Найти в Дзене
Литерамания

Обзор книги Наринэ Абгарян «С неба упали три яблока»

Оглавление

Книга Наринэ Абгарян «С неба упали три яблока», вышедшая в 2014 году, собрала уже немало положительных отзывов. Это поэтическое и даже сказочное размышление о жизни и смерти, о добре, которое не громко заявляет о себе, а тихо согревает в моменты, когда все кажется потерянным. После "Манюни" и "Понаехавшей" читатель попадает в совершенно иной мир — в горную армянскую деревню, где каждое слово наполнено болью и надеждой. Это история о людях, умеющих жить в согласии с судьбой, даже если та не жалует подарков. Несмотря на внешнюю жесткость, многочисленные отсылки к войнам и голодным годам, она пропитана философией, которая помогает жить. Поэтому большинство читателей пишет о том, что книга позитивная, хотя повествует о таких вещах, которые лучше "не".

О чем книга?

Роман начинается с того, что пожилая женщина по имени Анатолия Севоянц решает умереть. Она спокойно приводит дом в порядок, кормит кур, надевает чистую одежду и ложится ожидать конца — ведь чувствует, что её время пришло. Однако смерть не спешит, и вместо ухода Анатолия получает вторую жизнь — не только в прямом смысле, но и в духовном.

Вокруг нее живет целый мир — крошечная горная деревня, где каждый житель хранит собственную тайну, боль и надежду. Мы узнаем о мальчике Акопе, видящем ангелов; о Василии, который осмеливается вновь полюбить; о женщинах, потерявших детей, и о стариках, которые ждут не смерти, а встречи с ушедшими. Всё переплетается — реальность и миф, быт и мистика, жизнь и вечность. В книге примечательный хронотоп: в горной деревне, отрезанной от цивилизации, время как будто остановилось и загустело, как смола. Поэтому читатель не может понять, когда происходят описанные события. Судя по намекам и датам, чуть ли не в 19 веке, однако городская линия событий уже уводит нас в современность. Исторические события тоже запутывают, а не проясняют. Если гуглить историю голодных лет, войн, горных обвалов, картинка не получается полной: все эти события не могли стать частью жизни одного героя. Но эта особенность - характеристика метода писателя. Магический реализм предполагает игру со временем и пространством. Не нужно дотошно анализировать даты и пытаться угадать контекст за пределами деревни. Это как Макондо у Маркеса, ее на карте нет. Зато есть напряженная и драматичная история одной страны, помещенная в рамках одной деревни. Все напасти и испытания, с которыми Армении приходится жить и не унывать, изложены в этой книге, но так емко и деликатно, что у читателя не возникает перегрузки. Он понимает интуитивно, что происходило, и проникается чувством, а не знанием.

-2

Истории, рассказанные Абгарян, похожи на древние сказания: простые, немного наивные, но до боли искренние. В финале мы видим несколько историй разных народов и конфликтов, в которых явно читается один призыв: Хватит, только не с моим сыном! Призыв к миру, попытка разорвать этот порочный круг насилия. Очень сильный финал, в котором читается общая надежда на мир для наших детей.

И как в старинной притче, в конце читателя ждут три яблока — одно тому, кто видел, другое тому, кто рассказал, и третье — тому, кто слушал.

Плюсы

Главное достоинство книги — поэтичный язык. Наринэ Абгарян пишет так, что чувствуешь запах трав, вкус свежего хлеба и тепло солнца на горных камнях. В каждом предложении — любовь к людям, к земле, к памяти. Её слог прост, но глубок, и даже в самых трагических сценах зажигается свет.

Второе — атмосфера. Деревня Маниш-Кар — почти живое существо: со своими запахами, ритуалами, легендами. Автору удалось передать не только колорит армянской жизни, но и универсальные чувства — тоску, сострадание, благодарность.

-3

И наконец, книга учит видеть чудо в обыденном. Даже в старости, болезни, одиночестве герои находят повод улыбнуться, поделиться хлебом, вспомнить доброе. У пожилых героев находится опора в дружбе, родственных узах, даже в любви, для которой никогда не поздно. Это светлая философия, не сентиментальная, а мудрая.

Минусы

Однако не всем читателям роман даётся легко. Тем, кто привык к динамичному сюжету, может показаться, что повествование медленное, дробное: автор часто перескакивает между временами и героями. Из-за этого теряется цельность, особенно в начале.

Некоторые читатели отмечают избыточную меланхолию: слишком много смертей, горя и потерь, чтобы воспринимать текст как «утешительный». Мистика иногда кажется надуманной, особенно если воспринимать роман буквально, а не как притчу.

-4

Но, пожалуй, эти недостатки — не промах автора, а часть ее замысла: ведь жизнь редко течет прямо и ясно, в ней всегда есть и свет, и тень. И наше восприятие жизни тоже дробное, не линейное. Мы всегда видим лишь ничтожную часть того, что происходит, и не помним львиную долю того, что этому предшествовало.

Смысл книги

Абгарян создала притчу о жизни и принятии. Её герои не борются с судьбой — они живут, любят, терпят и ждут. В их смирении есть сила, а в их страданиях — смысл. Автор словно напоминает: даже в бедности, болезни, одиночестве можно быть счастливыми, если живы доброта и память. Да, в жизни много испытаний и потерь, но окончательности в смерти нет: каждый человек продолжает жить в воспоминаниях тех, кому был близок и дорог. Пока мы помним парня, что впервые сказал: "Подними голову, ты красивая!" - он не ушел, даже если его забрала война. Пока мы вспоминаем бабушкин пирог, она живет вместе с нами. Мы пускаем корни и разбрасываем семена своими добрыми поступками и словами. Поэтому у каждого есть возможность продлить себя. Если эта память светлая, хорошая, то жизнь прожита не зря, а в смерти такой человек найдет не забвение, а новый уровень бытия. Пусть физически его нет, но морально, духовно он продолжить жить в тех делах и словах, которые посеял. Это жизнеутверждающий смысл, который так необходим в трудные времена. Так что если вы благодарны кому-то, кто ушел, почаще о нем думайте - тогда получится, что в каком-то смысле он находится вместе с вами. Ведь и в нашем бытие есть место магическому реализму, так как мы живем не фактом, а его трактовкой. Мы воспринимаем информацию о мире через ощущения, а не напрямую. А ощущения дают простор для интерпретации.

-5

Название книги — древний символ благодарности. Три яблока, упавшие с неба, — награда за то, что история рассказана, услышана и понята. Это и есть главный посыл романа: пока мы слушаем и рассказываем друг другу о жизни, мир не умирает.

Вывод

«С неба упали три яблока» — книга, которую не читают наспех. Она требует тишины, зрелости и внутренней готовности услышать простые истины. Да, в ней мало действия, но много души; мало событий, но бесконечно много жизни. Это произведение не столько о смерти, сколько о чуде выживания — о том, как человек, пройдя через боль, всё же остаётся способным любить. И, возможно, именно за это — за тихое напоминание о ценности каждой прожитой минуты — с неба и падают три яблока.

А каковы ваши впечатления о книге? Делитесь ими в комментариях и, конечно, подписывайтесь, чтобы чаще думать о том, что читаете)