Как Специалист, профессионал с 10-летним опытом в закупках, юридическим и экономическим образованием, я не просто разложу для вас эту тему. Я препарирую ее так, что даже человек, далекий от 44-ФЗ, поймет, где здесь деньги и где — риски. 💰
Закупки у единственного поставщика по пунктам 4 и 5 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ — это наш "скоростной режим" в закупочной системе. Это механизм для оперативного закрытия мелких нужд. Но как и на трассе, превышение скорости (лимитов) ведет к очень неприятным последствиям.
🚀 П. 4 и П. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ: Экспресс-Закупки
С юридической и экономической точки зрения, эти пункты предоставляют заказчику возможность заключать контракты без проведения конкурентных процедур (конкурсов, аукционов), что значительно экономит время и ресурсы. Однако эта свобода жестко ограничена.
1. Закупка малого объема (Пункт 4)
Это самый массовый способ "быстрых" закупок.
Критерий Лимит Юридическое/Экономическое обоснование Цена одного контракта Не должна превышать 600 000 рублей.Обеспечение оперативных нужд заказчика при низкой цене, когда затраты на конкурентную процедуру нецелесообразны. Годовой объем (Лимит СГОЗ)Заказчик может выбрать один из двух вариантов лимита, рассчитываемого от СГОЗ (Совокупный годовой объем закупок):СГОЗ — это общая сумма финансирования, утвержденная на закупки в текущем году. Выбор между двумя опциями позволяет заказчику подобрать наиболее выгодный лимит в зависимости от общего бюджета.Вариант А: Не более 2 000 000 рублей.Выгоден заказчикам с небольшим СГОЗ.Вариант Б: Не более 10% СГОЗ, но не более 50 000 000 рублей.Выгоден заказчикам с крупным СГОЗ. Важно: 50 млн рублей — это "потолок", даже если 10% от вашего СГОЗ больше этой суммы.
💡 Тонкости:
- Электронная форма (Ч. 12 ст. 93): Если вы проводите закупку по п. 4 в электронной форме на сумму до 5 млн рублей (с 1 апреля 2021 года), она не учитывается в составе годового объема закупок, который заказчик вправе осуществить на основании п. 41.
- Исключение для сельских поселений: Для муниципальных нужд сельских поселений ограничения годового объема (2 млн/10% СГОЗ) не применяются. Контракт по-прежнему должен быть до 600 000 рублей.
2. Закупки для отдельных учреждений (Пункт 5)
Этот пункт специально разработан для нужд учреждений культуры, образования, науки и спорта (театры, музеи, библиотеки, школы и т.д.)2. Экономическая логика — ускорить закупку уникальных или специализированных товаров/услуг, необходимых для их основной деятельности.
Критерий Лимит Цена одного контракта Не должна превышать 600 000 рублей.Годовой объем (Лимит СГОЗ)Не должен превышать 50% СГОЗ заказчика и при этом не должен составлять более 30 000 000 рублей.
💡 Тонкости:
- П. 5 дает значительно больший процент от СГОЗ (50% против 10% по п. 4), что позволяет этим категориям заказчиков более гибко распоряжаться бюджетом на мелкие нужды.
- Многие организации (например, бюджетные учреждения) могут использовать как п. 4, так и п. 5, рассчитывая лимиты по каждому пункту отдельно.
- Закупки по п. 5 в электронной форме (ч. 12 ст. 93) на сумму до 5 млн рублей не учитываются в составе годового объема закупок по п. 53.
⚡️ Риски Превышения и Юридический "Разбор Полетов"
Превышение лимитов — это прямое нарушение требований 44-ФЗ, что, как юрист, могу вам сказать, квалифицируется как нарушение порядка заключения контракта.
1. Административная ответственность
Главный риск — это Административная ответственность должностного лица заказчика.
- Норма КоАП РФ: Нарушение порядка заключения контракта в данном случае квалифицируется по части 1 статьи 7.29 КоАП РФ (Выбор способа определения поставщика).
- Размер штрафа: Административный штраф составляет 30 000 рублей.
- Судебная и ФАС-практика: Долгое время в практике контрольных органов был спорный момент: штрафовать за каждую закупку после превышения лимита или один раз за сам факт превышения в течение периода.
Формально, штраф предусмотрен за каждую закупку, совершенную после превышения лимита.
Однако, согласно практике антимонопольных органов (ФАС), если превышение лимитов выявлено при одной проверке в одно время, должностное лицо часто привлекается к ответственности один раз за все контракты, заключенные в проверяемый период. - Пример кейса: Муниципалитеты, превысившие лимит (когда он еще был 100 тыс. руб. за сделку), регулярно привлекались к ответственности. Выход только один — строжайший учет и контроль годового объема закупок в Плане-графике.
2. Главная Тонкость — Учет СГОЗ
Самая частая ошибка, которая приводит к превышению: неправильный расчет СГОЗ и, как следствие, годового лимита.
Помните, СГОЗ — это не только деньги, которые вы заключили в контрактах в этом году. Это общий объем финансового обеспечения для осуществления закупок, включая оплату контрактов, заключенных в предыдущие годы, но подлежащих оплате в текущем финансовом году.
Мой совет как Специалиста:
Чтобы избежать рисков, нужно сделать копирайтерский подход к своим внутренним документам:
- Выбор лимита: Документально зафиксируйте в приказе или положении, какой из лимитов по п. 4 (2 млн или 10% СГОЗ) вы выбрали, особенно если выгодно 10%.
- Электронный учет: Обязательно ведите учет всех электронных закупок (ч. 12 ст. 93), так как они не учитываются в годовом объеме п. 4 или п. 54.
- Визуализация: Представьте лимит как пустую "Бутылку СГОЗ". Как только вы налили в нее воды (заключили контракты), вы должны видеть, сколько места (лимита) осталось. Если вода переливается (превышение лимита), ждите штраф .
Строгое соблюдение лимитов — это не просто юридическое требование, это экономическая дисциплина. Не позволяйте мелким закупкам стать вашей самой большой проблемой.