Найти в Дзене

Не просто цветные слова: поговорим о СТРУП-тесте

Наверное, вам всем он знаком: слово «красный» написано синим цветом, а «зеленый» — желтым и т.д. Нужно не читать слова, а называть цвет слова. * Тест Стру́па (тест цветных слов Струпа, словесно-цветовой тест Струпа, тест словесно-цветовой интерференции), классический нейропсихологический тест, оценивающий лёгкость переработки информации в ситуации когнитивного конфликта. Скажу честно, когда-то использовала его в своей работе. Потом началось повальное увлечение «волшебными таблетками», чтобы стать внимательными и учиться хорошо, развивать навык скорочтения. Этот тест практически везде включался в арсенал полезных нейроупражнений. Я начала убирать его из своей практики, не хотелось быть как все, наверное. Можно и другими инструментами пользоваться, чтобы добиться результата в тех или иных случаях. Сейчас с некоторыми учениками его вновь начинаю использовать. Струп-тест на самом деле не волшебный, его также нужно использовать в системе и не изолированно, чтобы решать определенные задачи.

Наверное, вам всем он знаком: слово «красный» написано синим цветом, а «зеленый» — желтым и т.д. Нужно не читать слова, а называть цвет слова.

* Тест Стру́па (тест цветных слов Струпа, словесно-цветовой тест Струпа, тест словесно-цветовой интерференции), классический нейропсихологический тест, оценивающий лёгкость переработки информации в ситуации когнитивного конфликта.

Скажу честно, когда-то использовала его в своей работе. Потом началось повальное увлечение «волшебными таблетками», чтобы стать внимательными и учиться хорошо, развивать навык скорочтения. Этот тест практически везде включался в арсенал полезных нейроупражнений. Я начала убирать его из своей практики, не хотелось быть как все, наверное. Можно и другими инструментами пользоваться, чтобы добиться результата в тех или иных случаях.

Сейчас с некоторыми учениками его вновь начинаю использовать. Струп-тест на самом деле не волшебный, его также нужно использовать в системе и не изолированно, чтобы решать определенные задачи.

Хочется поговорить о нем поподробнее. Интересна его история.

В 1935 году американский психолог Джон Ридли Струп опубликовал свою диссертацию. Он не был первым, кто заметил этот эффект (феномен описали еще в XIX веке), но именно он создал строгую методику, которая и вошла в историю под его именем.

Что мы на самом деле оцениваем, когда ребенок называет цвета?

На поверхности нам кажется, что мы проверяем / тренируем внимание. На самом деле, в этот момент в мозге ребенка разворачивается настоящая битва между двумя процессами:

1. Автоматизированным процессом чтения слов: мозг хочет прочитать слово «красный» и послать правильный сигнал.

2. Контролируемым процессом: назвать цвет букв слова. Это требует сознательного усилия, чтобы подавить автоматический ответ и дать правильный.

* В современных исследованиях с помощью фМРТ было доказано, что во время прохождения Струп-теста особенно активна префронтальная кора — наш «дирижер» внимания и контроля. Поэтому сделали вывод, что методика полезна для развития исполнительных функций.

Чем полезен для нас, педагогов и родителей, этот конфликт?

Это окно в произвольную саморегуляцию ученика. А это, как вы знаете, краеугольный камень успешного обучения.

Сейчас существуют много современных модификаций теста: от классического до эмоционального или рисуночного (ребенок видит изображение огурца, раскрашенное в фиолетовый цвет, и должен назвать ЦВЕТ изображения)

· Кстати, можно использовать вариант теста - перевертыш: ребенок должен читать слово, а не называть цвет. Это проверяет гибкость и переключение внимания — может ли он переключиться с одной инструкции на другую.

Чем Струп-тест полезен для школьников?

1. Диагностика трудностей: ребенок долго думает, делает много ошибок, сбивается? Вероятно, у него слабо развита избирательность внимания и когнитивный контроль. Это тот самый ребенок, который на уроке «висит в облаках» и легко отвлекается.

2. Маркер утомления: проведите тест в начале и в конце сложного урока. Если результаты во второй раз значительно хуже — это явный сигнал, что ресурс внимания и самоконтроля на исходе.

3. Тренировка произвольности! И это главное. Мы можем использовать упрощенные варианты теста как тренажер для мозга.

- Развиваем способность подавлять импульсы — базовый навык для решения задач и контроля поведения.

- Развиваем умение переключаться между правилами.

- Укрепляем рабочую память — ребенок должен удерживать в голове правило («называть цвет, а не читать слово»).

Практический совет: Создайте свои карточки или найдите готовые варианты в интернете. Начинайте с простого — с картинок (лимон, окрашенный в синий). Затем переходите к словам. Упражняйтесь по 5-7 минут в день в формате игры - кто быстрее и правильнее пройдет ряд.

А вы используете в своей практике струп-тест? Делитесь опытом в комментариях.