Фильм называется "Два пятидесятилетия французского кино". В России перевели как "История французского кино от Жан-Люка Годара".
К столетию кинематографа Британский институт кино предложил кинематографистам разных стран подготовить фильм о национальных кинематографиях.
Вышло пять фильмов.
Французский фильм — авторская работа Жак-Люка Годара и его жены, режиссёра и сценариста Анн-Мари Мьевиль. Понятно, что над фильмом работала съёмочная группа. Знаете, мне всегда неловко называть имя одного режиссёра, когда я говорю о каком-либо фильме. Умный и, следовательно, хороший режиссёр не скажет: "Моё кино", он скажет: "Наше кино". Кино — искусство коллективное. Но мы уже давно привыкли к подобным формулировка. Так что пусть — кино Годара.
Так вот, фильм Годара поражает с первых минут. Чем же?
Мы примерно понимаем, как можно построить подобный фильм (то есть, рассказывающий об истории кинематографа в конкретной стране).
Во-первых, нужна система координат. Мартин Скорсезе сделал потрясающий фильм об истории американского кино продолжительностью 3,5 часа. Скорсезе разбил его на три части, каждая из которых посвящена одному из аспектов создания кинообраза.
Во-вторых, нужно отобрать киноматериал. Это сложная, трудоёмкая работа, ведь хочется показать как можно больше (и всё равно приходится чем-то жертвовать), вот поэтому у Скорсезе получился такой продолжительный фильм.
Годар предлагает иное.
Его фильм — менее часа. Годар не жертвует ничем — потому, что главный герой его фильма — священное "кино", которое само принесло себя в жертву людям. А люди отплатили ему забывчивостью, предательством.
Годар не рассказывает, а размышляет, предлагая именитому гостю, которого он пригласил на интервью, задуматься над неочевидными вопросами: "А что, собственно мы чествует?" и "Что вообще значит — праздновать что-то?".
Гость Годара — председатель ассоциации первого века кино выдающийся французский актёр Мишель Пикколи. Годар не показывает продолжительных сцен из французских фильмов разных лет, он укорачивает эти крайне малочисленные сцены до нескольких секунд, но показывает много фотографий (кадров, портретов режиссёров и актёров), то накладывая их друг на друга, то сопровождая крупными титрами (цитатами из фильмов и фрагментами своих размышлений, как бы брошенными на ветер зрительского восприятия).
Чтобы вам было понятнее, вот о чём говорит Годар с Пикколи: "Неужели кинематограф нуждается в чествовании?... Что вы празднуете? Получается, вы празднуете первые коммерческий показы, а не возникновение кино, как такового... Когда мы что-то празднуем, не значит ли это, что мы вдруг захотели придать чрезмерное значение чему-то, чем мы до этого постоянно пренебрегали, о чём мы просто забыли. А устраивая все эти празднества, мы как будто искупаем свою вину, просим прощения за равнодушие и предательство... Я ничего не имею против праздников, но если бы кино было таким, каким оно должно было стать, в них не было бы нужды..."
А затем Годар объясняет идею своего ("нашего") фильма: "Идея заключается в том, что люди ничего не помнят. Спроси любого... Только что я спрашивал официанта, знает ли он название "Буксиры" (автор: "Буксиры" — фильм Жана Гремийона), он меня просто не понял. А имя "Гремийон"? — Пусто. Тогда я сказал "Габен" — Вроде бы смутно знакомо. Мишель Морган — тоже. Но если скажешь Делио — ничего (автор: Рене Делио — единственная женщина, которая постоянно работала сценаристом в первые годы европейского кино)..."
Почему я расплакался? Я умеренно сентиментален, но меня может растрогать сильная эмоция любви.
"И председатель отправился обратно праздновать нечто скорее французское, то, что власти назвали "первым веком кино". И призраки также ушли, забытые, без благодарности за их вклад".
"Письмо о слепых в назидание зрячим. Всё, что я сумел понять, про свет и тень". Дени Дидро
"Кинематографу сегодня сложно идти в ногу с современностью, хотя он сам был одним из тех, кто вызвал ее к жизни. Возможно, это нормально." Серж Данёй, французский кинокритик
"И застонал опечаленный бог. "Ты, оплаканный нами, Будешь оплакивать всех И пребудешь с печальными!" Овидий, "Метаморфозы"
Я расплакался от любви к кино. Я люблю его как то, что можно потерять, что уже почти утеряно, утрачено, забыто. Но пока в моей власти искать и находить его следы, следовать за ним по путям проторённым, но лучше — заброшенным, приручать его взглядом и текстом, как получится. Иногда не удаётся никак. Или мне это только кажется? Но что значит — "казаться" и как это соотносится с "быть"?
Я не выдержал на фотографии Жана Виго с Дитой Парло. Я много писал о Жане Виго на канале.
Что есть на канале