Найти в Дзене

Битва за урожай. Почему в Индии кидаются навозом.

В Индии, в крошечной деревне Гуматапура, что на границе штатов Карнатака и Тамил-Наду, ежегодно после Дивали происходит нечто… ароматное. Это фестиваль Горехабба! Праздник, где жители с улыбкой и азартом кидаются коровьим навозом. Без фильтров и без всяких «метафор». Праздник прошёл в конце октября, сразу после Дивали, когда по всей стране ещё не успели остыть огни, а тут, на юге, уже вовсю месили священную «глину» жизни. Считается, что коровий навоз дар богини Лакшми и символ изобилия. А главное, именно из него, по местным преданиям, родился бог Беерешвара Свами, покровитель деревни. Так что всё вполне логично, если божество из навоза, то и праздник должен быть честным, натуральным, без гламура. Перед началом навоз тщательно освящают в храме, потом выносят его на площадь, укладывают в большую, с любовью сформированную кучу. Народ собирается... мужчины, женщины, дети, все в праздничных одеждах, и начинается то, что можно назвать «битвой за удачу». Кидаются лепёшками, размазывают по л

В Индии, в крошечной деревне Гуматапура, что на границе штатов Карнатака и Тамил-Наду, ежегодно после Дивали происходит нечто… ароматное. Это фестиваль Горехабба! Праздник, где жители с улыбкой и азартом кидаются коровьим навозом. Без фильтров и без всяких «метафор».

Праздник прошёл в конце октября, сразу после Дивали, когда по всей стране ещё не успели остыть огни, а тут, на юге, уже вовсю месили священную «глину» жизни.

Считается, что коровий навоз дар богини Лакшми и символ изобилия. А главное, именно из него, по местным преданиям, родился бог Беерешвара Свами, покровитель деревни. Так что всё вполне логично, если божество из навоза, то и праздник должен быть честным, натуральным, без гламура.

Перед началом навоз тщательно освящают в храме, потом выносят его на площадь, укладывают в большую, с любовью сформированную кучу.

Народ собирается... мужчины, женщины, дети, все в праздничных одеждах, и начинается то, что можно назвать «битвой за удачу». Кидаются лепёшками, размазывают по лицу, смеются.

Кто-то говорит, что это очищает душу и тело, кто-то просто приходит за весельем и острыми ощущениями… ну или чем-то похожим.

Смотреть на это со стороны, наверное, странно. Но в этом есть свой восточный смысл. Там, где у нас повод морщиться, у них способ поблагодарить землю, корову, жизнь. В конце концов, индусы веками называют корову «матерью всего живого». А мать, как известно, простит и грязные руки, и перепачканные лица.

И если задуматься, может, в этом и есть что-то важное. Мы всё время стараемся пахнуть успехом, выглядеть прилично, не пачкаться.

А там, в Гуматапуре, люди раз в году искренне ныряют в самую материю мира в буквальном смысле и радуются тому, что живы.

Так что Горехабба, это вам не просто битва в навозе. А коллективная терапия. Только без психолога и со специфическим запахом.

© Ольга Sеребр_ова