Найти в Дзене
🎥КИНОВАРНЯ🎬

Книгу Стивена Кинга опять изуродовали. Фильм "Долгая прогулка" - это полный провал

Более 20 лет поклонники творчества Стивена Кинга ждали экранизацию одного из лучших прозведений знаменитого писателя. Мало кто верил, что фильм вообще будет, но его все-таки сняли и выпустили в прокат осенью 2025 года. Тот самый случай, когда лучше бы кинематографисты ничего не делали. Вопреки расхожему мнению, дебютным романом Стивена Кинга была не "Кэрри". История про старшеклассницу и телекинез стала первой опубликованной книгой автора, но карьеру он начал гораздо раньше. Во время учебы в университете в 1967 году Кинг написал мрачную антиутопию под названием "Долгая прогулка". Роман в итоге лег на полку и был издан лишь в 1979-м под псевдонимом Ричард Бахман, а популярность обрел уже в середине 1980-х. И все, кто читали данную книгу, кроме прочего, отмечали ее кинематографичность. Казалось, тут даже сценарий не нужен: просто бери и снимай прямо по тексту. Но никто за такую работу почему-то не брался. В 2007 году права на экранизацию "Долгой прогулки" приобрел Фрэнк Дарабонт. Едва ли

Более 20 лет поклонники творчества Стивена Кинга ждали экранизацию одного из лучших прозведений знаменитого писателя. Мало кто верил, что фильм вообще будет, но его все-таки сняли и выпустили в прокат осенью 2025 года. Тот самый случай, когда лучше бы кинематографисты ничего не делали.

Кадр из фильма Долгая прогулка. Источник: imdb.com
Кадр из фильма Долгая прогулка. Источник: imdb.com

Вопреки расхожему мнению, дебютным романом Стивена Кинга была не "Кэрри". История про старшеклассницу и телекинез стала первой опубликованной книгой автора, но карьеру он начал гораздо раньше. Во время учебы в университете в 1967 году Кинг написал мрачную антиутопию под названием "Долгая прогулка". Роман в итоге лег на полку и был издан лишь в 1979-м под псевдонимом Ричард Бахман, а популярность обрел уже в середине 1980-х. И все, кто читали данную книгу, кроме прочего, отмечали ее кинематографичность. Казалось, тут даже сценарий не нужен: просто бери и снимай прямо по тексту. Но никто за такую работу почему-то не брался.

В 2007 году права на экранизацию "Долгой прогулки" приобрел Фрэнк Дарабонт. Едва ли не святой человек для фанатов Кинга, умудрившийся снять культовые "Побег из Шоушенка" и "Зеленую милю", а также весьма добротную "Мглу". Дарабонт обещал "когда-нибудь" снять это кино, но дальше разговоров дело не пошло.

Потом была чехарда режиссеров и студий, пока проект не подобрала Lionsgate и не посадила в кресло постановщика Фрэнсиса Лоуренса. Того самого, что занимается франшизой "Голодные игры", а раньше снимал "Я - легенда" и много чего еще. На главную роль взяли Купера Хоффмана ("Лакричная пицца"), компанию ему составили Дэвид Джонссон, Чарли Пламмер, Джуди Грир, джедай всея Голливуда Марк Хэмилл и другие артисты.

Кадр из фильма Долгая прогулка. Источник: imdb.com
Кадр из фильма Долгая прогулка. Источник: imdb.com

США. Страна пережила тяжелую и затяжную войну и теперь пытается восстановить былое величие. Методы выбраны специфические: в государстве царит тоталитаризм, а власть находится в руках неких "взводов". Один из руководителей - таинственный Главный (он же - Майор), фигура которого окружена массой слухов и легенд. Ежегодно он организует так называемую "Долгую прогулку", чтобы продемонстрировать мощь и несгибаемый дух американских граждан. По крайней мере, так заявлено официально.

Суть состязания проста: 50 молодых мужчин идут по дороге вперед. Финиша нет, идти медленнее установленной нормы нельзя, победитель получает большой денежный приз и исполнение любого желания. За исполнением правил следят военные патрули. После четырех предупреждений они выводят нерадивого участника из игры выстрелом в голову. Победитель может быть только один.

Кадр из фильма Долгая прогулка. Источник: imdb.com
Кадр из фильма Долгая прогулка. Источник: imdb.com

Увы, но триллер "Долгая прогулка" ("The Long Walk") никак нельзя назвать экранизацией романа Стивена Кинга. Это всего лишь фильм по мотивам. Чуть менее грубый, чем "Бегущий человек" с Арнольдом Шварценеггером, но тоже не очень уважительно относящийся к оригинальному произведению. Сценарий картины не просто меняет ключевые моменты книги, но и извращает ее важнейшие идеи, превращая "Прогулку" в подобие примитивной "жвачки".

Авторы фильма предсказуемо сократили число участников состязания (стало 50 вместо 100) и объединили характеры нескольких персонажей в ком-то одном. Не стало сюрпризом и расовое разнообразие: Макврайс стал темнокожим, а Хэнк Олсон внезапно превратился в азиата монголоидной наружности. Что ж, допустим. Это просто форма, и на смысл истории подобные вольности не влияют. Тот же Дарабонт, например, менял ирландца Рэда на человека с лицом Моргана Фримана. Если кино снять нормально, то такие мелочи останутся мелочами. Но у Лоуренса не срослось.

Возможно, режиссер настолько увяз в подростковых "Голодных играх", что решил, будто оригинальный роман Кинга покажется современной публике скучным и монотонным. Надо больше экшена, чтоб молодежь была довольна и не отвлекалась на любимые смартфоны во время просмотра. Поэтому фильм изобилует дешевыми драматическими приемами и стремится все максимально упростить и ускорить. Главные герои никак толком не раскрываются, а Рэй Гаррати и вовсе изображен как эмоционально неусточивый тюфяк, которому сложно сопереживать. Да еще и великовозрастный (в книге парню было 16 лет). Что ж ты делаешь, Лоуренс? Меру надо знать.

Кадр из фильма Долгая прогулка. Источник: imdb.com
Кадр из фильма Долгая прогулка. Источник: imdb.com

Также печалит, что фильм утратил холодную отрешенность, которая царила в романе. Авторы зачем-то выдумывают, будто Прогулка проводится ради экономического подъема страны, роста ВВП и прочей ерунды. Серьезно? Убивать молодых мужчин ради роста ВВП? Еще непонятно, откуда взялась небылица про отца Рэя Гаррати, которого якобы застрелил аж сам Главный. И теперь парень будто хочет с ним поквитаться. Свести жесткую антиутопию к банальному шаблону про месть? Тогда странно, что в финале Гаррати и Макврайс не обнаружили себя родственниками под шумную индийскую музыку. И таких абсурдных выдумок в фильме очень много. Для чего?

Разжевывая зрителям ненужные вещи, авторы забывают о важном. Тонком психологизме и сложных характерах главных героев. Ничего этого в картине нет и быть не может, ведь перед нами глянцевый аттракцион, где больше внимания уделяется туалетным делам, чем внутренним метаниям подростка Рэя Гаррати. И, как вишенка на приторном торте, - полностью измененная концовка. Одной сценой режиссер перечеркивает всю концепцию оригинального романа. По сути, от книги на экране ничего не осталось. Ни-че-го. Кроме названия и пары общих моментов. Хотели экранизацию, а получилась неведома зверушка.

Конечно, не нужно экранизировать книги дословно. Это было бы странно и, порой, даже нелогично. И развязку менять тоже можно (как Дарабонт во "Мгле"), но только если без ущерба для первоисточника. А не так, как вышло с "Долгой прогулкой". Самое обидное, если зритель, посмотревший фильм, решит, что все уже понял, и читать книгу нет никакого смысла. Наверное, таких зрителей будет очень много, и они никогда не узнают, о чем же на самом деле выдающийся роман Стивена Кинга. Кстати, писатель был исполнительным продюсером фильма. Значит, все изменения сюжета проводились с его молчаливого согласия. Почему? Чужая душа - потемки. Но факт остается фактом. Теперь ждем пресловутого "Бегущего человека". С содроганием.

Оценка КИНОВАРНИ: 5/10

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГРУППЫ КИНОВАРНИ В TELEGRAM, ВКОНТАКТЕ И ОДНОКЛАССНИКАХ, ТАМ БУДЕТ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО!