Найти в Дзене
Неудобные новости.

Учитель на уроке долго терпел нарушение дисциплины.

Когда-то физическое воздействие применяли как способ наказания детей. Непокорных ребят могли строго наказать. В произведениях классиков той эпохи встречаются фразы, повергающие в шок: "Снимай штаны, выбью душу...". И всё это – в отношении пятилетних мальчиков. Подобные истории известны и из жизни Чехова, и Горького, и Толстого.

Сейчас трудно представить подобное в наши дни. Кажется, что теперь розги достанут даже для учителей. Возьмем, к примеру, ситуацию из Екатеринбурга, где молодой преподаватель получил серьезный судебный вердикт. Его приговорили к году и шести месяцам исправительных работ с частичной компенсацией заработной платы в пользу государства, а также обявили о необходимости выплатить родителям школьника 120 тысяч рублей в качестве компенсации морального ущерба. Оправданно ли это? Давайте попробуем понять.

Урок физики в восьмом классе проходил как обычно. Артем (имя изменено) впервые посетил этот урок и сразу же решил испытать на прочность молодого учителя, Сергея Перминова, которому всего 26 лет. Он работал в школе всего три недели.
-2
Артем вел себя вызывающе и игнорировал предупреждения учителя. Преподаватель пообещал обсудить поведение ученика с директором, но вместо этого получил нецензурные оскорбления. В тот момент терпение и сдачило.

Сергей бросил в восьмиклассника шариковую ручку и попытался насильно вывести его к директору. Как следует из постановления Свердловского областного суда, в ходе этих действий он зафиксировал руку ребёнка. Именно это событие и послужило причиной судебного разбирательства. Областная прокуратура настояла на строгом наказании.

«Мужчина признан виновным в нарушении закона, связанного с жестоким обращением с несовершеннолетним», – сообщают представители власти. – В результате действий педагога подросток пережил психологические и физические страдания, которые выразились в чувстве обиды и физической боли, а также в страхе перед повторением насилия.

После инцидента преподавателю пришлось покинуть место работы и ему запретили заниматься педагогической деятельностью в течение двух лет. А ведь молодежь все реже хочет работать в школах!

Теперь Сергей Перминов устанавливает системы безопасности – по профессии он электрик. Он выбрал путь учителя, следуя за своей мамой, которая более трех десятилетий работала в школе. До поступления в школу он преподавал электротехнику в техникуме, где когда-то учился, и там подобных проблем с учениками не возникало.

В марте 2025 года он начал работать в школе №123 в Академическом районе Екатеринбурга, где преподавал физику. Всего три недели спокойной работы закончились этим неприятным случаем.

"Через три дня после произошедшего была создана комиссия, в которую вошли педагог-психолог, директор школы и представитель родительского комитета...", – рассказывает Сергей. – Родители ребенка не явились на заседание и отказались от общения со мной с самого начала. Они игнорировали все приглашения и дальнейшее общение проходило только через суд."

И вот пришёл строгий приговор для, казалось бы, обычной конфликтной ситуации между учителем и учеником.

История вызвала неоднозначную реакцию. Многие считают, что нынешнее положение учителей вызывает сожаление. Низкие зарплаты, бюрократия и отсутствие защиты приводят к увольнениям и нехватке кадров. Согласно данным Министерства образования РФ, в начале 2024/2025 учебного года в российских школах осталось 18 287 вакантных мест, что составляет 1,75 % от общего числа требуемых педагогических кадров.

«Житьём так, что скоро учителей совсем не будет», – пишут люди в комментариях.

Однако нашлись и те, кто поддержал ребёнка и его родителей, считая неприемлемым применение силы со стороны взрослого мужчины. Сам Сергей признаёт свою ошибку:

«Я поступил неправильно, нарушил правила. Нужно было вызвать директора в класс, а не тащить ребенка к нему», – говорит он. – Мне очень жаль, что так получилось. Ученики говорили, что им нравились мои уроки.

Сергей Перминов обжаловал решение суда.

Татьяна Мерзлякова, омбудсмен Свердловской области, передала информацию о приговоре в Совет по правам человека при президенте:

– Я не могу оценивать судебные решения, но уголовное преследование учителя – это крайняя мера, – считает она. – Мой принцип: учитель всегда прав! Всё это последствия либеральных взглядов. Я считаю, что учителя можно было наказать иначе. Необходимо искать компромисс и решать проблемы путем диалога.

Как раз после этого скандала в Свердловской области появилась комиссия по защите профессиональной чести и достоинства педагогов, аналогичная федеральному совету.

Родители и ребёнок формально одержали победу в судебном процессе, однако возникли и вопросы к родительскому воспитанию: куда делось уважение к старшим?