В порядке импортозамещения западного Хэллоуина, предлагаю вспомнить про нашу исконную российскую нечисть, которая куда интереснее и харизматичней, чем какие-то там вампиры, зомби или тамошние ведьмы в конусообразных шляпах. Про Бабу Ягу, Кощея, русалок, Кота Баюна, Лешего, Домового, Водяного и чертей знают все. Даже про неактуального в наше время Овинника или Банника с Обдерихой большинство из нас слышали. Источников много: сказки, бабушкины истории, картины, иллюстрации и даже карикатуры и анекдоты. А вот про некоторых малоизвестных представителей нечистой силы "второго плана" я сейчас немного расскажу.
В поверьях славян, анчутка - это мелкий бес, ростом в несколько сантиметров, заросший чёрной шерстью, но с абсолютно лысой головой. Насчет рогов и хвоста мнения расходятся. А вот пяток у анчутки нет. Возможно, у него попросту на ногах козлиные копыта. Поэтому анчуток еще называют "беспятыми". Лешие, водяные или домовые относятся к людям в зависимости от их поведения, а вот анчутка одинаково не любит и хороших и плохих, и старается всячески напакостить любому представителю рода человеческого. Самые безобидные анчутки - полевые. Они появляются только если их позвать, поэтому наши предки опасались во время полевых работ поминать нечисть. А вот банные анчутки могут и усыпить человека в парной, и кипятком обварить. Если вдруг в бане такой бес заведется - остается одно: баню спалить, а пепелище солью засыпать. Болотные анчутки заманивают людей в самую топь, хватают за ноги и одежду. Чтобы освободиться, нужно ткнуть в них чем-то железным. Солью-то в болоте не очень воспользуешься.
Хухлики – тоже мелкие черти, только водяные. У них конусообразная голова, ею они вскрывают лед, чтобы во время Святок выбраться на поверхность и похулиганить. Особого вреда от них нет, так как их основная цель - мелкие пакости и подшучивание над пьяными. Отогнать их проще простого - достаточно лишь произнести: "Чур меня!".
А вот Одноглазое Лихо - нечисть серьезная. Благо, наткнуться на него не так-то просто. Оно избегает человеческих поселений, предпочитая находиться в лесу, где питается страданиями лесных обитателей. Из-за этого Леший его не жалует. Но если вдруг заплутавшие грибники или охотники окажутся поблизости от логова этого крайне неприятного злого духа, то пиши пропало. Лихо мгновенно прочтет все страхи человека и старательно воплотит их в жизнь. Отвязаться от него крайне сложно, разве что, уйти в монастырь, куда нечисти хода нет.
Полудницу можно сравнить с инспектором по охране труда, который следит за соблюдением крестьянами правил безопасности. В самую полуденную жару и правда, лучше отдохнуть в тени, избегая солнечного удара. И все бы ничего, вот только этим полудницы не ограничиваются. Они любят завлечь путника в рожь и усыпить его. После такого человек уже не проснется и сам станет Полудницей. Особенно привлекают этого злого духа маленькие дети, оставленные без присмотра, которые будут им похищены. Встреченным на поле Полудница или загадывает загадки, или заставляет соревноваться с нею в пляске. Если ее переплясать или правильно ответить на вопросы, можно получить щедрую награду. Вот только сделать это практически невозможно. Выглядит или красивой девушкой, или древней старухой.
Мряка - ночной дух, который активизируется с наступлением осенней непогоды. Появляется в виде тени с наступлением сумерек. Он не злой и не добрый, может как завести в плохое место, так и вывести из него. Но чаще всего просто пугает людей, питаясь энергией страха.
Бабай, которым пугают детей, выглядит по одной версии как человекоподобный невысокий уродец с серой кожей, огромными зубами, желтыми глазами и полуметровым языком. По другой - похож на маленького бородатого старичка с физическим недостатком, который носит с собой палку и огромный мешок. Именно в него он засовывает непослушных детей, чтобы унести в свое логово и съесть. Бывают Бабайки и женского рода, они зовутся Ночницами. Их отличительная черта - очень морщинистое лицо. Предпочитают не уносить с собой маленьких неслухов, а душить прямо в кровати, сев на грудь. От Бабая можно иногда откупиться фантиками от конфет или яблочным огрызком.
Жердяй (от слова жердь) - длинный и худой, он обожает заглядывать в окна, стучать, имитируя звук ветки, либо просто маячить посреди двора. Он завидует людям, за то, что в их жизни есть занятия и смысл. Проникает во двор через ворота, сделанные на неправильную сторону, или даже в дом, где нет оберегов. Непредсказуем. Может просто наслать морок, а может и задушить.
Ырка, по свидетельству писателя-фольклориста Юрия Миролюбова, - "не черт, но темный человек, он из тех, может, что повесились, утопились. Ночью - его воля. Ночью он ходит по всем дорогам, где бы кого встретить, тепла живого напиться, чтобы дожить недожитое. Оборвал ведь жизнь, а дожить должен. Вот, и ищет. Особенно он привязчив на Ивана Купалу. Потому то и огни разводят на всю ночь". Выглядит как худое существо с горящими глазами, питается кровью путников, встреченных ночью на дороге или в поле. Он смотрит человеку в спину, долго преследуя его. Может даже окликнуть. Оборачиваться нельзя. В этом случае Ырка нападет. Лучше всего начать читать молитвы или постараться скрыться в лесу, куда Леший Ырку не пропустит. Огня этот нечистик тоже очень боится.
Шули́куны - особая святочная нечисть, хулиганящая строго от Рождества до Крещенья. Они бегают по улицам на своих козлиных ногах, извергая огонь изо рта. С собой таскают горячие сковородки и крюки, которые не преминут обратить против встреченных на пути нетрезвых селян. Иногда пользуются транспортом: лошадьми, санями, ступами. печами. После этого собираются в заброшенных избах для игры в карты и обсуждение будущего. Если спрятаться под столом, можно не только узнать много нового, но и разбогатеть, если громко заорать. Шуликуны от страха разбегутся, оставив на столе свои деньги. Вот только потратить добытое надо за 3 дня, иначе монеты превратятся в водоросли.