Через 6 лет после отсутствия Мэттью Макконахи возвращается на широкие экраны с уставшим лицом и языками пламени за спиной. 3 октября на Apple TV+ вышел новый фильм с участием знаменитого голливудского актера. Точнее, не вышел, а выехал. И поездка оказалась не из простых.
Лесные пожары - неистребимый бич американского штата Калифорния. Случаются регулярно, последствия - катастрофические. Cамый разрушительный выдался на ноябрь 2018 года: тогда на севере штата сгорели огромные площади и погибла масса людей. В 2021-м Лиззи Джонсон посвятила тем печальным событиям документальную книгу "Парадайз: борьба одного города за выживание в американском лесном пожаре". А чуть позже историей заинтересовались кинематографисты.
Голливудская звезда Джейми Ли Кертис объединилась со знаменитым продюсером Джейсоном Блумом, чтобы экранизировать отрывок из книги Лиззи Джонсон. На место режиссера пригласили небезызвестного Пола Гринграсса, постановщика фильмов про спецагента Борна и триллера "Капитан Филлипс", где Том Хэнкс сражался с сомалийскими пиратами. Сценарий взялся написать Брэд Ингелсби, автор нашумевшего сериала "Мейр из Исттауна". На главную роль подписался притихший в последние годы Мэттью Макконахи: страшно представить, но актер ни в чем не снимался со времен "Джентльменов" Гая Ричи и невнятной картины "Море соблазна". Компанию Макконахи в новом проекте составили Америка Феррера, Юл Васкес, Эшли Эткинсон, а также собственные мать и сын.
Мужчина средних лет Кевин Маккей возвращается в родной городок Парадайз после долгого отсутствия. Вариантов с работой не густо, поэтому Кевин вынужден часами крутить баранку школьного автобуса и мечтать о дополнительных сменах, чтобы хоть как-то свести концы с концами. Ситуация у Кевина так себе: отец умер, мать прикована к инвалидному креслу, жена ушла к другому, а родной сын его ненавидит и не хочет проводить время вместе. От неприятностей не скрыться, но ноябрьским утром все становится еще хуже.
По пути на техосмотр Маккей узнает, что разбушевавшиеся пожары фактически отрезали от внешнего мира одну из местных школ. Счет идет на минуты, под угрозой более 20 детей, времени на эвакуацию в обрез. Ближайший доступный транспорт - автобус Кевина, а значит выбора нет: ребятишек нужно спасать. Маккей буквально в последний момент забирает школьников и их учительницу из здания и мчит в безопасную зону. Вот только дороги перегружены, повсюду огромные пробки, а пожар наступает на пятки. Огонь сжирает все на своем пути, и от дыма становится трудно дышать...
Пожалуй, основное, чем удивляет фильм "Школьный автобус" ("The Lost Bus") - хронометраж длиной более двух часов. Пол Гринграсс не стесняется показывать тяготы и лишения Кевина в экспозиции, а после - любой всполох огня и каждое решение начальника пожарной службы. И конечно, подвиги героя Макконахи, бесстрашно мчащегося вперед. Обилие традиционной для Гринграсса ручной камеры призвано с головой погрузить зрителя в ужасы разыгравшейся стихии, но уже к середине фильма все эти тряски и мельтешения начинают порядком утомлять. Как и до боли простой сценарий картины.
Сюжет "Школьного автобуса" с легкостью поместится в формулу "измученный жизнью водитель спасает детей из лесного пожара". Все, больше здесь ничего не происходит. Если не считать лирические отступления и конфликты между пожарными и работниками коммунальных служб. И зачем было размазывать такую нехитрую субстанцию на 125 минут - вопрос риторический. По сути, это фильм категории "В", но с большим бюджетом. Лесные пожары показаны блестяще, масштабно и очень натурально, здесь постановщику надо отдать должное. Но сколько же шаблонов в сценарии талантливого Брэда Ингелсби! Как будто он придумал эту историю за пару дней или даже часов.
Развод, трудный сын-подросток и чувство вины перед умершим отцом - джентльменский набор, не иначе. А когда Кевин берет в автобусе негласное шефство над школьником, оставшимся без отца, так и хочется крикнуть сценаристу: "Ну, хватит, Брэд!". Что ты, в самом деле. Слезы, которые ронял Макконахи за рулем, конечно, не сравнятся с канонической сценой из "Интерстеллара", но такой прием все равно можно расценивать как запрещенный. Разве тут устоишь? Впрочем, Кевин почти весь фильм сидит, ведь в ногах, как известно, правды нет. Да и работа такая.
Кроме чрезмерной и вычурной сентименальности "Школьный автобус" может похвастаться удивительной концовкой, где все друг друга внезапно полюбили. Гадкая неверная жена наготово привезла упрямого сына, обнялись, всплакнули на пепелище. Объяснить данный поворот режиссер не удосужился, ведь вся пленка у него ушла на кадры с автобусом в горящем лесу. Ну и ладно, куда уж без хэппи энда.
Увы, фильм "выезжает" только за счет харизмы и мастерства Мэттью Макконахи. Если бы не фактурный техасец, большинство зрителей выключили бы творение Гринграсса минут через 40 после начала действа. Тут и к гадалке не ходи. Но Макконахи есть Макконахи, такие актеры способны вытащить даже самый безнадежный сценарий. Вытащить и дотащить до финальных титров.
Да, "Школьный автобус" снят по реальным событиям и служит, своего рода, реконструкцией событий. И, как памятник подвигам людей, картина вполне годится. Но как художественное произведение - едва ли. Пересматривать его не захочется, зрелище сугубо одноразовое. И весьма поучительное.
Оценка КИНОВАРНИ: 6/10
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГРУППЫ КИНОВАРНИ В TELEGRAM, ВКОНТАКТЕ И ОДНОКЛАССНИКАХ, ТАМ БУДЕТ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО!
Ставьте лайк, подписывайтесь и не пропустите другие тексты: