Здравствуйте, друзья!
С «Маяком» я закончил. Сел писать статью и вспоминаю, что же сделал). Вроде бы и ничего такого, как оказывается). Поэтому так и назвал статью.
Итак, из того, что делал раньше, можно только засчитать чистку и смазку потенциометров и чистку кнопок и ручек, ну и небольшую переделку блока питания, замена конденсаторов.
Что же еще делал. Разобрал я его в итоге полностью. До винтика. Шасси оказалось чистым, без ржавчины. Оставалось только отчистить от пыли.
Затем занялся платами. Каждую вытаскивал, отмывал. Менял уставшие электролитические конденсаторы. Никаких изменений не вносил, кроме электролитического конденсатора С27 на плате УНЧ. Родной стоял на 220 мкФ (усох до 189 мкФ), а поставил на 1500 мкФ 25 вольт. Попадалось видео, где советуют заменить этот конденсатор. Он стоит по питанию и пропускает пульсации на большой громкости. Вроде бы правильно понял).
Вот он стоит, красивый.
И еще на плате управления режимами обнаружил подгоревший резистор R12. По схеме он на 510 Ом, а у меня прозванивается как 47 Ом, да и циферки просматриваются, первая 4-ка. Может с завода такой стоял.
Проверил транзисторы, они целые. Заменил этот резистор, поставил как в схеме, на 510 Ом.
В остальном больше ничего не паял, не менял. Снимал плату, отмывал, сушил, пропаивал подозрительные места и устанавливал на место. Так потихоньку всё и собралось. Я даже не заметил.
А потом мне прислали новые головки!!! За что хочу сказать огромное спасибо Сергею. В посылке была еще и кассета с записью!
Не терпелось побыстрее поставить и проверить!
Головку заменил. Ничего не настраивал, кроме азимута, и то по слуху. И звук полился. Вот честно, то, что было и стало, разница ощутимая. Кассету от начала до конца прослушал. Тот самый звук, который помнится. Звук чистый, уровни одинаковые по каналам. И на этом можно было уже заканчивать. Собрать магнитофон и радоваться.
Заметил, что на полной громкости, в паузах между композициями, прослушивается обратная сторона кассеты. Почитал форумы, пообщался со старшими товарищами, и пришли к выводу, что, скорее всего, это брак головки. Оставим как есть, меня это не сильно напрягает, и то слышно только на максимальной громкости.
Может подскажете что-то по этому поводу?
Нашел пару чистых кассет, решил проверить, как записывает. Записывает отлично. Опять же, по моим личным субъективным ощущениям. Только оказалось, что левый канал записывается тише. При записи выставляю одинаковые уровни, а по итогу левый записывает тише. На этот случай на плате коммутации есть два подстроечных резистора R43 (левый канал) и R47 (правый канал). Немного подкрутил R43 и настроил уровни. Теперь все ровно!
Но я, конечно, поторопился, так как при записи на другую кассету оказалось, что теперь левый канал записывается громче. Взял третью кассету, на нее правый громче пишет. Получается, на разные кассеты придется настраивать). Тогда я взял несколько разных кассет и стал записывать на них сначала 400 Гц, затем 1 кГц, ну и выставил нечто среднее.
Конечно же, нужны качественные фирменные кассеты, правда, сейчас они стоят как чугунный мост)).
Как видите, никакими приборами и тестовыми кассетами я не пользовался. Поэтому это можно назвать дилетантством. Но звук мне нравится!
Ну и опять ЛПМ. В прошлый раз я его не разбирал полностью. Настало время. Тем более у меня уже есть донор. Спасибо моему доброму другу Максиму. Он прислал переднюю панель и ЛПМ в сборе.
Как снимать и разбирать лентопротяг, я не буду. Уже писал немного.
Что получается? В целом всё работает вроде, но меня не устраивает, как работают перемотки. К концу кассеты скорость падает или совсем не перематывает. И еще уж больно шумный механизм.
Что касается перемоток. Вычитал, что есть у «Маяков» больное место — трещины на втулках приемного и подающего узлов. Так и оказалось.
Что на первом, что на втором узле. На обоих трещины. К сожалению на донорских запчастях трещины еще больше казались. Нашел в интернете способ восстановления. Есть видео. Большое спасибо автору!
Но для начала, разобрал эти узла, отмыл от грязи и старой смазки. Почистил фетровые прокладки.
Теперь про восстановление втулки. Для этого нужен будет дремель, но думаю и надфили подойдут, еще супер-клей и нитки.
Вот такой набор насадок для дремеля у меня есть.
Нужно выточить канавку по кругу втулки, в районе трещины (ближе к краю). Главное не переусердствовать. Стенки тонкие.
Вот так должно выглядеть (примерно).
Теперь в эту канавку плотно наматываем нитку и пропитываем ее супер-клеем. Наматывать надо с усилием, чтобы трещину стянуть, закрепить. Получилось так.
Хоть клей и секундный, оставил высыхать на пару часиков.
Высохло. Теперь нужно сточить все лишнее. Я использовал надфили и наждачную бумагу (нулевку). А потом еще отполировал, чтобы ничего не задевало. Получилось вот так.
Вторую втулку "починил" точно так же.
Разобрал еще узел подмотки. Этот узел бывает в разных исполнениях: на шестеренках и так называемый «идлерный» вариант. У меня шестеренки, вот они и шумели. Тут всё просто. Разобрал, промыл и смазал силиконовой смазкой с фторопластом.
Теперь все. Все узлы почищены, смазаны. Можно собирать.
И надо сказать, получилось удачно. ЛПМ зашептал просто! Подмотки срабатывают четко, от начала до конца кассеты перематывают хорошо. Шума стало намного меньше. Шум щелканий магнитов никуда не делся, но он вроде как плотнее стал, что ли (глуховатый такой). Шестеренки вообще не слышно. Есть еле слышный звенящий звук от маховика. Но в целом отлично получилось!
Ну вот теперь точно всё. Можно собирать!
Только про это напишу в следующий раз. А то сегодня что-то не пишется. =) Получается сумбурно как-то. Вроде бы работа растянулась, многое сделано, а писать не о чем). Потому что выходной, наверное!
Но одно скажу: магнитофон готов и радует меня.
И еще, я прошу не принимать эти статьи как инструкцию по ремонту. Про «Маяк» много сказано и показано, и гораздо на более профессиональном уровне. Повторюсь, у меня нет тестовых кассет, я не использовал осциллографа. Ориентировался только на свой слух, на свои ощущения. Скажу только, что результатом я доволен.
Как выглядит и как работает магнитофон, покажу в следующий раз!
А пока до свидания.
Спасибо вам!