Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Закрытые ставни" (Италия) и "Хейди" (Швейцария): забытые фильмы

Закрытые ставни / Persiane chiuse. Италия, 1950. Режиссер Луиджи Коменчини. Сценаристы: Массимо Мидас, Джанни Пуччини, Франко Солинас, Серджио Соллима. Актеры: Массимо Джиротти, Элеонора Росси Драго, Джульетта Мазина и др. Мелодрама. Премьера: 12.03.1951. Прокат во Франции: 0,8 млн. зрителей. Сандра ищет пропавшую сестру Лючию, которая, как оказалось, работает на сутенера… После коммерчески весьма успешной комедии «Император Капри» Луиджи Коменчини снял мрачную мелодраму «Закрытые ставни», не имевшую значительного успеха у зрителей. В год выхода этой картины в итальянский прокат отзывы прессы были сдержанными. В частности, отмечалось, что «авторы ограничились попыткой — не всегда успешной — создать задымлённую, искусственную атмосферу и прибегнуть к решениям, характерным для приключенческих фильмов. … В заведениях и переулках «Закрытых ставней» много дыма и тайн; среди них есть множество людей, которым позавидовали бы самые хорошо укомплектованные тюрьмы. Но что лежит в основе этой тай

Закрытые ставни / Persiane chiuse. Италия, 1950. Режиссер Луиджи Коменчини. Сценаристы: Массимо Мидас, Джанни Пуччини, Франко Солинас, Серджио Соллима. Актеры: Массимо Джиротти, Элеонора Росси Драго, Джульетта Мазина и др. Мелодрама. Премьера: 12.03.1951. Прокат во Франции: 0,8 млн. зрителей.

Сандра ищет пропавшую сестру Лючию, которая, как оказалось, работает на сутенера…

После коммерчески весьма успешной комедии «Император Капри» Луиджи Коменчини снял мрачную мелодраму «Закрытые ставни», не имевшую значительного успеха у зрителей.

В год выхода этой картины в итальянский прокат отзывы прессы были сдержанными. В частности, отмечалось, что «авторы ограничились попыткой — не всегда успешной — создать задымлённую, искусственную атмосферу и прибегнуть к решениям, характерным для приключенческих фильмов. … В заведениях и переулках «Закрытых ставней» много дыма и тайн; среди них есть множество людей, которым позавидовали бы самые хорошо укомплектованные тюрьмы. Но что лежит в основе этой тайны и кто стоит за этими людьми? Фильм об этом умалчивает» (Cinema. 61. 1.05.1951).

Спустя почти тридцать лет журналист и кинокритик Джорджо Гозетти оценил эту картину иначе, подчеркнув, что Коменчини использовал в «Закрытых ставнях» «спонтанный стиль, реалистичное повествование, свободное от самодовольства и морализма, с большим уважением к классической драматургии, стиль, который уже современен, любопытен и индивидуален» (Gosetti, 1988).

В самом деле, «Закрытые ставни», несмотря на свою явную мелодраматичность, перекликается с голливудским noir и аналогичного рода литературой на криминальную тему, где «образы преступлений подаются с помощью избирательных отсылок к темным, деградировавшим, сырым и вонючим пространствам американского жанрового кино, которые перекликаются с деградировавшим городским контекстом Турина, опустошенного бомбардировками и тяготами военных лет» (Gosetti, 1988).

На мой взгляд, «Закрытые ставни» стали для Коменчини своего рода прелюдией к его следующему фильму – «Торговля белыми рабынями» (1952).

Киновед Александр Федоров

-2

Хейди / Я вернулся за тобой / Heidi / Son tornata per te. Швейцария, 1952. Режиссер Луиджи Коменчини. Сценаристы: Ричард Швейцер, Уильям Михаэль Трайхлингер, Луиджи Коменчини (по роману Йоханны Спири). Актеры: Генрих Гретлер, Эльсбет Зигмунд, Томас Кламет, Вилли Биргель др. Мелодрама. Премьера: 23.12.1952. Прокат во Франции: 0,8 млн. зрителей.

Малышка Хейди живет со своим дедушкой в швейцарских ​​Альпах, но потом попадает в дом своей строгой тетушки, где ей приходится приспосабливаться к новой жизни…

В 1880-1881 годах швейцарская писательница Йоханна Спири (1827-1901) опубликовала свой сентиментальный роман «Хейди», который в 1937 году был экранизирован в Голливуде. В 1952 году роман Спири решил перенести на экран Луиджи Коменчини.

В этой мелодраме Луиджи Коменчини вновь обратился к своей любимой теме детства, его трудностей и проблем, конфликтов с миром взрослых. В «Хейди», снятой в Швейцарии, главная героиня проходила через жизненные испытания, которые только равнодушным взрослым могли показаться пустяковыми…

Сегодня «Хейди» относится к числу практически забытых фильмов Коменчини. В год выпуска в прокат картина не имела внушительного прокатного успеха, да и оживленной дискуссии в прессе она тоже не вызвала…

Киновед Александр Федоров