В витрине полутьма, и кварц ловит свет так, будто внутри черепа движется молочное облако. «Ацтекская реликвия» – шепчет табличка на старой открытке. Легенда обещает тайное знание и силу. О самых известных «героях» вы точно слышали: череп Британского музея, «парижский» из музея Бранли, знаменитый череп Митчелла‑Хеджеса с отстёгивающейся челюстью и «анонимный» из Смитсоновского института. Все они всплыли не на раскопках, а на рынке редкостей конца XIX – начала XX века. «Ни один из музейных хрустальных черепов не имеет археологического контекста. Они появляются в торговле антиквариатом и приписываются ацтекам задним числом», – подчёркивала антрополог Джейн Макларен Уолш (Smithsonian), много лет исследовавшая эти предметы. Почему это важно? Потому что кварц нельзя датировать радиоуглеродом. Возраст и подлинность приходится выводить по следам инструмента, химии и документам происхождения. Когда в 2008 году Британский музей и Смитсоновский провели полноценные анализы (микроскопия, спектр
Хрустальные черепа: артефакты майя или шедевры XIX века?
26 октября26 окт
53
4 мин