1812 год. Армия Наполеона, покорившая всю Европу, столкнулась с врагом, которого не ожидала: русскими крестьянками с вилами. Три женщины из Смоленской губернии наводили ужас на французов. Пока французские генералы обсуждали карты, винные погреба и отступление из сожжённой Москвы, по деревням шла совсем другая война. Лето и осень 1812 года — время, когда крестьяне, оставленные лицом к лицу с вражескими мародёрами, создали собственную армию. Причем там было всё очень четко, хоть и без уставов, мундиров и приказов.Среди этих народных мстителей были и женщины. С вилами, косами и топорами — вооружённые и морально настроенные не хуже, чем мужчины. А иногда — и куда решительнее.
Прасковья Кружевница: красавица с вилами.
Деревня Соколово, Смоленская губерния. Там жила Прасковья, высокая, стройная женщина с тяжёлыми чёрными косами. Ткачиха - мастер, знаменитая своими кружевами. Современники описывали её как «яснолицую русскую красавицу», а французский генерал Жомини упоминал в записках «la belle Russe» — красавицу с глазами, в которых не угадаешь пощады.
Всё началось с топора. Когда в её дом ворвались французские мародёры, Прасковья не стала лепетать или молиться. Она схватила топор и зарубила двоих, спрятав тела… в собственном погребе. Следующее столкновение было с офицером — он попытался напасть, но был заколот вилами прямо на пороге. С этого момента Прасковья больше не ждала нападений. Она начала их сама. Прасковья собрала отряд из двадцати девушек и юношей, вооруженных вилами и косами. Начинали с набегов на обозы. Потом когда разжились оружием, стали нападать на мелкие отряды. Тактические атаки из лесов, исчезновения до рассвета, молчаливая дисциплина. Всё это — под руководством красивой русской женщины.
Самый известный эпизод: Прасковья осталась одна против шести французских солдат. В руках — только вилы. Через несколько минут трое были мертвы, включая офицера. Остальные убежали. Французы стали называть её «разбойницей в юбке». Некоторые пленные признавались: они больше боялись её, чем казаков. Потому что от неё – никакой пощады, а казак может и в плен взять. Прасковья руководила боевыми операциями, делила трофеи между нуждающимися, часть отправляла регулярной русской армии.
Однажды её отряд перехватил французский обоз с тысячами яиц — везли деликатес, ценный белок для офицеров. Прасковья велела сварить всё на костре. Два дня они ели яичницу, пока французы искали еду на завтрак где-то в смоленских лесах. Когда война закончилась, Прасковья вернулась к ремеслу. Из Петербурга ей прислали серебряную медаль — редкость для крестьянки. Местный помещик освободил её от крепостной зависимости.
Василиса Кожина: старостиха с косой
Василиса - самая известная героиня партизанской войны 1812 года. Жена сельского старосты, овдовевшая после того, как французы убили её мужа, она взяла косу и возглавила - сперва свою деревню, а потом и всё местное крестьянское сопротивление. Василиса собрала тех, кто остался. А остались, увы, не крепкие молодые люди, а женщины, старики и подростки.
Коса у нее была, как оружие власти. И тоже – никаких сантиментов к врагам. Самый знаменитый эпизод: Французские пленные шли мимо неё. Один офицер отказался подчиняться. Василиса молча ударила его косой насмерть. Остальные встали в строй — и пошли, как шёлковые.
Французы иногда пытались возмущаться манерами Василисы, дескать, нарушение всех правил войны, нельзя так жестоко с военнопленными. Так они сами вели себя не по правилам – мародерствовали в наших деревнях. Да и крестьяне – не регулярная армия, чтобы сюсюкаться с врагом. Для них это, кроме патриотических убеждений, был и вопрос выживания. Потому что французы забирали все их запасы.
Впрочем, иногда давала послабления. Как-то её отряд поймал французского офицера, грабившего деревни, Василиса не казнила его. Она осудила его на 3 месяца работы на местных. Француз потом писал «Это была самая справедливая система правосудия за всю кампанию».
Кроме косы отличительный атрибут – крест, который она носила, как священники – поверх одежды. По легенде, ей приснилась Казанская Божья Матерь: «Ты защищаешь мою землю. Я защищу тебя». С тех пор Василиса и носила крест поверх одежды — и не боялась ничего.
Она, на самом деле, неплохо выучила французский. Но никогда не отвечала французам. Наоборот — отворачивалась демонстративно. Так она показывала презрение — и это работало лучше сабли. Да и тактика хорошая – сможешь узнать, о чем говорит враг, думая, что ты его не понимаешь.
В 1813 году во Франции вышла карикатура: гигантская русская женщина давит солдат, с надписью «La terreur russe» — Русский ужас. Это была она.
Ефросинья Завалижина
О Ефросинье Завалижиной известно немного. Потому что у нее не было столь ярких явных подвигов. Но выполняла она важную работу - организовала подпольное движение в Могилевской области.
У неё была своя небольшая команда, которая проводила диверсии. Чаще всего это был захват или кража оружия и боеприпасов. Все это передавалось партизанам вместе с ценной информацией. Её роль была критически важной, но такое куда менее заметно в массовом сознании, чем открытые боевые столкновения. Ефросинья поддерживала связь между партизанскими отрядами и помогала координировать их действия.
Запись в блоге, 24 октября 2025 г.
Найденный автором блока «Исторические мелочи» персонаж врёт как всегда эпично. Две из трёх описанных им партизанок однозначно отсутствовали в реальном мире. Ефросинью Завалижину вообще больше никто не упоминает. Возможно, лгунишка вдохновился реальной участницей Великой Отечественной войны Ефросиньей Завалишиной, которая с 1941-го служила санитаркой 131-го артиллерийского полка, была дважды ранена и затем руководила народными ансамблями и театрами в Режском районе Свердловской области.
Прасковью-кружевницу воспел к столетию изгнания Наполеона в книге «Незабвенный год» писатель Андрей Зарин. Увы, даже такой серьёзный историк как академик Евгений Тарле отнёсся к его работе с излишним доверием, использовав её без проверки в книге «Нашествие Наполеона на Россию». Однако ни единого подтверждения реальности этой красавицы нет. Вопреки байке Зарина никакой la belle Russe французский бригадный генерал Антуан-Анри Жомини в своих сочинениях не упоминает.
Василиса Кожина, возможно, существовала. Её прижизненный портрет художник Александр Смирнов написал вскоре после изгнания из России армии Наполеона в 1813 году. На портрете имеется надпись «Партизан 1812 года. Большую сделала для России пользу. Награждена медалью [вид которой вызвал у автора блока «Исторические мелочи» оправданные сомнения–«ИстЛяп»] и денежной премией — 500 рублей».
Ранее, в №11 журнала «Сын Отечества» за 1812 год сообщалось:
«Один здешний купец, ездивший недавно из любопытства в Москву и её окрестности, рассказывает следующий анекдот[в тогдашнем смысле короткую поучительную историю – «ИстЛяп»], которого он был свидетелем. Староста одной деревни Сычёвского уезда повёл партию пленных в город. В его отсутствие крестьяне привели ещё несколько человек французов, захваченных ими, и отдали их старостихе своей Василисе для отправления куда следует. Василиса собрала крестьян, села верхом на лошадь, взяла в руки косу и, разъезжая вокруг пленных, кричала важным голосом: „Ну, злодеи французы! Во фрунт! Ступай, марш!“ Один из пленных офицеров, раздражён будучи, что женщина вздумала повелевать им, не послушался её. Василиса немедленно ударила его косою по голове, он упал мёртвый к ногам её, и она вскричала: „Всем вам, ворам, собакам, будет то же, кто только чуть-чуть зашевелится! Уж я двадцати семи таким вашим озорникам сорвала головы! Марш в город!“»
Журнал «Сын Отечества» тогда специализировался на военной пропаганде и часто врал. Например, в №4 за тот же год была напечатана совсем уж нелепая байка:
«В армии Наполеона (как у нас на конских заводах) клеймят солдат, волею или неволею вступающих в его службу. Следуя сему обыкновению, французы наложили клеймо на руку одного крестьянина, попавшего им в руки. С удивлением спросил он: для чего его оклеймили? Ему отвечали: это знак вступления в службу Наполеона. Крестьянин схватил из-за пояса топор и отсек себе клейменую руку».
Поскольку в наполеоновской армии никого не клеймили, да и имени с указанием места действия в тексте не приводится, перед нами явное враньё. Правда почти одновременно с портретом Василисы Кожиной появилась и скульптура вымышленного мужичка работы скульптора Василия Демут-Малиновского, но на ней изображён классический античный атлет. Тогда как портрет Смирнова реалистично изображает богатую крестьянку, автор называет её отсутствующую в «Сыне Отечества» фамилию. Да и ничего сверхъестественного в конвоировании группы пленных и убийстве одного из них нет.
Совершила ли Василиса что-то ещё примечательное неизвестно. Однако статья «Участие русских женщин в вооружённой борьбе 1812 года» петербургских историков Екатерины Пантелеевой и Александра Чепеля («Учёные записки Орловского государственного университета», 3(96), 2022 г.) показывает, что крестьянки оккупантов убивали. Об этом сообщают в своих письмах главнокомандующий Михаил Кутузов, адъютант генерала Михаила Милорадовича Фёдор Глинка и другие современники. Обнаружены и документы о награждении медалью и 500 рублями жительницы села Погирщина Полоцкого уезда Федоры Мироновой, которая неоднократно пробиралась в Полоцк и приносила оттуда ценные сведения о противнике. Уже после войны, получавший эту информацию генерал-лейтенант Егор Властов и военный министр – генерал от инфантерии Пётр Коновницын, помогли Мироновой получить заслуженные награды и добиться вольной.