Найти в Дзене
Интроспекция 🟡

Почему дети на старинных картинах выглядят как взрослые — и что это говорит о нас

Оглавление

Сегодня нам кажется естественным, что у ребёнка есть детство — время игры, тепла и любопытства. Но ещё каких-то триста лет назад ребёнок не имел ни голоса, ни своего места среди людей

Когда-то этого слова даже не существовало. В античных городах дети были «незавершёнными взрослыми», в Средние века — «маленькими грешниками», а на иконах Христос-младенец выглядел как старец. Только к XVIII веку человек впервые понял: ребёнок — это не заготовка, а отдельный мир. Понадобились тысячелетия, чтобы мы научились видеть в ребёнке человека

Через искусство можно проследить, как менялось наше представление о детстве — и как мы едва его обретя, тут же потеряли

А теперь представьте, что вы живёте в мире, где у ребёнка нет имени до семи лет…

Античность: дети без детства

В античном мире детство не имело собственного смысла. Греческое слово pais означало и «ребёнок», и «раб», и «ученик» — так или иначе это было существо без прав

Младенцы, особенно девочки или больные, часто подвергались экспозиции — их оставляли у городских стен или на горных склонах, считая, что судьба или боги решат, выживет ли ребёнок. Образование получали только мальчики из состоятельных семей; девочек учили лишь прясть и слушаться. Игры существовали (обручи, кубики, мячики), но не как пространство детского мира, а как тренировка будущего гражданина

Искусство это подтверждает: на греческих вазах и римских рельефах дети изображены с анатомией и пропорциями взрослых — просто меньшего роста. В античном искусстве ребёнок существовал только как часть семейной сцены или символ продолжения рода

Статуя Лисиппа «Мальчик со скребком» (IV в. до н.э.) изображает подростка с телом атлета; скульптор заботится о гармонии, не о нежности
Статуя Лисиппа «Мальчик со скребком» (IV в. до н.э.) изображает подростка с телом атлета; скульптор заботится о гармонии, не о нежности

В трагедиях Еврипида и Софокла дети появляются лишь как жертвы судьбы — Ифигения, Поликсена, Астианакс. Они не имеют внутреннего мира: их функция — вызывать сострадание, но не понимание

Ифигения — дочь Агамемнона, которую тот приносит в жертву богине Артемиде, чтобы получить попутный ветер для похода на Трою. Поликсена — дочь троянского царя Приама, казнённая у могилы Ахилла как жертвоприношение после падения Трои, а Астианакс — её племянник, сын Гектора, которого греки сбрасывают со стены города, чтобы прервать его род

Детство не рассматривалось как особый этап жизни — скорее, как недостающая часть до совершенства, состояние «ещё не взрослого». Ценность была только в том, что из ребенка выйдет взрослый гражданин

Средневековье: ребёнок как Бог

Христианская эпоха сместила акценты: теперь ребёнок — не заготовка взрослого, а символ воплощённого Бога

После крещения ребёнок считался душой Божьей, принадлежащей Церкви. Если он умирал — а детская смертность достигала 40–60 % — родители утешались мыслью, что дитя «возвратилось к Богу»

В быту тело ребёнка рассматривалось как нечто требующее контроля. Младенцев туго пеленали в плотные свёртки, чтобы «укротить» плоть и не позволить ей принять неправильную форму. Ребёнок должен был быть смирным не только духом, но и телом — это было частью христианской дисциплины

До семи лет дети носили одинаковые туники без различия пола, а с 12–14 уже начинали трудиться: подмастерья, послушники, работники на полях. Игрушки существовали — глиняные лошадки, деревянные мечи, трещотки, — но использовались в обрядах, а не как средство развлечения или развития. Идея «игры ради удовольствия» была непонятна

Главный ребёнок эпохи — это Христос. На византийских иконах Христос-младенец изображается со взрослым лицом и серьёзным взглядом

Владимирская икона Божией Матери (XII в.), в изображении младенца нет ничего детского
Владимирская икона Божией Матери (XII в.), в изображении младенца нет ничего детского

Даже когда Джотто в начале XIV века в Поклонении волхвов добавляет мягкость и объём тел, ребёнок остаётся фигурой божественной власти

Джотто ди Бондоне, Поклонение волхвов
Джотто ди Бондоне, Поклонение волхвов

Средневековье не знало детской психологии, но знало грех. Ребёнок был не наивным, а греховным от рождения — отсюда жёсткое воспитание, послушание, телесные наказания. Детство существовало, но только как духовное испытание

Ренессанс: открытие человеческого ребёнка

Постепенно в Европе начинает меняться сама логика мышления. Схоластическая вера в догму уступает место гуманизму, обращённому к человеческой природе. Города растут, появляется новое сословие образованных горожан, а вместе с ним — интерес к земной жизни, к телу и чувствам

Гуманизм сделал акцент на земной природе человека, провозглашая, что если Бог воплотился, значит, плоть не постыдна. Благодаря этому художники и мыслители начинают видеть в человеке не только грешную душу, но и живое существо — именно из этого взгляда рождается ренессансный ребёнок: тёплый, телесный, человеческий

Леонардо да Винчи в Мадонне Литта (1490-е) показывает момент кормления грудью — не символ, а акт жизни
Леонардо да Винчи в Мадонне Литта (1490-е) показывает момент кормления грудью — не символ, а акт жизни
У Рафаэля в Мадонне с младенцем и Иоанном Крестителем дети играют и улыбаются
У Рафаэля в Мадонне с младенцем и Иоанном Крестителем дети играют и улыбаются

Появляется новая форма семейности: домашние портреты детей аристократии, забота о воспитании, материнская нежность как социальная добродетель. Младенцев начинают беречь и пеленать, а не оставлять на попечение кормилиц. Появляются первые разговоры о «воспитании» — не как дрессировке, а как о заботе

Ренессанс делает шаг от сакрального к человеческому: ребёнок становится знаком любви, а не богословия

Аньоло Бронзино в Портрете Джованни де Медичи (1545) пишет ребёнка с игрушкой, показывая личность, а не символ чего-то сакрального
Аньоло Бронзино в Портрете Джованни де Медичи (1545) пишет ребёнка с игрушкой, показывая личность, а не символ чего-то сакрального

В письмах Петрарки и эссе Монтеня появляется новая для того времени мысль: детство — как самостоятельный этап формирования души

«Нельзя ничего требовать от ребёнка, кроме того, что подходит его возрасту»

Появляются даже колыбельные (ninna nanna, lullay lullay), записанные в народных сборниках — не церковные, а сочиненные матерями для своих детей

Можно сказать, что ренессанс изобрёл эмоционального ребёнка — живого, телесного, человеческого, которому позволено просто быть

XVIII век: детство как утопия

В эпоху Просвещения рождается новая мифология детства. Жан-Жак Руссо в трактате «Эмиль, или О воспитании» (1762) утверждает, что ребёнок — «естественный человек», испорченный цивилизацией. Там же он писал:

«Наблюдай природу и следуй ей: ребёнок не взрослый, и пусть он будет ребёнком, прежде чем стать взрослым»

Появляется идея свободы детского тела. Врачи и педагоги призывают отказаться от тугих пелёнок, дать ребёнку двигаться и дышать. Этот сдвиг кажется мелочью, но именно с него начинается современное понимание физического комфорта и «права на тело», которое станет одной из основ педагогики будущего

В Европе открываются детские комнаты, книги, первые школы с разделением по возрасту. Детская одежда отделяется от взрослой. Появляется понятие родительской привязанности — теперь детьми хвалятся, а не прячут их за няньками. Родители начинают портретировать детей не ради статуса, а ради памяти. Впервые дети перестают быть «заготовками» и становятся объектом гордости

Художники начинают изображать детей с теплом, подчеркивая их индивидуальность. Тама нет религиозной добродетели, скорее светская сентиментальность

Жан-Батист-Симеон Шарден пишет бытовые сцены — здесь Молитва перед обедом (1740) — где дети уже в центре композиции
Жан-Батист-Симеон Шарден пишет бытовые сцены — здесь Молитва перед обедом (1740) — где дети уже в центре композиции
Томас Гейнсборо. Мальчик в голубом Портрет Джонатана Баттла, 1770 г
Томас Гейнсборо. Мальчик в голубом Портрет Джонатана Баттла, 1770 г

Литература открывает детскую аудиторию, появляются такие сказочники как Перро (Сказки матушки Гусыни, 1697). Появляется и музыка для маленьких слушателей — Бах (Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах, 1725). В это же время развивается педагогика: Песталоцци, Фребель, позднее Монтессори

В быту детство становится идеалом морального равновесия. Впервые родители и художники говорят о ребёнке как о человеке, которого можно не исправлять, а понимать

XIX век: детство между бедностью и поэзией

XIX век разрушил просветительскую идиллию. Индустриализация превратила детей в рабочую силу. На улицах невозможно увидеть играющих детей, они все на фабриках, шахтах или как посыльные ошиваются у дверей разных контор в ожидании указаний

Все зашло так далеко, что закон 1833 года в Англии ограничил детский труд: детям 9–13 лет позволялось работать не более 9 часов в день, а подросткам 13–18 — до 12 часов, но с запретом на ночные часы и обязательным обучением грамоте. Это же сколько часов дети работали до этого?

Льюис Хайн документировал детский труд в США в 1908–1924 гг. как фотограф Национального комитета по детскому труду. Помотрите на их лица: серьёзные, не по годам взрослые
Льюис Хайн документировал детский труд в США в 1908–1924 гг. как фотограф Национального комитета по детскому труду. Помотрите на их лица: серьёзные, не по годам взрослые

На этом фоне романтики и реалисты создают две противоположные мифологии вокруг культа детства:

  • Блейк (Songs of Innocence and of Experience, 1789–1794) — детство как рай до падения
  • Диккенс (Оливер Твист, 1837) и Гюго (Отверженные, 1862) — ребёнок как совесть общества

Это приводит к тому, что разные в XIX веке художники по-разному видят детство. Я подобрала четыре взгляда

Джон Эверетт Милле — «Мой первый сермон». Викторианская Англия, девочка впервые слушает проповедь — не детская наивность, а серьёзность и внутренняя собранность. Парная картина «Моя первая исповедь» показывает, как за год героиня «повзрослела» — визуальный символ потери невинности
Джон Эверетт Милле — «Мой первый сермон». Викторианская Англия, девочка впервые слушает проповедь — не детская наивность, а серьёзность и внутренняя собранность. Парная картина «Моя первая исповедь» показывает, как за год героиня «повзрослела» — визуальный символ потери невинности
Гюстав Курбе — «Юные леди из Орнана (Девушки из деревни)». Реалистическая сцена социального контраста — три барышни подают милостыню девочке-беднячке; повседневность без сентиментальности
Гюстав Курбе — «Юные леди из Орнана (Девушки из деревни)». Реалистическая сцена социального контраста — три барышни подают милостыню девочке-беднячке; повседневность без сентиментальности
Вильям-Адо́льф Бугро — «Старшая сестра» (La sœur aînée / The Elder Sister, 1869). Эмпатия, защита и «идеальная» забота — типичный для века образ уязвимого детства и надежды в частной сфере
Вильям-Адо́льф Бугро — «Старшая сестра» (La sœur aînée / The Elder Sister, 1869). Эмпатия, защита и «идеальная» забота — типичный для века образ уязвимого детства и надежды в частной сфере
Валентин Серов — «Девочка с персиками» (1887). Манифест новой эпохи — живой, психологический портрет ребёнка как субъекта; тон «надежды и воздуха»
Валентин Серов — «Девочка с персиками» (1887). Манифест новой эпохи — живой, психологический портрет ребёнка как субъекта; тон «надежды и воздуха»

В то же время появляются первые детские приюты и школы — символ новой социальной ответственности. Тогда же появляется и научный интерес к понятию детства. Например, психолог Стэнли Холл в своей работе Adolescence в 1904 году впервые описывает возрастные фазы развития

Так ребёнок становится социальным зеркалом эпохи, в которой правит несправедливость

XX век: детство как внутренняя территория

Детство полноправно становится отдельной социальной фазой. Две мировые войны перевернули представления о человеке. Психоанализ делает детство ключом к бессознательному и начинает искать там причины сознательный поступков человека:

  • Фрейд писал, что в каждом взрослом живёт ребёнок, забытый, но управляющий им
  • Юнг видел в детских архетипах образ начала «коллективного бессознательного»
  • Винникотт описал «достаточно хорошую мать» и «переходный объект» — основу теории привязанности

Появляются детские сады, медицина, психология развития, игрушечная индустрия. Войны при этом лишают детей дома, семьи, безопасности — вот вам и травма как коллективный опыт

В искусстве детство превращается в память и сон, тем самым пытаясь осознать этот самый коллективный опыт, а еще справиться со своими личными травмами. Появляется такое кино как Похитители велосипедов (Де Сика, 1948), 400 ударов (Трюффо, 1959), Зеркало (Тарковский, 1975)

Сюрреалисты и близкие по духу художники (Пикассо, Эрнст, Кайзер, Дали) обращаются к детским снам и страхам. Фотографы Диана Арбус и Салли Манн показывают детство как границу между невинностью и тревогой

«Дева Мария наказывает младенца Христа» — это знаменитая картина сюрреалиста Макса Эрнста, написанная в 1926 году. На ней изображена необычная сцена, где Дева Мария наказывает младенца Христа на глазах у трех свидетелей: художника-самого Макса Эрнста, а также его друзей, писателей Андре Бретона и Поля Элюара
«Дева Мария наказывает младенца Христа» — это знаменитая картина сюрреалиста Макса Эрнста, написанная в 1926 году. На ней изображена необычная сцена, где Дева Мария наказывает младенца Христа на глазах у трех свидетелей: художника-самого Макса Эрнста, а также его друзей, писателей Андре Бретона и Поля Элюара

«Девочка на шаре» — картина Пабло Пикассо, написанная в 1905 году, показывает хрупкость, баланс между лёгкостью и печалью. Здесь надежда, которая возлагается на будущее детей, противопоставлена обреченности
«Девочка на шаре» — картина Пабло Пикассо, написанная в 1905 году, показывает хрупкость, баланс между лёгкостью и печалью. Здесь надежда, которая возлагается на будущее детей, противопоставлена обреченности
Диана Арбус и ее «Мальчик с гранатой», 1962 год
Диана Арбус и ее «Мальчик с гранатой», 1962 год

XX век делает ребёнка носителем памяти человечества. Детство теперь не только начало жизни, но и внутренний дом, куда человек возвращается, когда теряет смысл

XXI век: детство как культурный конструкт

Современный мир вернул детству сакральность, но в новой форме — медийной. Детство перестало быть состоянием души и стало товаром и брендом — от детской моды до “осознанного родительства”

Детям больше не приходится экстренно взрослеть, впахивая на фабриках с 10 лет, но при этом сохранить наивность и беззаботность этого времени все равно не удается. Нил Постман в книге «Исчезновение детства» (1982) писал:

«Медиа стёрли границу между детством и взрослостью: ребёнок видит всё и знает всё раньше, чем готов»

Это реакция на исчезновение стабильных смыслов, на посттравматический ХХ век. В итоге мы вырастаем и вновь ищем способность удивляться, играть, не знать взрослости. Мир, потерявший идею будущего, снова ищет утешение в образе ребёнка — как последней точке доверия. И чтобы найти этому факту подтверждения, достаточно честно заглянуть в самих себя

XXI век возвращает ценность детского взгляда. Мультфильмы Pixar (Вверх, Душа, Inside Out) снимаются не столько для детей, сколько для нас с вами. Они строятся на психологии взросления, где герои — не дети по возрасту, а по способности чувствовать

А это современный художник Йошитомо Нара, он рисует детей с пустыми глазами как символ новой уязвимости
А это современный художник Йошитомо Нара, он рисует детей с пустыми глазами как символ новой уязвимости

Современные философы (Донна Харауэй, Бруно Латур) говорят о «постчеловеческом ребёнке» — существе, в котором смешаны природа, культура и технологии. Сложно представить, куда может развиться эта концепция дальше и как будет проживаться и восприниматься детство еще через 50 лет

Как ребёнок стал человеком

За две с половиной тысячи лет взгляд на ребёнка прошёл путь от «незавершённого взрослого» и сакрального символа к самостоятельному субъекту со своими правами, потребностями и психологией

Когда-то ребёнок был тенью взрослого, потом — образом Бога, затем — голосом совести. Мы прошли путь от жертвоприношений до «осознанного родительства». Но, может быть, настоящий прогресс — не в этом, а в способности сохранить ребёнка в себе? Как вы думаете? Поделитесь в комментариях

____________________________

Подписывайтесь! А чтобы Дзен показывал вам мои статьи, поставьте лайк. Это поддержит меня как автора 💛

Что еще интересного почитать:

Буду рада видеть вас в своем ТГ-канале Интроспекция Нины. Там можно увидеть, как рождаются идеи для таких лонгридов, а также материалы, которые не подходят под формат Дзена или не проходят его цензуру