Обычная просьба: пожалуйста, оставляйте комментарии (дополнения, замечания, суждения).
1. "Полено" / Otesánek, Чехия, Великобритания, режиссёр Ян Шванкмайер
Ян Шванкмайер сказал однажды, что киносъемка для него — это своего рода аутотерапия, и в своих работах он проживает собственные идиосинкразии, тревоги и навязчивые идеи.
То, что делает Шванкмайер — изумляет. Едва ли получится смотреть его фильмы бесстрастно. Или вы через несколько минут зададитесь предсказуемым скучным вопросом, "что режиссёр курил?" и откажетесь быть к услугам чешского гения, или уж фильм "раскурит" вас и вы будете вспыхивать положенное экранное время. И ваше сознание будет слегка изменено. Знакомые вещи будут таращить глаза и ставить подножки.
А с чем же нам предстоит столкнуться? Да вот, Шванкмайер художественно интерпретировал чешскую сказку "Чурбашка" о бездетной паре, которая обрела ребёнка в брёвнышке.
Там дальше всё довольно жутко и всё же весело. Это не хоррор, просто Шванкмайер сделал один из своих лучших фильмов.
2. "Жизнь, как смертельная болезнь, передающаяся половым путём" / Życie jako śmiertelna choroba przenoszona drogą płciową, Польша, Франция, режиссёр Кшиштоф Занусси
Один из самых значительных в творчестве мастера и один из самых известных в России фильмов Занусси, который является, возможно, самым энергичным, деятельным, работоспособным кино— и театральным режиссёром.
Фильм о смерти, точнее, об умирании. Главный герой, врач по профессии узнаёт свой диагноз. Он болен раком, и как утверждают его коллеги-врачи, шансов на выздоровление нет.
Главный герой — человек, не имеющий ни семьи, ни друзей. Он утратил интерес к работе, но он хочет жить. И перед ним возникает дилемма: отбросить принципы и позволить себе то, что он считал недопустимым, либо осознанно пройти все этапы болезни. Не перестать думать о смерти, но перестать её страшиться.
Режиссёрская манера Занусси совершенна противопоказана тем, кто смотрит кино, чтобы развлечься. Занусси намеренно избегает эффектных кадров, визуальной экспрессии. Монтаж киноаттракционов, как метод, у него полностью отсутствует. Он привержен к интеллектуальному, вдумчивому кино, его фильмы диалогичны, а литературность можно назвать основным художественным приёмом.
3. "Танцующая в темноте" / Dancer in the Dark, Дания, режиссёр Ларс фон Триер
Список 2000 года сложно представить без "Танцующей..."
Почитатели Триера, я рад за датчанина и вас!
Но я представлю фильм коротко. Я его не люблю, считаю нарочито сентиментальным, хитроумно манипулятивным. Вместе с тем я достаточно осознан, чтобы разделить свои художественные предпочтения и художественную ценность того, что мне не близко.
4. "Сука любовь" / Amores perros, Мексика, режиссёр Алехандро Гонсалес Иньярриту
Один из самых "жарких" фильмов, которые мне вообще довелось видеть. На условную "единицу" экранного времени приходится очень много эмоций: ярости, гнева, тоски. Всего того, что побудило режиссёра дать фильму провокативное название.
Если вы смотрели этот фильм в юности, много лет назад, то можете забыть детали сюжета, но в памяти, я почти уверен, останется тревожная нота, даже не не нота, а сигнал, напоминающий о человеческой уязвимости, слабости и крахе надежд. Это фильм без хорошего финала. Почти всё важное в фильме совершают собаки, а люди, живущие страстями и инстинктами, остаются неприкаянными и опустошёнными. Некоторых из героев вы можете почти ненавидеть, и всё же будете им сочувствовать. Иньярриту — мастер.
5. "О, где же ты, брат?" / O Brother, Where Art Thou?, США, режиссёры братья Коэн
Предполагаю, что этот фильм в "десятке" года многие сочтут слабым звеном.
Дело в личных предпочтениях. O Brother, Where Art Thou? — не лучших фильм Коэнов, но это очень "коэновский" постмодернистский фильм. Ироничная "одиссея" трёх сбежавших каторжников в поисках, естественно, запрятанных одним из них долларов.
Персонажи здесь и не должны быть убедительны (за это Коэнов порицали), но они очень обаятельны, их странствия и встречи с причудливыми героями американского юга забавляют, да и саундтрек шикарен.
6. "Круг" / دایره, Иран, Италия, Швейцария, режиссёр Джафар Панахи
Вторая "пятёрка" будет азиатская.
Эту драму Джафара Панахи один рецензент назвал "удушающей", между тем здесь даже нет главного персонажа, а истории самые повседневные. Фильм рассказывает о событиях из жизни персидских женщин, которые подверглись дискриминации. В Иране фильм был запрещён.
Я включил "Круг" в список потому, что это замечательное кино, сочетающее приёмы документальной съёмки и жанровое напряжение триллера.
А знаете ли вы, что в текущем году Минкульт отказал в прокате новому фильму Панахи, лауреату Каннского фестиваля «Простая случайность»?
7. "Платформа" / 站台, Китай, режиссёр Цзя Чжанкэ
"Платформа" — один из лучших фильмов 2000-х годов. Это как будто повседневная история, бытовая драма, рассказ о театральной труппе, которая гастролирует по стране. Действие происходит после культурной революции в течение десяти с небольшим лет.
В общем, знаете, я скажу так: это фильм о том, как не стать "асфальтом" или пылью на асфальте в условиях, когда потерять лицо и стать "асфальтом" и неприметной пылью на ней — идеологический запрос, если не требование. Да нет, конечно, не требование, но, пожалуй, вызов. Человек, живущий в определённых не им сложных обстоятельствах времени и пространства может попытаться обрести себя в этом времени и пространстве и стать тем, кто живёт осознанно. Пусть не всегда с высоко поднятой головой, но с вдумчивым сердцем и внимательной душой.
8. "Крадущийся тигр, затаившийся дракон" / 臥虎藏龍, Китай, Тайвань, Гонконг, США, режиссёр Энг Ли
Забавно, наверное, после путешествия по Китаю 80-х годов прошлого века очутиться в полусказочном Китае династии Цин и обнаружить, что ни обстоятельства времени, ни места не властны над любящими.
Думаю, с этого фильма китайский фэнтезийный жанр у-ся пришёл в Россию. Но не задержался.
Может, и в самом деле не так легко отличить энергичные кунг-фу боевики от изысканной визионерства пластических форм китайских боевых искусств и определить всё оптом в разряд примитива и "барахла"? Мне как будто это несложно — отличить и отделить.
На всякий случай режиссёр фильм и автор сценария определяли свою киноленту как "историческую драму". Может, стоит прислушаться?
9. "Любовное настроение" / 花樣年華, Гонконг, Китай, режиссёр Вонг Карвай
По "Любовному настроению" разногласий, думаю, не будет.
Не могу вместо представления фильм отказать себе в удовольствии процитировать заголовки некоторых виденных мной рецензий: "Нежный шёпот чувств", "Таинство", "Самый красивый фильм о таинстве любви на кончиках пальцев", "Эстетическое удовольствие", "Память о первой любви" и, наконец, "Элегантно и с трепетом".
Подтверждаем?
10. "Один и два" / 一一 / Yi Yi, Тайвань, Япония, режиссёр Эдвард Янг
Три поколения одно семьи в драматическом эпосе, также признанном одним из лучших фильмов последнего десятилетия прошлого и первого десятилетия нового века.
Режиссёр получил приз Каннского кинофестиваля за лучшую режиссуру.
Эдварда Янга называют признанным мастером полифонического киноповествования. Увы, он снял не так много фильмов и "Один и два" (оригинальное название "Один и один") — последняя его работа.
Замечательный, умный, глубокий фильм, с большим количество героев, без однозначного повествовательного нарратива. Прекрасно и то, что главные смыслы картины вложены в реплики и действия мальчика Янг Янга, в его взаимоотношениях с миром секрет искренней, свободной жизни.
***
Друзья, перед новым забегом — уже в первое десятилетие нового века — возьму некоторую паузу.