Пора спустится с холма Оксия. От него пойдем на запад вдоль улиц Sifahane sok. и Molla Semsettin Camii sok.
Проходя мимо переулка Tirendaz sok., увидим восхитительно красивую византийскую церковь Molla Gürani Camii. Как и почти все православные церкви Константинополя турки преобразовали в мечети, та же участь постигла и Килисе Джами или церковь Святой Феодоры. Сегодня это мечеть Molla Gürani Camii, она же Vefa Kilise Camii.
Одни считают, что эта церковь посвящена Святой Феодоре, другие что она посвящена Святому Феодору.
Возвели церковь Богородицы в начале XIII века к ней пристроили храм Иоанна Предтечи. по инициативе жены императора Михаила VIII Феодоры. Она же построила южную галерею, в которой устроили родовую усыпальницу Палеологов. В 1927 году в этом район делали раскопки, в результате которых были обнаружены 32 захоронения.
В церкви были гробница Феодоры и многих именитых Палеологов: императора Андроника II, его жены Ирины Брауншвейгской, здесь была погребена московская княжна Анна – дочь великого князя Василия и жена жена византийского императора Иоанна VII.
Если мечеть окажется запертой, дождитесь имама и он, по вашей просьбе отопрет ее. От византийского интерьера практически ничего не осталось.
Судя по каменной кладке, то можно сделать вывод, что церковь возвели во времена правления Алексея I Комнина (1081—1118).
Мечеть эту называют Вефа Килисе Джами, что переводится как «мечеть-церковь в Вефа». Длительное время мечетью управлял мулла Гюрани, первый муфтий Стамбула и духовный наставник султана Мехмеда II Фатиха - Завоевателя Константинополя.
Молодой Мухамед имел строптивый нрав. Он не подчинялся ни одному из своих учителей. Для его укрощения к нему приставили муллу курда Гюрани. Характер у него тоже был еще тот. Первым делом он познакомил Мохамеда с плетью погонщика скота и пообещал, что использует ее, если молодой принц не станет его слушаться. Но Мохамед не поверил угрозам муллы. Тогда мулла отхлестал наследника курдской плетью и это сразу подействовало. С этих пор между муллой и учеником никаких недоразумений не возникало.
В 2014 году церковь варварски перестроили бомжи, поселившиеся в ней.
В византийское время вся церковь была украшена мозаиками и фресками. Сейчас фресок осталось мало, многие из них трудно разглядеть.
Но внутренний объем церкви восхищает. Подробное описание церкви Святой Феодоры можно найти в книге Владимира Седова «Килисе Джами: Столичная архитектура Византии».
Экзонартекс пристроили к церкви в 1320 году. Это самая молодая часть церкви.
Разнообразная отделка его западного фасада восхищает разнообразием: мраморные парапеты, и фланкирующие
ниши, и колонны с капителями. Часть из них относятся к IV-V векам, другие моложе – времен царствования Юстиниана.
Внутренние росписи экзонартекса забелены. Часть прекрасных мозаик в южном куполе расчистили. В зените купола изображена Богородица, в вокруг нее восемь царей Израиля. Эти мозаики похожи на мозаики в Кахрие Джами и Фетийе Джами. Отличие их состоит в том, что там они охраняются как музейные экспонаты, а в Килисе Джами находятся на грани исчезновения. В мечети не должно быть фигуративных изображений.
Свет в экзонартекс проникает через два ряда окон. Такая деталь в византийской архитектуре нигде больше не встречается.
Привлекает внимание каменная чаша для святой воды. Она находится в первом проеме к северу от портала нартекса. Возможно она создана в средневизанийское время.
Рядом с церковью был монастырь.
Ныне вход на второй этаж закрыт.
Храм в основном возведен в XI-XII веках, то есть он относится к комниновскому периоду.
В его архитектуре видны общие черты стиля Комнинов, которые встречаются в Календерхане, и в Пантократоре, и в Гюль Джами.
Храм массивный, с широким куполом, расположенным на низком барабане. В интерьере четко виден пространственный крест. Видны уравновешенные пропорции, почти кубические.
Все эти архитектурные особенности в Килисе Джами только начали появляться. В Календерхане они обрели завершение.
В Мирилейоне архитектура македонского времени была иной: более крупная, но и более изящная и невесомая.
Церковь Килисе Джами небольшая, но у нее есть несколько особенностей.
В своде, который перекрывает алтарь, по бокам есть два окна, одно из которых заложили. Три небольшие ниши на средней апсиде храма являются самым ранним образцом подобного приема. В будущем таких небольших ниш стало больше, и они появились во всех храмах столицы.
Конечно же, при перестройке церкви Килисе Джами в мечеть, был пристоен к ней минарет на месте колокольни. Колоколен в Константинопольских храмах не было до прихода латинян.
В Константинополе это один их самых древних минаретов. На его балконе до середины 1990-х годов был мраморный фрагмент, на котором изображен павлин. Похоже, что турки вытащили из какой-то византийской церкви. Но сейчас его заштукатурили.
Ученые пришли к выводу, что Килисе Джами была главной церковью женского монастыря Богородицы Вевеа Элпис —“Твердого Упования”.
В сентябре 1400 года августейшая настоятельница Евгения Кантакузина просит денег
“на реставрацию церкви и колокольни — а именно на черепицу, гвозди, обмазку и квалифицированный труд”.
Если версия исследователей верна, то настоятельница имела ввиду именно церковь Килисе Джами.
До наших дней дошел устав монастыря Богородицы —“Твердого Упования”, написанный в 1300 году. Автором его является Феодора Синадина. Очень суровый устав! Согласно ему мать-настоятельница было жесткой руководительницей.
Власть ее в обители была безграничной. Она не подчинялась патриарху, стиль управления ее был «мужской». В ее власти было налагать любые эпитимии на своих монахинь.
В уставе есть страшная фраза:
Монахиням иногда разрешали выходить в город для того, чтобы встретиться с родственниками. Но это были исключительные случаи.
Родственники тоже имели право посещать монахинь по особым разрешениям. пришедшие ожидали монахинь между“ внешними и внутренними воротами”. Встречи проходили только в присутствии монахинь-надзирательниц.
Вот как основательницы описывает обязанности привратницы:
Но были и исключения. К больным вызвали врача и хорошо кормили. Были исключения и для аристократок
В монастыре были свои праздники. В один из них, 15 августа, церковь Килисе Джами освещали шестью канделябрами и окуривалась самыми редкими благовониями.
Еда подавалась вкуснее обычной. На это выделяли дополнительно три золотых. Не забывали и о нищих. Тем, кто собирался у ворот раздавали 18 литров вина и 58 фунтов хлеба.
Церковь Богородицы была возведена в первой половине 10 века, в дальнейшем, в 13 веке, к ней был пристроен, стараниями жены императора Михаила VIII Феодоры, еще один храм - во имя Иоанна Предтечи. Также Феодора добавила в общий комплекс еще одну, южную галерею, где решила устроить родовую усыпальницу Палеологов. Во время раскопок в 1929 г. здесь было найдено 32 захоронения.
В церкви была погребена как сама Феодора, так и многие именитые Палеологи - император Андроник II, его жена Ирина Брауншвейгская, также здесь нашла свое последнее пристанище московская княжна Анна - дочь великого князя Василия и жена византийского императора Иоанна VII.
В следующей статье познакомимся с императрицей Феодорой.