Найти в Дзене

Маленький особенный ребенок понимает шутки и умеет шутить сам

Конечно, шуточки эти - прямо детские-детские, но со стороны всё это выглядит довольно мило и осмысленно. А и вообще, учитывая, где и с кем мы с коллегами работаем, такие шуточки могут по-настоящему поднять нам настроение в тяжелый рабочий день. А работаем мы - в специализированном социальном учреждении для детей с особенностями развития. И непосредственно наш отдел занимается кружковой работой (проводим творческие занятия с детьми, которые находятся в стационарах и дневных отделениях). Каждые три недели состав ребят в отделениях обновляется, а наша работа - меняется редко… разве что "варьируется" по сложности, в зависимости от уровня развития каждого ребенка. В общем, педагоги-кружководы каждый раз, стараясь не отступать от плана, пытаются придумывать что-то такое, что более-менее подходило бы для каждого конкретного ребенка… Даже если ребенок - совсем далёк не то что от творчества, а вообще от любого самостоятельного действия или хоть какой-то живой мысли. Прежде всего, это, конечно
Оглавление

Конечно, шуточки эти - прямо детские-детские, но со стороны всё это выглядит довольно мило и осмысленно.

А и вообще, учитывая, где и с кем мы с коллегами работаем, такие шуточки могут по-настоящему поднять нам настроение в тяжелый рабочий день.

А работаем мы - в специализированном социальном учреждении для детей с особенностями развития. И непосредственно наш отдел занимается кружковой работой (проводим творческие занятия с детьми, которые находятся в стационарах и дневных отделениях).

Каждые три недели состав ребят в отделениях обновляется, а наша работа - меняется редко… разве что "варьируется" по сложности, в зависимости от уровня развития каждого ребенка.

Например…

  • Часто бывает так, что в какой-либо трёхнедельной смене - почти ВСЕ ребята с тяжелыми ментальными нарушениями, а на три отделения - приходится всего два "говорящих" ребенка.
  • Или так: среди 20 человек одного отделения - 17 вообще не понимают обращенную речь.
  • Или еще вот так: вроде некоторые дети и понимают просьбы-задания, но на просьбу выполнить их - отвечают грубой агрессией: могут и наброситься, и ударить, и укусить, и запустить чем-нибудь в воспитателя или педагога-специалиста.
  • А еще бывают такие счастливые смены, где хотя бы 5-6 человек и обращенную речь понимают, и разговаривают, и с удовольствием ходят к нам на занятия получать новые знания и умения… О, такие смены мы называем "золотыми"!

В общем, педагоги-кружководы каждый раз, стараясь не отступать от плана, пытаются придумывать что-то такое, что более-менее подходило бы для каждого конкретного ребенка… Даже если ребенок - совсем далёк не то что от творчества, а вообще от любого самостоятельного действия или хоть какой-то живой мысли.

Кстати, о "золотых" сменах!

Прежде всего, это, конечно, "каникулярные" смены. В эти недели к нам могут приехать более "дееспособные" детки, более старшего возраста (ведь в обычные месяцы эти дети ходят в школы).

И тогда - о счастье, мы можем и кучу поделок с ними наделать для выставок, и какой-нибудь спектакль поставить, а то и даже музыкально-театральный ролик записать для какого-нибудь онлайн-конкурса (их-то, как мы знаем, немало… и всегда обидно, что они "выплывают" неожиданно… а у нас - бац и готовый материал будет).

Короче, единственный недостаток таких смен в том, что бывают они у нас редко.

Поэтому, когда в обычной, "НЕканикулярной" смене, появился такой интересный ребенок, еще и довольно маленький, еще и ярко выделяющийся на фоне других детей… ух, это стало для нас прямо "просветом" и очень приятным событием!

И, между прочим, раз уж меня часто журят за то, что я называю наших воспитанников "особенными"… Да, аккуратность и толерантность - это наше всё. Но вот ЭТА девочка, о которой хочу написать - она реально заслужила, чтобы её назвали "особенной". В самом хорошем и добром смысле этого слова.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Девочка Дж.

Ребенок из стационара, 5 лет, ментальные нарушения.

Хотя, положа руку на сердце, вообще не могу даже "высосать из пальца" какие-либо признаки, которые бы выдавали у неё эти нарушения.

Ну, это чисто мои мысли. И я - не медик и не психолог. А точные диагнозы - всё равно от педагогов скрываются.

Хорошенькая милая девочка типичной азиатской внешности: темненькая, смуглая, глазки-щелочки.

А когда улыбается - вообще глазок не видно. И улыбается она - почти всегда. И личико при этом - ну прямо ми-ми-мииии!

Разговаривает просто отлично!

В беседах может участвовать не хуже взрослых, уверенно вставляет фразочки, и всегда "в кон". При этом, речь разнообразная, с прилагательными и наречиями. Да такую прелесть днём с огнём не сыщешь даже в обычном детском саду!

Короче, абсолютно "МОЙ" человек. И я даже не сомневалась, что занятия с девочкой Дж. - будут доставлять мне исключительно позитивные эмоции.

А еще она умеет… шутить!

Искренне, по-доброму, прикольно и обаятельно.

Понимаю, конечно, кому-то может показаться, что всё это глупости и ничего удивительного в этом нет.

Но, поверьте, в нашем заведении - все эти шутки девочки Дж. производят на людей ошеломляющий эффект! Ибо почти все наши воспитанники, ввиду своих нарушений, никаких шуток просто не понимают!

Да, детям с определенными "особенностями" (о которых лучше не говорить вслух) - как раз свойственно НЕ понимать шутки, фразеологизмы, подколки и прочие "тонкости общения", ибо они, если что-то понимают, то понимают это исключительно БУКВАЛЬНО.

Девочка Дж. на занятии по логоритмике

Эти занятия проводит логопед. Они состоят обычно из различных игровых упражнений и более крупных игр, плюс обязательно музыкальное сопровождение (синтезатор).

За синтезатором как раз я и сидела, как заправский концертмейстер.

Короче...

Логопед поёт с детьми "заезженную" песенку с движениями, а я - аккомпанирую.

Думаю, многие эту "игрульку знают".

Итак, слова:

"Где же, где же наши ручки, где же наши руч-ки?
Где же, где же наши ручки, не-ет наших ру-чек!"

И дети в это время - прячут руки за спину.

Потом следуют слова:

"Вот-вот наши ручки вот-вот наши руч-ки!
Вот-вот наши ручки вот-вот наши руч-ки!"

И все выставляют вперёд и показывают свои ручки.

А потом был куплет про ГЛАЗКИ.

И дети на словах "где же где же наши глазки", прикрывали глаза руками.

Далее - ожидались последующие строчки: "вот-вот наши глазки, вот-вот наши глаааз-ки!"

А девочка Дж., тоже убрав руки от глаз (тех самых милых "щелочек"), с широкой улыбкой громче всех запела, прямо чётко в музыку:

- Всё рав-но, всё рав-но, нетУ наших глааа-зок! Всё рав-но, всё рав-но, нетУ наших глааа-зок!

Айщщщщ!!

Логопед от неожиданности поперхнулась, выдав визг Зены королевы воинов (из сериала 90-х). Я - согнулась, упершись любом в клавиши и засипела чайником.

Ребята из группы - сидят с лицами "минус сто сорок" и не понимают, что вообще происходит. Или это именно педагоги сошли с ума?

А девочка Дж. говорит:

- Ладно, ладно, не пугайтесь, я пошутила! ВОТ мои глазки! Буууу!

И пытается пошире распахнуть свои глаза пальцами.

Уииии, позитивчик подвезли! И долгую улыбку на наши лица уже после занятия. Ну правда: редкость, редкость, редкость!!

Девочка Дж. у дефектолога

Дефектолог пересказывала очень эмоционально и "в лицах"...

Занятие - подгрупповое.

Трое ребят: большой "медлительный" мальчик с очень серьезной "задержкой", еще один милейший малолетний "шустряк", и наша девочка Дж. (ничего, что возраст разный, зато сочетались они прекрасно).

Играли на магнитной доске в какую-то развивающую игру для дошкольников (там фигурки надо двигать по разным картинкам).

И, на очередном этапе игры, большой медлительный мальчик надолго призадумался… Сидит, сидит, сидит… Потом поставил фигурку неправильно (не на ту картинку).

Второй заход - снова неправильно. И опять - думает, думает... И в третий раз - тоже неправильно.

Дефектолог уж и так подсказывает, и эдак - а всё никак! В итоге, дефектолог не выдерживает, показывает правильный ход, и говорит ласково большому мальчику:

- Эх ты, "ума палата"!

А большой мальчик в ответ:

- Нет, я пока не пойду в палату. Я еще тут хочу побыть.

И девочка Дж. - оживилась еще раньше, чем дефектолог. И захохотала. А потом говорит большому мальчику:

- Это не ТА палата. Не твоя палата. Ума палата - это шутка такая! Это чтобы не обидеть, если кто-то сделал неумно.

А большой мальчик - так ничего не поняв, ответил:

- Нет, я пойду в палату потом, когда ВСЕ пойдут.

Короче, дефектолог готова была расцеловать девочку Дж., которая одна её поняла и поддержала.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

А девочка Дж. - и надо мной успела приколоться!

Сижу на пуфике в игровой комнате стационара, беседую с воспитательницей.

И тут кто-то сзади меня обхватывает и рычит: "Урррр!"

Подскакиваю от неожиданности и выкрикиваю:

- О, Господи!

И... чья-то мелкая рука ложится мне на плечо, а веселый детский голос говорит:

- Что, дочь моя?

Хаааа! Девочка Дж. - даже так умеет? И, е-мое, шутка реально удалась!

А позабавила не только её непосредственность, а еще и факт, что сама-то девочка Дж. в этом "плане" - нууу, как бы... немножко другого "направления".

А еще понравилась её смелость, которая вовсе не кажется наглостью и отнюдь не пахнет панибратством. Просто такой вот лёгкий характер у человека.

А нам, согласитесь, порой в жизни не хватает именно таких лёгких и приятных людей.

Вот и пожелаю всем легкости и чего-нибудь приятного.

Буду рада Вашим верным визитам, добрым лайкам и новым подпискам