляющая собой частичное восстановление авторской задумки с помощью сохранившихся фотографий и титров.

18. Наполеон. (85,1)

Режиссёр: Абель Ганс. 1927. Франция.
Режиссёр: Абель Ганс. 1927. Франция.

Но, где если не в Европе всем начхать на хронометраж.

Пятичасовой "Наполеон" Абеля Ганса шёл в таком объёме без сокращений. Эпический байопик, наполненный авангардными техническими приёмами. Картина была настоящим вызовом для киномехаников того времени. Необходимо было три камеры, потому что фильм в нескольких сценах выходил за рамки формата 4:3 и делал панорамное изображение дабы показать масштаб событий. "Наполеон" не был коммерчески успешным, но уже по другим причинам. Это был один из самых дорогостоящих фильмов своего времени, который длился в изначальном варианте более 9 часов.

Фильм постоянно перемонтировали и из-за этого большая часть материала была утеряна, пока наконец другой мегаломан Фрэнсис Форд Коппола не взялся за этот фильм собственноручно, чтобы сделать ремастер и восстановить его из того, что было в том виде, каком он был запланирован. Это, возможно, лучший французский фильм за всю историю кино. И уж точно лучший про Наполеона.

17. Большой Парад (85,3)

Режиссёр: Кинг Видор. 1925. США.
Режиссёр: Кинг Видор. 1925. США.

Ещё один шедевр Ирвинга Тальберга и с режиссурой Кинга Видора.

Доход от этого фильма был самым большим до "Унесённых Ветром". Его считают лучшим фильмом о Первой Мировой. Также его относят к самому прибыльному в истории немого кино, но историки склоняются, что всё-таки этот рекорд принадлежит картине Гриффита "Рождение Нации". Один из ярчайших антивоенных фильмов, сделавший звездой Джона Гилберта и Кинга Видора, как режиссёра.
После "
Большого Парада" и "Бен-Гура" Ирвинг Тальберг негласно был признан Вундеркиндом Кинематографа. 25 летний продюсер создал два шедевра в один год. Журнал Photoplay учеридил Медаль Почёта, как лучшему фильму 1925 года. Film Daily поместил его на второе место лучшего фильма года.

Если бы только Оскар существовал на пару лет раньше, можно себе представить лютую конкуренцию в конкурсной программе. Ведь дальше - больше...

16. Пароходный Билл. (85,5)

Режиссёры: Чарльз Райснер, Бастер Китон. 1928. США.
Режиссёры: Чарльз Райснер, Бастер Китон. 1928. США.

Всё, идёт тяжелая кавалерия.

Бастер Китон известен этим фильмом даже для тех, кто его не видел, потому что именно здесь был самый известный его трюк с фасадом дома, который падает на него. Ходили даже слухи, что Китон был склонен к суициду и таким образом искал смерть. Это подогревало и проблема с алкоголем, но байки всё же были беспочвенные. Правда была только в том, что актёр и каскадёр в одном лице мог действительно множество раз умереть во время своих трюков.

В это трудно поверить, но "Пароходный Билл" провалился в прокате и получил смешанные отзывы после выхода на экраны.

Сейчас это является классикой немого кино и один из лучших фильмов Китона, хотя до сих пор отмечают, что сюжет очень сумбурный. Гэги и трюки напоминали отчаянный ход со стороны актёра, чтобы привлечь внимание зрителей и заманить их в кинотеатры. Но кого это волнует, если это одна из лучших немых комедий в мире просто с гениальной в плане плотности гэгов концовкой?

15. Броненосец "Потёмкин". (86)

Режиссёр: Сергей Эйзенштейн. 1925. СССР.
Режиссёр: Сергей Эйзенштейн. 1925. СССР.

Честно, думалось, что фильм будет даже повыше, но 15 место среди лучших из лучших тоже неплохо.

Ну что тут можно сказать про, возможно, самый популярный советский фильм не только на территории России, но и во всём мире. Стабильно занимающий первые строчки в списках "Лучшие фильмы всех времён и народов". Точно вымеренный шедевр, на который равнялись почти все, уважающие себя кинорежиссёры. И уже по традиции, это один из немногих фильмов, который может похвастаться 100% одобрением со стороны критиков на Rotten Tomatoes, которые просто обожают советские фильмы.

14. Возница. (86,1)

Режиссёр: Виктор Шёстрём. 1920. Швеция.
Режиссёр: Виктор Шёстрём. 1920. Швеция.

Ещё один отголосок немецкого экспрессионизма, но уже от Швеции.

Виктор Шёстрём ещё до пребывания в Америке, смог себя зарекомендовать, как выдающийся автор с ярким почерком. Фильм ужасов рассказывал о легенде, согласно которой умерший последним до Нового Года, в случае если он много грешил, будет управлять в течение всего года Призрачной Возницей, которая подвозит души умерших. И вот один из пьяниц умирает ровно в полночь на глазах собутыльников.

13. Толпа. (86,1)

Режиссёр: Кинг Видор. 1928. США.
Режиссёр: Кинг Видор. 1928. США.

Но всё-таки вот лучший фильм Кинга Видора.

Оценка одинаковая, но самый мрачный его фильм был номинирован на первой церемонии Оскар в двух категориях: Лучшее художественное проявление, как мы помним, оно тогда было равносильно категории Лучший фильм, и лучший режиссёр.

Фильм о маленьком человеке, который считает себя большим и отправляется в мегаполис, чтобы покорить его, но чем дольше он там находится, тем сильнее он растворяется в толпе точно таких же людей.

12. Последний Человек. (86.3)

Режиссёр: Фридрих Вильгельм Мурнау. 1924. Веймарская Республика.
Режиссёр: Фридрих Вильгельм Мурнау. 1924. Веймарская Республика.

Ещё один из лучших фильмов Фридриха Вильгельма Мурнау и вновь тут играет Эмиль Яннингс.

И, возможно, это лучшая его роль, где он переживает душевный апокалипсис, когда его просто переводят на другую должность из-за старости. Никогда еще кризис целой нации, не был передан лучше, как это сделано в этом фильме без единого интертитра. Неудивительно, что фильм любят относить к жанру фильмов ужасов, хотя мистики и монстров здесь просто нет. Ужас заключён в глазах смотрящего на свою жизнь отельного портье, утратившего лоск, величие и достоинство, как это было со всеми немцами после Первой Мировой.

11. Ветер. (86,6)

Режиссёр: Виктор Шёстрём. 1928. США.
Режиссёр: Виктор Шёстрём. 1928. США.

Один из любимых у Ингмара Бергмана. "Ветер", возможно, лучший фильм шведа Виктора Шёстрёма в период, когда он работал в США. В главной роли Лилиан Гиш. И она здесь просто изумительна.

"Ветер" длится всего полтора часа и смотрится на одном дыхании. Не смотря на появление звука в кино, фильм было решено снять немым и от этого он стал только лучше. К тому же звук абсолютно не нужен, когда всё идеально сыграно глазами Лилиан Гиш. Одно из главных преступлений Оскара заключаются в том, что он проигнорировал этот фильм на второй церемонии, хотя это один из лучших американских фильмов и вестернов соответственно.

10. Паравоз "Генерал". (86,8)

Режиссёры: Клайд Брукман, Бастер Китон. 1926. США.
Режиссёры: Клайд Брукман, Бастер Китон. 1926. США.

Ну, финишная прямая и, наконец, десятка лучших фильмов 20-х годов.

Открывает десятку Бастер Китон и его "Генерал". В каком-то смысле комедийный боевик, который... На момент выхода не был хорошо принят критиками и зрителями. Фильм не сказать, что провалился, но собрал очень скудную кассу. Во многом также из-за огромного бюджета. После этого фильма Бастер Китон потерял независимость как режиссёр и доверие к нему было подорвано навсегда.
Газеты писали:

"Кто-нибудь должен был сказать Бастеру Китону, что трудно рассмеяться при виде людей, убиваемых в бою".

Теперь же фильм считается классикой. Этой оценке он подвергся в 60-х. Сам Китон говорил, что "гордился этой картиной больше, чем любой другой своей работой". Великий, как старые локомотивы, Бастер Китон блистает тут в каждом кадре. Это, можно сказать, исторический комедийный фильм, который ныне считается одним из лучших не только у Китона, но и немого кинематографа в принципе.

9. Наконец в безопасности! (87)

Режиссёры: Фред С. Ньюмейер, Сэм Тейлор. 1923. США.
Режиссёры: Фред С. Ньюмейер, Сэм Тейлор. 1923. США.

Финишная прямая продолжается и Бастера Китона опережает третий гений юмора Гарольд Ллойд. "Наконец в безопасности!" или как правильнее было перевести фильм, если бы локализаторы умели выполнять свою работу - "Безопасность прениже всего!".

Это самый известный фильм Ллойда, который также знают все даже если не видели фильм, а всё за счёт одной-единственной сцены, которую Ллойд будет неоднократно повторять в следующих своих фильмах лишь чуть-чуть видоизменяя. Фильм имел огромнейший успех и был высоко оценён критиками, закрепив за Ллойдом статус важной фигуры в немом кинематографе. Именно этим фильмом он доказал, что может быть нечто большим, чем просто комиком. Благодаря этой картине, он и стал третьим гением юмора.

8. Цирк (87)

Режиссёр: Чарли Чаплин. 1928. США.
Режиссёр: Чарли Чаплин. 1928. США.

И вот, наконец, только сейчас полноценно появился Чаплин. При это всё равно, "Цирк" обладает такой же оценкой, как и "Безопасность прениже всего!", но творение Чаплина собрало в два раза больше. При том, что фильм Ллойда тоже собрал солидную кассу.

Это последний в десятилетии фильм Чаплина. Именно "Цирк" можно назвать венцом творения в 20-х годах. Хорошо этот фильм характеризует почетная статуэтка Оскар на первой в истории церемонии с гравировкой: "За многогранность и гениальность в актёрском, сценарном, режиссёрском и продюсерском мастерстве, проявившиеся в фильме „Цирк“". Ведь именно всем этим и занимался Чарли Чаплин. И это ещё они про музыку забыли упомянуть...

7. Золотая Лихорадка (87,5)

Режиссёр: Чарли Чаплин. 1925. США.
Режиссёр: Чарли Чаплин. 1925. США.

Вот прорвало человечка, да?

Лучший фильм по версии Film Daily. Название "Золотая Лихорадка" также очень символично, потому что это самый кассовый фильм Чаплина, если не считать звукового "Великого Диктатора".

6. Восход Солнца: песня для двоих. (88,1)

Режиссёр: Фридрих Вильгельм Мурнау. 1927. США.
Режиссёр: Фридрих Вильгельм Мурнау. 1927. США.

Этот фильм был снят уже после того, как Мурнау переехал в США и начал снимать там фильмы. Именно этот фильм считается вершиной мастерства Мурнау и одним из лучших фильмов немого кино, который стабильно попадает в подобные ТОП 10 или даже в ТОП 5.

Именно этот фильм выиграл второй главный Оскар за Лучшее художественное проявление на первой церемонии у фильмов "Толпа" Видора и документалки "Чанг: Драма в глуши". Также фильм отхватил ещё две статуэтки: Лучший оператор и Лучшая женская роль.

И хотя мрак в начале фильма без намёка на свет, под конец нас ждёт голливудский хэппи-енд. Вот что значит переехать в Америку. Это последний фильм Мурнау в этом списке и действительно, возможно, лучший в его карьере.

5. Кинооператор. (88,3)

Режиссёры: Эдвард Седжвик, Бастер Китон. 1928. США.
Режиссёры: Эдвард Седжвик, Бастер Китон. 1928. США.

В действительности самый трогательный и продуманный фильм комика без улыбки, который сияет в своей органике и доказывает на деле своё звание. Поклонники и критики считают этот фильм одним из лучших в карьере Китона. Ирвинг Тальберг так смеялся на черновом варианте фильма, хотя выражение эмоций для него в принципе не свойственно, и продюсер в итоге сказал всем отстать от комика, выкинув в урну переделки 22 сценаристов, которые работали над исправлением. И правда совпадает так, что это действительно лучший фильм у Бастера Китона, он лучший у него в этом списке и в момент выхода был принят восторженно, став кассовым хитом.

Последний фильм Китона в этом списке, но, пожалуй, самый гениальный и просто идеально характеризует сущность его образа — "комик без улыбки".

4. Малыш. (88,5).

Режиссёр: Чарли Чаплин. 1921. США.
Режиссёр: Чарли Чаплин. 1921. США.

Первый срежисированный полнометражный фильм Чарли Чаплина, который в итоге стал лучшим среди других остальных.

Получается так, что все фильмы Чаплина попали в список лучших фильмов 20-х годов. Все они комедия, хотя "Малыша" сложно не назвать драмой, особенно в третьем акте. Это комедия с развитием персонажей, где после смеха ты начинаешь плакать. Его дебютный фильм стал самым кассовым в 1921 году после картины "Четыре всадника Апокалипсиса". Биографы утверждали, что это самая личная картина Чаплина, потому что за десять дней до начала съёмок, у комика умер первенец. Писали, что "Малыш" прямое доказательство того, кто величайший актёр на всём белом свете.

3. Человек с киноаппаратом. (89,3)

Режиссёр: Дзига Вертов. 1929. СССР.
Режиссёр: Дзига Вертов. 1929. СССР.

И вот, когда, кажется, что про СССР все забыли, ведь что там может быть после "Броненосца Потёмкина"? На сцену выходит Дзига Вертов.

Конечно, у фильма намного меньше оценок, чем у любого в этой десятке лучших, это надо помнить, но все кто поставил эти оценки не поскупились на высоких баллах. Также учитываем вклад и новаторство этой картины. Но если подумать, оценок-то не так уж и мало для суперэкспериментального бессюжетного советского артхауса столетней давности. Благодаря этому фильму и ещё Эйзенштейну, на западе появилось определение "русский монтаж".

Без сюжета, без актёров, без сценария, без слов, без надписей... Именно так рекламировали фильм, когда он вышел. Только камера и отснятый материал на монтажном столе. Любимый фильм Жан-Люк Годара. Венец советского авангарда. Одна из лучших документальных лент, которая документалкой по сути не является вовсе, а может, наоборот - это самая чистая форма документального кинематографа, где смысловая ткань фильма ложится на каждого зрителя по разному и любой увидит свой образ. Этот фильм суть кинематографа, потому что главное в нём монтаж, который и делает кинематограф искусством, а главное, именно он отличает его от других видов искусства.

2. Метрополис. (89,5)

Режиссёр: Фриц Ланг. 1927. Веймарская Республика.
Режиссёр: Фриц Ланг. 1927. Веймарская Республика.

А серебро получает вполне очевидный фильм, который можно было ожидать и на первом месте.

Немецкий магнум опус Фрица Ланга, последний величайший фильм немецкого экспрессионизма, поставивший точку в этом жанре и не только потому, что он стал самым дорогостоящим фильмом за всю историю немецкого немого кино. Кажется, невозможным, что Фриц Ланг снял всё самое лучшее в одном десятилетии. Это Фрэнсис Форд Коппола, только 20-х годов. "Усталая Смерть", "Доктор Мабузе", "Нибелунги" и "Метрополис" — одного из этих фильмов было бы достаточно для занесения себя в историю, но Ланг снял это всё в одном десятилетии и даже больше...

Действие фильма "Метрополис" происходит в 2026 году... До будущего осталось совсем немного... А тем временем, золото получает фильм, о котором фанаты кинематографа уже догадались...

1. Страсти Жанны Д'Арк. (89,6)

Режиссёр: Карл Теодор Дрейер. 1928. Франция.
Режиссёр: Карл Теодор Дрейер. 1928. Франция.

Фильм отделяет на самом деле одна десятая от творения Ланга и, может, через год "Метрополис" 1927 года наверстает своё в свой столетний юбилей, всё-таки агрегаторы организмы живые, но это вряд ли, потому что фильму Дрейера тоже скоро стукнет стольник. Фильм вышел в 1928 году. Так что может, всплеск популярности и ретроспектива заставит людей обновить оценочки.

"Лучший фильм немого кинематографа", как его многие охарактеризовали. Закономерно ли, что он снимался параллельно с выходом первой звуковой картины. Это называют не только лучшим немым фильмом, но также отмечают, что здесь запечатлена лучшая женская роль в истории кино. Гениальное проявления актёрской игры со стороны Фальконетти, сыгравшей Жанну Д'Арк. Театральная актриса настолько была опустошена после съёмок, что решила, что с неё хватит кинематографа. Это единственная её роль в кино. Поговаривали даже, что она в действительности сошла с ума, настолько она поверила в предлагаемые обстоятельства. Фильм велик ещё тем, что тут также снялся во второстепенной роли Антонен Арто — отец театра жестокости. Более подходящего для него фильма найти сложно, хотя забавно, что он тут играет самого положительного, насколько возможно, персонажа.

Это небывалой красоты фильм, лучше которого, Дрейер в своей фильмографии просто не снял. Это было бы невозможно с таким фильмом. Невероятно крупные планы и ракурсы заставляют поверить, что ты находишься там в суде. Именно эти лица олицетворяют немой кинематограф, а не ускоренные человечки под бряцание пианино. Фильм само совершенство. И хотя подобная формула этого списка довольно зыбкая и непостоянная субстанция, в данном случае с ней спорить сложно.

______________________________

А какой фильм из 20-х годов самый любимый у Вас? Согласны ли Вы с этим списком? Пишите в комментариях и оставляйте свои ревущие лайки!

Не забудьте подписаться!
Всем добра и здоровья!