Найти в Дзене

Краткий пересказ романа «Мадрапур» Робера Мерля

Годы жизни Р. Мерля (французский писатель): 1908 — 2004.

Роман «Мадрапур» — произведение фантастическое. Написано от первого лица (к примеру, начинается следующими словами: «13 ноября. Я пишу эту историю в то самое время, когда она происходит»).

Повествователь, некий мистер Владимир Серджиус, прибывает во Франции в аэропорт, чтобы улететь в страну под названием Мадрапур. Где она находится, никто из действующих лиц точно не знает, и ее карты ни у кого нет, из реплик персонажей можно только сделать вывод, что Мадрапур то ли расположен рядом с Индией, то ли является ее частью.

В аэропорту, что изумляет Серджиуса, нет ни одного человека, его встречает только проводница, которая сообщает, что все пассажиры рейса в Мадрапур уже находятся на борту. Войдя в самолет, Серджиус видит «десятка полтора пассажиров, не больше» (это цитата). Все они, люди разных возрастов и социальных слоев, находятся в салоне первого класса, а туристический салон пуст. У Серджиуса билет туристический, но проводница говорит, что это не имеет значения, и приглашает его расположиться вместе со всеми.

К удивлению и недовольству Серджиуса, проводница просит его сдать на время полета паспорт и деньги. Странным оказывается и то, что, хотя судно уже в небе, почти не слышно гула моторов. А вскоре выясняется, что в самолете даже нет экипажа: бортом, похоже, управляют дистанционно с земли. Пока непонятно, есть ли связь с ней: никаких голосовых сообщений ниоткуда не раздается, остается только надеяться, что все же имеется хотя бы односторонняя связь, т.е. что на земле слышат разговоры пассажиров.

Между пассажирами возникают споры и конфликты по разным поводам. Кто-то, например, заявляет, что Мадрапура не существует и что всех их обманули, заманили в какую-то ловушку, кто-то обвиняет одного из попутчиков в торговле наркотиками, кого-то раздражают чьи-то манеры и т.д.

Какой-то индус со своей попутчицей достает пистолет, берет всех в заложники и заявляет, что если через час самолет не сядет, чтобы высадить его и его попутчицу, то он убьет одного заложника и будет убивать их дальше с определенной периодичностью (он объявляет о своем намерении в расчете на то, что земля слышит его по односторонней связи).

Пассажиры бросают жребий, кто будет первой жертвой. Эта участь выпадает девушке. Будучи уверенной, что скоро погибнет, девушка уходит в туристический салон с одним из попутчиков, чтобы вступить там с ним в половую связь. Кто-то из пассажиров осуждает ее за это (мол, распущенность, бесстыдство), кто-то относится с пониманием.

Но самолет все же садится. Индус забирает у всех ценные вещи (складывает в сумку) и вместе с попутчицей высаживается. Следом за ними хотела уйти старушка, которую пассажиры выгнали в туристический салон, т.к. она раздражала всех своей злобой, придирками. Изгнанница покинула самолет с индусами, но передумала и вернулась. Ее простили за вредность (она сделала выводы и теперь ведет себя хорошо) и пригласили обратно в первый класс. Старушка рассказала, что когда индусы вышли, то мужчина выбросил сумку с ценными вещами в озеро. Еще она сообщила, что на улице было темно, что она ощутила ужас, как в кошмарном сновидении, и необъяснимое отторжение от индусов (т.е. какая-то неведомая сила отталкивала ее от покинувших самолет людей, не позволяла присоединиться к ним, ощутить себя принятой в их компанию).

Самолет продолжает полет. Один пассажир умирает. После его смерти самолет приземляется, голос из каких-то все же имеющихся здесь громкоговорителей обращается к умершему и требует покинуть салон. Покойник встает и, ни на кого и ни на что не реагируя, уходит. Самолет снова продолжает полет.

После ухода покойника повествователь делает вывод, что самолет будет лететь, пока не умрут все пассажиры, в том числе и сам он. На этом произведение заканчивается.

Проследить в романе «Мадрапур» какую-либо идею сложно. Это скорее триллер, ужастик, призванный пощекотать нервы, а не выполнить ту или иную воспитательную либо просветительную функцию. Хотя иногда мельком затрагивается какая-нибудь этическая проблема: привязанность человека к материальным ценностям (индус легко выбрасывает награбленные вещи, а некоторые пассажиры сокрушаются об их утрате); межнациональные отношения, колониализм; половая распущенность и др.

Пересказал Сергей АБРАМОВИЧ.

Читайте также краткий пересказ романа «Мальвиль» Робера Мерля.