Французский писатель и журналист Гастон Леру наиболее известен как автор романа “Призрак Оперы”, который стал знаменит на весь мир благодаря сверхуспешному мюзиклу Эндрю Ллойда Уэббера, более сорока лет не сходившему со сцены. Как гения одной книги Гастона Леру легко можно было бы записать в представители one book wonder (о том, что это за явление и в чем оно заключается мы писали здесь), однако у себя на родине он знаменит и другими своими романами, а также громкими журналистскими статьями и даже киносценариями. О том, кто такой Гастон Леру, как сложилась его жизнь и как известный писатель связан с Россией, рассказываем в нашей новой статье.
Тайна рождения
Будущий писатель родился 6 мая 1868 года. Его отцом был строительный подрядчик, который как раз направлялся на новый объект в компании своей возлюбленной. Да, мальчик был незаконнорожденным, так как на момент рождения Гастона его родители не состояли в браке, однако уже 13 июня они обвенчались. Леру любил вспоминать, что он родился в поезде: родители ехали из Ле-Мана в Нормандию и когда они проезжали Париж у матери начались схватки. Пришлось срочно сходить с пути и искать ночлег. Им оказался дом номер 66 по улице Фобур. Много лет спустя Гастон Леру обнаружил этот дом, но там уже работало похоронное бюро. "Какая ирония, — едко пошутил он, — там, где стояла колыбелька, теперь стоит гроб"...
Путаница с братом
Помимо Гастона в семье Леру появились еще три ребенка: два мальчика и девочка. С одним из братьев, Жозефом, будущий писатель был очень дружен и даже посвятил ему один из самых известных своих романов, “Призрак Оперы”. В посвящении Леру назвал брата “настоящим Ангелом Музыки”.
С этим посвящением связан любопытный факт. В российском переводе 1993 года роман начинается так: “Моему старшему брату Джо...”, хотя, как мы уже выяснили, Жозеф был младшим братом Гастона. Произошло это из-за ошибки переводчика - изначальное посвящение скорее можно перевести как “моему брату старине Джо” - но результат прочно закрепился и вот уже не одно российское издание “Призрака Оперы” оказывается посвященным несуществующему старшему брату Гастона Леру.
Дружба с принцем
В 12 лет Гастон поступил в школу в нормандском городе Э, где одним из его одноклассников и близким другом стал принц Филипп Орлеанский, потомок династии Бурбонов. В дальнейшем, когда принц окажется в изгнании, Леру будет единственным журналистом, которому тот, помня о старой дружбе, согласится дать интервью.
Поиски призвания
Гастон окончил бакалавриат в Каннах и для продолжения образования решил переехать в Париж, где избрал для себя профессию адвоката. Однако душа его тянулась к литературе. В 1887 году он напечатал свой первый рассказ, «Маленький торговец жареным картофелем» и постепенно начал двигаться к своей мечте через смежные карьеры. Так, довольно скоро Гастон Леру стал известен как репортер судебной хроники. Пользуясь полученными во время работы адвокатом знаниями и связями, он умело добывал сенсации и писал о самых громких процессах того времени. Например, Леру освещал суд над анархистом Огюстом Вайаном, бросившем бомбу в Палату Депутатов, рассказывал об убийстве президента республики и о, пожалуй, самом громком процессе в истории Франции конца 19-ого века - деле Дрейфуса. Помимо этого Леру активно путешествовал, посетил Швецию, где взял интервью у побывавшего на Южном Полюсе путешественника, был в Испании, Италии, Марокко, обеих Америках. Много лет он был одним из ведущих репортеров крупной общественно-политической газеты “Le Matin”, а в 1902 году за свои успехи в журналисткой работе он был награжден орденом Почетного Легиона.
Литературное призвание
В 1900-ых годах Гастон Леру раскрывается не только как журналист, но и как литератор. Начало новому карьерному сдвигу положила интересная акция, задуманная “Le Matin”, чтобы подогреть интерес к газете. В нескольких последовательных номерах газеты печатался роман, где внимательному читателю предлагалось обнаружить шесть спрятанных редакцией в различных уголках Парижа сокровищ общей стоимостью 25000 франков. Газета получила желаемый приток интереса, а Леру раскрыл в себе талант писателя.
Первые его работы были в основном детективами. Так, популярностью пользовался его цикл о Рультабии, сыщике-любителе, а в 1910-ом свет увидел “Призрак Оперы”, один из самых известных и продаваемых романов писателя. Соединив воедино мистические тайны и загадки, связанные со знаменитым зданием Опера Гарнье в Париже, любовную историю и готические декорации, Леру создал произведение, как никогда отвечающее духу времени. В дальнейшем он продолжил работать с жанром готики и создал дилогию «Кровавая кукла» и «Машина для убийства», где одним из первых поднял проблему человекоподобных существ, обладающих сознанием и желающих жить как люди.
Сам Леру разделял все написанное им на 4 категории:
- Романы-фельетоны (“Король Тайны”, приключенческая серия из пяти романов про “благородного каторжника” Шери Биби)
- Социальный репортаж (“Агония белой России”)
- Детективные романы (“Тайна желтой комнаты”, “Аромат дамы в черном”, серия про репортера Рутабийя)
- И так называемые "черные" романы (“Машина убийств”, “Кровавая кукла”, “Призрак Оперы”).
Гастон Леру и Россия
Гастон Леру тесно связан с Россией. Впервые он побывал здесь в августе 1896 года в группе репортеров, сопровождавших Президента Франции Феликса Фора в его поездке по России. Затем он снова приехал в страну в 1904-ом году по заданию “Le Matin”, чтобы описывать события русско-японской войны. Но в 1905-ом году разразилась первая русская революция и Леру остался, чтобы описывать уличные демонстрации и состояние столицы в этот непростой период. Репортажи Леру цитировал в своих статьях В. И. Ленин. Гастон много путешествовал по разным городам Российской империи, был в Москве, Одессе, Баку. Его репортажи о революционных событиях в этих далеких от столицы городах позже войдут в сборник репортажей “Агония белой России”.
Однако Россия связана для Леру не только с работой - здесь родился его первенец. Ребенка назвали Андрэ-Гастоном, но нанятая русская нянька не могла произнести сложного французского имени и звала малыша просто "миленьким". Так и родилось прозвище мальчика — Мики.
“Русская тема” будет неоднократно появляться в произведениях Леру: в России происходит действие трагической новеллы “Баюшки-баю”, в романе "Черные невесты" описываются две близкие к императорскому двору принцессы Стана и Милица, считается, что именно они познакомили императрицу с Распутиным и ввели его в дом.
Упоминание России есть и в самом известном романе Леру “Призрак Оперы”. О персидском шахе, который хотел убить Призрака, построившего ему прекрасный дворец, говорится, что "точно так же поступил один царь с гениальным создателем храма на Красной площади в Москве". Более того, сам Призрак в юные годы жил в России и работал в бродячем цирке на знаменитой Нижегородской ярмарке.
"Я люблю белый Петербург, - вспоминал о своей жизни в России Леру, - снежную зиму, легкий бег саней по широким проспектам, огромную, скованную льдом, реку и мрачные дворцы. [...] Удивительный, ни с кем не сравнимый народ! У русских столько терпения, что они кажутся беззаботными, они так бесстрастны, что кажутся фаталистами. [...] Они наслаждаются радостью сегодняшнего дня, не вспоминая о вчерашней резне и не думая о грозящих завтра расправах"
Личная жизнь
Гастон Леру был дважды женат. С первой женой, Марией Лефран, он познакомился в компании своих друзей-артистов с Монмартра. Мария была на пять лет старше тридцатилетнего журналиста, но фактически их брак продлился недолго. Довольно скоро супруги надоели друг другу и стали жить отдельно. Развод однако оформить не удалось, что сыграло с писателем злую шутку. Дело в том, что несколькими годами позже Гастон познакомился с Жанной Кэйят, с которой они стали жить вместе. Первая жена Леру не давала ему развод, так что словно повторив судьбу родителя, появившийся на свет в 1905 году Мики был рожден вне брака. Лишь в 1917-ом году писателю удалось получить развод и в возрасте 49 лет он смог жениться второй раз.
Гастон Леру и кино
Годы активной жизни Леру совпали с появлением и распространением кинематографа, и он не стал просто наблюдать за этим развитием со стороны, а наоборот начал с энтузиазмом вовлекаться в новую область, тем более у него уже было с чего начинать. Произведения Леру, полные ярких сюжетов, запоминающихся идейных поворотов и захватывающих сцен, как нельзя лучше подходили для экранизаций и стали появляться на экранах с 1913-ого года. А в 1919-ом он вместе со знакомым актером и писателем основал в Ницце «Общество кинороманов», где выступал продюсером и сценаристом. Всего было снято четыре фильма (в одном даже снялась его дочь Мадлен), а в 1922-ом студию выкупила крупная кинокомпания Пате.
Романы Леру активно экранизируются. Особенно много киноверсий создано на основе «Тайны жёлтой комнаты» и «Призрака оперы». Более того, Леру удалось побыть консультантом на съемках одной из самых известных киноадаптаций “Призрака Оперы” и даже присутствовать на премьере.
Последние дни и память
К концу жизни Гастон Леру стал часто болеть и умер 15 апреля 1927 года от последствий хирургической операции и похоронен в Ницце, где прожил почти двадцать лет.
Память о Гастоне Леру сохраняется до сих пор. В Ницце есть улица, названная в его честь, и небольшая мемориальная табличка на доме, где он жил. А в Париже на Монмартре работает небольшой ресторанчик "La Cave de Gaston Leroux", хозяйку которого зовут Вероник и она правнучка писателя. Вероник активно участвует в сохранении памяти о своем предке, дает интервью и посещает связанные с ним мероприятия.
Такая удивительная и полная событий жизнь выпала знаменитому французскому писателю и журналисту Гастону Леру. Мы знаем его сейчас в основном как автора “Призрака Оперы”, но в этой статье мы постарались познакомить вас и с другими его произведениями, в том числе связанными с важными событиями в истории России, свидетелем которых он был сам. Но помимо подаренных нам интересных и захватывающих произведений, Гастон Леру интересен и как яркий пример того, как можно менять свою карьеру в зависимости от собственных интересов и веяний времени. Обучившись сначала на адвоката, он не побоялся пойти за своей мечтой стать литератором, но шел к ней не рывками, бросив все и создавая шедевры, едва сводя концы с концами, а двигаясь к своей цели постепенно, через смежные специальности. И даже будучи уже зрелым и состоявшимся писателем и немолодым человеком, он не терял интереса к окружающему миру и смог весьма удачно переквалифицироваться еще раз, став продюсером и сценаристом. Пожалуй, что и здесь нам есть чему у него поучиться!..