Найти в Дзене
Поперёшный

РОЛЬ ЦАРЕЙ РОМАНОВЫХ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОСЛАВНОГО ЛАНДШАФТА ЗАУРАЛЬЯ В XVII В.

ВЕСТНИК Екатеринбургской духовной семинарии. Вып. 1(5). 2013, 39–48.

Манькова Ирина Леонидовна — к. и. н., ведущий научный сотрудник Института истории и археологии УрО РАН (г. Екатеринбург).

И. Л. Манькова

РОЛЬ ЦАРЕЙ РОМАНОВЫХ В ФОРМИРОВАНИИ
ПРАВОСЛАВНОГО ЛАНДШАФТА ЗАУРАЛЬЯ В XVII В.

В статье проанализирована роль династии Романовых в формировании православного ландшафта Зауралья в XVII в.
Показано участие государственной власти в возведении и обеспечении приходских храмов и монастырей.
Прослежено появление в Зауралье церквей, посвященных небесным покровителям царственных особ.
Ключевые слова: царь Михаил Романов, царь Алексей Романов, царь
Феодор Романов, цари Иоанн и Петр Романовы, Зауралье, православный
ландшафт, приходская церковь, монастырь, город, слобода, острог.
XVII век занимает особое место в истории Урала и Сибири. В это вре-
мя шло активное крестьянское освоение земель за Уральским хребтом,
развивались города, построенные в конце XVI в. как опорные базы для
продвижения русских отрядов на восток, создавалось административ-
но-территориальное управление. Край постепенно интегрировался в си-
стему российской государственности. Утверждение на российском пре-
столе династии Романовых знаменовало новый этап в истории Русской
Православной Церкви. Кровное и духовное родство патриарха Филарета
и царя Михаила Федоровича предопределило сценарий развития взаи-
моотношений светской и церковной власти в первой половине XVII в., в
основе которого лежали согласие и взаимная поддержка. По совместно-
му решению царя и патриарха за Уральским хребтом была создана само-
стоятельная Сибирская и Тобольская епархия, что стало своеобразной
точкой отсчета в истории организации духовной жизни и укоренении
православной веры на новых российских восточных территориях.
Основную часть переселенцев на этих землях составляли черно-
сошные крестьяне Русского Севера и служилые люди. Именно русское
старожильческое население со своим жизненным опытом, системой
ценностей и норм, опиравшихся на Православие, становилось ядром
регионального сообщества. Организуя свое жизненное пространство на
колонизуемых территориях, русские создавали необходимую систему
культовых объектов, т. е. православный ландшафт1.
В данной статье речь пойдет о районе, который в основном был освоен к середине XVII в., а именно о междуречьи Тавды и Исети. Применительно к XVII в. это территория Верхотурского, Туринского, Пелымского, частично Тюменского и Тобольского уездов.
Важнейшей особенностью освоения данного района являлось от-
сутствие крупного частного землевладения. Вся земля была государ-
ственной, что предопределило огромную роль государства в развитии
этой территории, в том числе и православного ландшафта. Монаршья
воля лежала в основе всего. Без царского указа нельзя было построить
ни город, ни слободу, ни церковь. Воеводы и приказчики не имели пра-
ва без царского указа потратить ни копейки из казны, ни пуда зерна из
казенных амбаров.
Велика была роль монархов в создании и жизнедеятельности та-
ких объектов православного ландшафта, как церкви и монастыри. Храм
с образовавшейся при нем приходской общиной является основой пра-
вославного ландшафта. Именно с храмом были связаны отправление
повседневных духовных потребностей, Крещение, Венчание, отпевание.
Храмовые праздники становились важными событиями в жизни при-
хожан. Церковь была особым местом духовной связи царей и поддан-
ных. Во многих челобитных о церковных нуждах, адресованных царю,
люди обязательно подчеркивали, что этот храм — «царское богомолье».
В церквах присягали царям, служили молебны в дни царских именин
и бракосочетаний, молились за здравие и за упокой царственных особ.
В конце XVI — XVII вв. все церкви в Зауралье строились по цар-
скому указу, независимо от того, кто выступил инициатором возведе-
ния церкви (епархиальные власти, светская администрация или общи-
на). Например, в 1621 г. в долине реки Нейвы появились первые посе-
ленцы — пашенные крестьяне. Весной 1622 г. они решили поставить
церковь, но для этого надо было получить разрешение царя. Сохрани-
лась челобитная невьянских крестьян к царю Михаилу Федоровичу, в
которой они просили разрешить построить «на Нейве» храм, а также
прислать священника, потому что «многие де люди помирают без отца
духовнаго, а младенцы без молитвы и без Крещения помирают»2. В де-
кабре 1622 г. сибирскому архиепископу Киприану была послана царская
грамота, чтобы он благословил крестьян на строительство церкви и по-
слал из Тобольска священника и антиминс3.
В городах соборные храмы строились и содержались на казенные
средства, поэтому они были особой заботой царей. Такой порядок сложил-
ся с самого основания урало-сибирских городов (с конца XVI в.). Взойдя
на российский престол, Романовы продолжили эту традицию. На протя-
жении XVII в. деревянные городские соборные церкви часто горели. И
всегда по царским указам они довольно быстро отстраивались вновь. Так
было не только в крупных административных центрах Тобольске и Вер-
хотурье, но и, например, в Пелыме. Первая церковь Пелыма (храм в честь
Рождества Христова с приделом во имя свт. Николая Чудотворца) была
возведена вслед за строительством острога в 1593 г.4 Летом 1621 г. пожар
уничтожил почти весь город. Царским указом 1622 г. было предписано
восстановить Пелым, в том числе и церковь5. Тогда по указу царя Миха-
ила Федоровича была построена соборная церковь бόльших размеров —
четырехпрестольная. Один из престолов был посвящен прп. Михаилу
Малеину6. Выбор посвящения очевиден: прп. Михаил Малеин считался
небесным покровителем царя Михаила Федоровича.
Храмы, посвященные прп. Михаилу Малеину, появились в За-
уралье в 10–20-ых гг. XVII в. Согласно писцовой книге 1624 г., «церковь
во имя государева царева и великого князя Михаила Федоровича всеа
Русии ангела прп. отца Михаила Малеина» была в Тюмени. Храм был
приспособлен для службы и в зимнее время, имел придел в честь св. Зо-
симы и Савватия, Соловецких чудотворцев7. Как указано в документе,
это «строение мирское тюменских всяких чинов людей». В основном
прп. Михаилу Малеину посвящали придельные храмы. Так, согласно
писцовой книге 1624 г., в Тобольске существовала Казанская церковь с
приделом прп. Михаила Малеина8. Придельный храм во имя прп. Ми-
хаила Малеина имелся у Рождественской соборной церкви в Пелыме9.
Недавно нам удалось обнаружить документы, повествующие о
том, как появилась церковь во имя прп. Михаила Малеина в Туринске.
Еще при основании Туринского острога в 1600 г. был построен храм в
честь св. Бориса и Глеба. В то время на российском престоле был Борис
Годунов, и Борисоглебские церкви строились повсеместно. 3 октября
1625 г. И. И. Баклановский, только что ставший туринским воеводой,
обратился к Сибирскому архиепископу Макарию за благословением по-
ставить новую Борисоглебскую церковь, поскольку старый храм стал
«ветх и кровли на нем нет и местом капель великая, а зимою снег идет,
и служить в нем зимою и летом не мочно, а укрыть не уметь, что ветх
добре»10. Сибирский владыка сразу же отреагировал на это обращение
и 16 ноября обратился с посланием ко всем жителям Туринска, благо-
словив их на заготовку леса для будущей церкви.
Уже зимой 1626 г. туринцы подготовили строительный материал
и дали обет «храм совершити», но не в честь св. Бориса и Глеба, а «Не-
рукотворного нашего образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Хри-
ста да в пределе страстотерпца Михаила Малеина»11. Жители города
наняли плотников, заплатив им хлебом и деньгами, собранными всем
миром (50 руб.). К концу августа 1626 г. значительная часть церкви
была готова. В отписке воеводы И. Баклановского от 20 августа 1626 г.
приведено детальное описание постройки, в том числе отмечено, что
«во храмех, в тех стенах отгорожено будет алтари, а в нем три службы:
во имя Нерукотворного образа Господа Бога и Спаса Иисуса Христа, а
другая служба во имя Михаила Малеина, а третья служба во имя Бори-
са и Глеба». Таким образом, посвящение старой церкви было сохране-
но в одном из придельных храмов.
Строительство продолжалось до лета 1627 г. 2 июня жители Ту-
ринска сообщили архиепископу Макарию, что «у Нерукотворенного
образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа еже есть святый
убрус и ево угодников преподобного отца нашего Михаила Малеина
государев царев и великаго князя Михаила Феодоровича всеа Русии
ангел и страстотерпцев Бориса и Глеба храм совершен до готова»12.
Очевидно, подчеркивая, что храм посвящен не просто прп. Михаи-
лу Малеину, а государеву ангелу, туринцы рассчитывали на особое
отношение властей к своей просьбе о внутреннем обустройстве но-
вой церкви. В челобитной архиепископу Макарию они просили при-
слать антиминсы, иконы и книги. Далее началась бюрократическая
казуистика того времени. Архиепископ написал новому туринскому
воеводе В. Л. Корсакову, чтобы тот организовал туринцев на подачу
челобитной царю и патриарху, которую следовало прислать к нему,
Макарию, а тот уже со своей отпиской отправит ее в Москву. И только
после того «как их государево жалованье — образы и книги будут, —
писал архиепископ Макарий, — и мы антиминсы для освящения хра-
му пошлем священников и дьякона, а здесь государевых иконных пис-
цов и софийских домовых нет»13.
Далее сибирский владыка пояснял, что «когда пришлют государь
царь и патриарх образа и книги, и ризы, и подризники, и патрахели,
и поручи, и сосуды церковные…, и мы тогда и посылаем антиминсы,
всегда мы даем из соборной церкви». Это пояснение представляет-
ся важным, поскольку оно свидетельствует о том, что существовал
определенный порядок обязательного государственного обеспечения
церквей Сибирской епархии. Это особенно характерно для периода
царствования Михаила Федоровича, когда у населения Зауралья, только
осваивавшего территорию, еще не было достаточно средств, чтобы обе-
спечивать свои приходские церкви. По свидетельству известного исто-
рика Г. Миллера, посетившего Туринск в 1742 г., и в XVIII в. Спасская
церковь с приделом во имя прп. Михаила Малеина оставалась глав-
ным храмом города14.
Таким образом, во всех зауральских городах (за исключением Верхотурья) были храмы с посвящениями престолов небесному покровителю первого царя из династии Романовых — Михаила Федоровича.
Среди слободских приходских храмов известны два случая посвящения
престолов во имя прп. Михаила Малеина. В Тагильской волости на по-
госте был возведен храм Преображения Спаса с приделом прп. Михаила
Малеина. Первые документальные сведения об этой церкви относятся к
1621 г. С аналогичным именованием главного и придельного престолов
была построена церковь в Таборинской волости в Пелымском уезде15. В
большинстве случаев все эти церкви были «мирским строением», т. е.
построены на средства и силами прихожан. Согласно писцовой кни-
ге 1624 г., в существовавших к тому времени церквах имелись щедрые
дары от царя Михаила Федоровича.
С восшествием на престол царя Алексея Михайловича в Зауралье
также появляются храмы с посвящениями его небесному покровите-
лю — св. Алексию, человеку Божию. Но их количество уступает посвя-
щенным во имя прп. Михаила Малеина. В Верхотурье в середине XVII в.
около гостиного двора была построена Спасская церковь с приделом во
имя св. Алексия, человека Божия. В документах есть упоминание, что
в Пелыме у Рождественского собора был придельный храм во имя св.
Алексия, человека Божия, но данных о времени его постройки нет. Со-
гласно писцовой книге 1682 г., в Исетском остроге (основан в 1650 г.)
была Казанская церковь с Алексиевским приделом16. В целом заураль-
ская ситуация отражала общероссийскую тенденцию. Авторы статьи,
посвященной св. Алексию, человеку Божию, из «Православной энци-
клопедии» отмечают, что «несмотря на широкое почитание Алексия,
человека Божия, на Руси, известно не много храмов, освященных в его
честь»17. Церкви во имя св. Алексия, человека Божия, продолжат стро-
ить на Урале в XVIII в. (например, село Алапаиха), что свидетельствует
о популярности этого святого.
При царе Алексее Михайловиче продолжилась забота государства
о городских соборных церквах. Например, сохранилось довольно много
свидетельств об обеспечении верхотурского Троицкого собора. Так, в
1648 г. для него было послано из Москвы 12 богослужебных книг и об-
лачение для духовенства18. В 1671 г. троицкий протопоп Иван Михайлов
привез из столицы значительную партию «церковного обихода»: книги
(практически весь круг, необходимый для богослужения), утварь, обла-
чения19. Это были не царские вклады, а государевы пожалования, то есть
то, что покупалось по царским указам на казенные средства в ответ на
просьбы о церковных нуждах, поступавшие с мест.
В качестве иллюстрации приведем несколько записей на книгах,
которые сейчас находятся в древлехранилище Лаборатории археогра-
фических исследований Уральского федерального университета. На-
пример, по нижнему полю страниц Евангелия учительного, изданного
в типографии г. Вильно около 1580 г., идет запись: «Книга глаголемая
Евангелие толковое государя царя и великого князя Михаила Феодоро-
вича всеа Русии прислана с Москвы в Сибир… острог в его государьское
богомолье к церкви Пречистей Богородицы честнаго и славного ея Вве-
дения в лето 7136 го (1627/1628) году»20. К сожалению, в этой записи не
сохранилось название острога.
По записи на другом учительном Евангелии, изданном уже на
Московском печатном дворе в 1662 г., можно определить, что эта кни-
га когда-то принадлежала верхотурскому Троицкому собору, куда была
передана по указу царя Алексея Михайловича из Приказа тайных дел
25 декабря 1670 г.21 Удивительно, что эта книга сохранилась, поскольку в
1674 г. Троицкая церковь сгорела со всем имуществом.
Первые церкви во имя вмч. Феодора Стратилата появились в За-
уралье на рубеже XVI–XVII вв. в правление царя Бориса Годунова. Этот
святой являлся небесным покровителем его сына Федора. Такие при-
дельные храмы были построены у Троицкого собора в Верхотурье22 и
Рождественской соборной церкви в Тюмени23. Вновь храмы во имя вмч.
Феодора Стратилата стали строить в период правления царя Феодора
Алексеевича. На территории Зауралья это веяние не получило широ-
кого распространения, нам известен только один случай. В 1677 г. в
Туринск на воеводство приехал Еремей Ларионович Пятой. Для пред-
ставителя незнатного дворянского рода назначение на воеводство в Си-
бирь было серьезным успехом, пусть даже в такой небольшой город, как
Туринск. Одним из его первых начинаний на новом месте службы было
обращение к митрополиту Корнилию с просьбой дать благословение на
строительство «по его обещанию» церкви во имя вмч. Феодора Страти-
лата с приделом во имя вмц. Параскевы Пятницы «в роще, где стояла
часовня»24. Сибирский владыка благословил строительство и послал ан-
тиминс, миро и масло для ее освящения. Историк Г. Миллер, посещая
Туринск в 1742 г., отметил среди приходских церквей храм «Свято-
мученика Феодора Стратилата в Ямщицкой слободе, рядом с мостом,
слева от дороги, если идти из крепости»25. По сведениям Г. Миллера, в
1740 г. эта церковь сгорела и в его бытность в Туринске вновь строи-
лась. Возможно, это была церковь, возведенная по обету воеводы Ере-
мея Пятого, может быть, в благодарность царю Федору Алексеевичу за
назначение на высокую административную должность.
В связи с рождением младших сыновей царя Алексея Михайлови-
ча — Иоанна и Петра, а также в период их царствования возводились
храмы во имя Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла. Далеко не
всегда источники дают нам возможность утверждать, что посвящение
той или иной церкви связанно именно с этими событиями. К сожалению,
неизвестно время строительства Петропавловских приделов у церквей в
честь Собора Богородицы в Невьянской слободе и во имя Михаила Ар-
хангела в Шадринской слободе, Иоанно-Предтеченского придела у Ка-
занской церкви в Арамашевской слободе. Были случаи, когда при стро-
ительстве церквей на месте сгоревших во время пожаров происходила
смена посвящений престолов. Например, в Верхотурье с 1668/69 г. велось
строительство новой соборной Троицкой церкви с двумя приделами. В
одном из документов, связанных с проведением отделочных работ в ней,
указано посвящение придельных храмов: один — в честь иконы Богоро-
дицы Казанской, другой — в честь апп. Петра и Павла26. Таким образом,
храмоименование старой придельной церкви во имя вмч. Феодора Стра-
тилата кануло в Лету; видимо, политически это было уже не актуально. К
сожалению, документ не имеет точной даты, известно лишь, что он напи-
сан после 1670/71 г. Можно предположить, что выбор посвящения одно-
го из придельных храмов в честь апп. Петра и Павла связан с рождением
сына царя Алексея Михайловича — Петра в 1672 г.
Еще одним важным объектом православного ландшафта были
монастыри. Первые монастыри в Зауралье появились в начале XVII в.
в городах: Верхотурский Николаевский, Туринский Покровский и Тю-
менский Преображенский монастыри. Создание Сибирской епархии
существенно изменило ситуацию с монастырями в крае. Первый Си-
бирский архиепископ Киприан приложил немало усилий, чтобы укре-
пить основы иноческой жизни в уже существовавших обителях, по его
указам были организованы новый монастырь в районе активного кре-
стьянского освоения — Невьянский Богоявленский, а также ряд жен-
ских обителей. Первым сибирским владыкой был поставлен вопрос о
наделении монашеских общин земельными угодьями для обеспечения
их существования, поскольку за Уральским хребтом им не приходилось
рассчитывать на щедрые вклады населения. Наделение обителей землей
происходило в основном из государственных земель по царским ука-
зам. Таким образом появились заимки и деревни Верхотурского Нико-
лаевского и Невьянского Богоявленского монастырей на реках Тагиле и
Пышме, Далматовского Успенского и Кондинского Троицкого монасты-
рей — на реке Исети и ее притоках, что оказало влияние на формирова-
ние и изменение православного ландшафта Зауралья.
В целом, необходимо подчеркнуть, что династия Романовых сы-
грала важную роль в укреплении основ православной жизни на недавно
присоединенных зауральских землях, создав Сибирскую епархию и ока-
зывая материальную поддержку приходским церквам и монастырям.
Престолы, посвященные небесным покровителям царственных особ,
являлись своеобразными маркерами утверждения российской государ-
ственности на осваиваемой территории.
1 Объекты православного ландшафта: церкви, монастыри, часовни, чудотворные иконы, нетленные мощи святых, места погребения особо чтимых персон, кресты, природные сакральные объекты (ключи, источники, деревья).
2 Тобольский архиерейский дом в XVII веке / сост. Н. Н. Покровский., Е. К. Ромодановская. Новосибирск, 1994. С. 200–201.
3 Там же.
4 Миллер Г. История Сибири. М., 2005. Т. I. С. 342.
5 Миллер Г. История Сибири. М., 2000. Т. II. С. 330, 331.
6 Российский государственный архив древних актов (далее — РГАДА). Ф. 214. Оп. 1. Д. 140. Л. 238.
7 Там же. Д. 5. Л. 408.
8 РГАДА. Ф. 214. Оп 1. Д. 3. Л. 8 об.
9 Там же. Д. 5. Л. 296.
10 Санкт-Петербургский филиал Архива РАН (далее — СПФ АРАН). Ф. 21. Оп. 4.
Д. 5. Л. 191 об.
11 Там же.
12 СПФ АРАН. Ф. 21. Оп. 4. Д. 5. Л. 208 об.
13 Там же. Л. 209.
14 Миллер Г. Ф. Северо-Западная Сибирь в экспедиционных трудах и материалах
Г. Ф. Миллера / пер. и подгот. текста, предисл., коммент. А. Х. Элерта. Екатеринбург,2006. С. 247.
15 РГАДА. Ф. 214. Оп. 1. Д. 5. Л. 276.
16 Там же. Оп. 5. Д. 261. Л. 861.
17 Муравьёв А. В., Турилов А. А. Алексий, человек Божий // Православная энциклопедия. Т. II. М., 2001. С. 10.
18 Акты исторические. СПб., 1842. Т. IV. С. 60–61.
19 РГАДА. Ф. 1111. Оп. 2. Д. 188. Л. 18.
20 Путеводитель по фондам старопечатных книг и рукописей Лаборатории археографических исследований / сост. А. В. Полетаев. Свердловск, 1990. С. 65.
21 Там же.
22 Самое раннее упоминание придела во имя вмч. Феодора Стратилата Троицкого собора в Верхотурье относится к 1601 г. См.: Миллер Г. Ф. История Сибири. Т. 1. С. 396.
23 РГАДА. Ф. 214. Оп. 1. Д. 5. Л. 405 об.
24 СПФ АРАН. Ф. 21. Оп. 4. Д. 6. Л. 241 об.
25 Миллер Г. Ф. Северо-Западная Сибирь в экспедиционных трудах… С. 249.
26 РГАДА. Ф. 1111. Оп. 2. Д. 234. Л. 19.

Выражаю искреннюю благодарность Ирине Леонидовне Маньковой за предоставленное разрешение на публикацию материала.

Михаил Федорович Романов (12 июля 1596 г. – 13 июля 1645 г.) — первый русский царь династии Романовых (1613—1645).
Михаил Федорович Романов (12 июля 1596 г. – 13 июля 1645 г.) — первый русский царь династии Романовых (1613—1645).
Парадный портрет Михаила Федоровича XVII век
Парадный портрет Михаила Федоровича XVII век