Герой этого романа Император Лето , который управлял своей империей четыре тысячи лет. За время своей власти он обрел колоссальный опыт управления своей империей о котором не написать, и не восхититься просто невозможно.
Император считал, что власть привлекает тех, кто склонен к разложению, подозревал любого , кто искал власти. И предоставлял власть только тем, кто упорно от нее отказывался.
Необычно то, что армия у него была женская и объяснял он это тем ,что верность в мужской армии направлена на саму армию, а не на общество, которое содержит эту армию.Верность в женской армии направлена на ее вождя.Достаточно одного слова Лето , и женщины разорвут на куски любого обидчика.В этом у него не было никаких сомнений , что они сделают все что он пожелает и никакая опасность не остановит это воинство, потому что для них Император Лето был Богом.Единственным мужчиной в женской армии был их начальник Дункан, которого Император возрождал в течении четырех тысяч лет, с помощью хитроумных тлейлаксу ,из исходного клеточного материала.
Минусом мужской армии Лето считал то, что мужчины склонны разделять общество на классы."Стратифицированное общество- это открытое и конечное окончательное приглашение к насилию.Такое общество не рассыпается , оно взрывается"- говорил Император. А в женской армии плюсом является то , что женщины делают общее дело, основываясь на своей половой принадлежности, на том что стоит выше всех классовых различий.
Так как в течении всего правления люди жили в его Вселенной в мире и не было воин, то ему нужны были такая армия, которая ценила бы жизнь и хотела ее сохранить.А кто как не женщина знает цену жизни , когда рожает ребенка!
Любопытное мнение у императора было об искусственном интеллекте.Он считал,что хорошо настроенная машина может быть гораздо полезнее живого слуги так как машина не позволяет себе отвлекаться на эмоции. Но при этом в своей Империи он запрещал производство роботов и компьютеров. Одним только жителям планеты Икс было разрешено заниматься робототехникой, так как он любил творческих людей и тайно приобретал у них новые разработки.Про то , что происходило на планете Икс он говорил:"Всегда есть границы нашего выбора,места, где я не могу вмешиваться в ход событий."
При всем уважении к иксианцам за их способность мыслить, а значить и творить он их боялся.Он остерегался их изобретений , потому что он считал что есть вещи,которые люди не должны изобретать.Он понимал, что иксианцы могут создать катастрофу, а его миссия как Правителя уберечь человечество от постоянного состязания между изобретениями и катастрофами.
За четыре тысячи лет жизни Лето было трудно чем удивить , а иксианцы были теми людьми ,которые изобретали что-то новое. Только новое могло удивить Императора , а удивление - это тот импульс, который давал Лето радость жизни.
Свои подданным Лето говорил, что" машина не может предвидеть каждую проблему, важную для живого человека.Существует большая разница между дискретным пространством и непрерывным континуумом.Мы живем в одном пространстве,а машины существуют в другом"
Что такое дискретное пространство- это пространство , все точки которого изолированы друг от друга в некотором смысле. Континуум-это непрерывное многообразие. Что нам пытается донести Фрэнк Герберт словами своего героя ? Что машина - это машина, а человек - это человек. Человек недолжен уподобляться машине.Иными словами не опускать свое пространство до уровня машин.Держать свою высоту!
А что сейчас происходит в нашем мире: люди бояться проявить свою индивидуальность, не все конечно, но многие.Если человек одел яркую,необычную одежду , то его сразу записывают в " городского с ума сошедшего". Посмотрите фото квартир , выставленных на продажу в авито.Там интерьеры квартир все однообразные как будто в них живут не люди, а роботы . Единственная квартира мне запомнилась среди этой серой массы-это в которой на кухонном фартуке стоял яркий поднос на черном фоне которого были нарисованы яркие цветы. В детстве я любила ходить в гости к своим подружкам и у каждой из них в интерьере было что-то особенное.У подруги Лены стоял как у всех круглый стол по центру, сервант сбоку, но на окнах висели велюровые , бардовые шторы с помпонами, огромное старинное зеркало в пол.У другой подружки тоже в зале тоял круглый стол и сервант с диваном , но в углу стояла огромная пальма в кадке.У подружки Гали тоже стоял круглый стол по центру в зале , но накрытый белой вышитой скатертью.На стульях и диване были надеты белые хлопчатобумажной чехлы, на стенах картины ,вышитые крестиком мамой Галины, на полу лежали розовые дорожки- все это выглядело тогда, по моему мнению, старомодно, но интерьер имел свое лицо.
Подобное притягивает подобное , и можно жить рядом с соседом как в параллельных мирах и не пересекаться с этим человеком в подъезде. Так и мир машин и мир человечества возможно может существовать визуально рядом,но не пересекаться, но только с тем условием ,чтобы мы не относились к себе как к машинам и сохранили в себе человечность, сохранили в себе чувство прекрасного, индивидуальность. Пока мы ведем себя как люди, пока мы совершаем человеческие поступки, пока мы способны быть не предсказуемые , иметь свое мнение, уметь мыслить, а значить и творить -искусственный интеллект не сможет управлять человечеством. Я лично так понимаю слова , сказанные Императором Лето.
Интересно как Император Лето реагировал на мятежников.На критику в свой адрес , что он не контролирует мятежников , он отвечал,что " контролировать надо финансы и суд, все остальное сделает чернь". Он считал, что все мятежи ординарны и до бесконечности скучны, что революции восстания скроены на один манер.Движущей силой мятежников являются пристрастие к собственному адреналину и жажда личной власти.
Начальник придворной стражи Дункан требовал не отдавать инициативу в руки радикальным элементам.Такое мнение вызывало усмешку у Лето , так как он считал, что радикалы вырастают в его Империи каждое поколение и нет никакого смысла их останавливать. Лето говорил Дункану:"Радикалов стоит бояться только тогда, когда ты пытаешься их подавить.Напротив, ты должен показать , что готов воспользоваться лучшим из того ,что они могут предложить.Радикалы все упрощают - для них существует только белое и черное, добро и зло, мы и они.Обращаясь таким образом со сложнейшими проблемами , они разрывают порядок вещей и порождают хаос.Искусство правления и заключается в умении управлять хаосом".
"Никто не может управлять неожиданностями"- говорил Император.
Так вот почему в детских садах, школах, университетах так строго следят за прогулами.Если мамочка не повела ребенка в садик , то обязательно с нее будут требовать на следующий день справку от врача,что ребенок здоров . Если студент умный , но иногда прогуливает, то ему не реально сдать хороша сессию, а вот если студент не очень умный, но дисциплинированный и не пропускает лекции , то ему троечки с натягом поставят в зачетке.А почему так система в нашем мире работает?Да просто чтобы даже и думать не могли про неожиданность.
У Императора был свой метод подбора администраторов. Самых лучших он на ходил среди кого, как вы думаете?Вы удивитесь... Лучших он находил среди .мятежников. Особенно он выделял принципиальных людей.
Его администраторы обладали неподкупностью, проницательностью, умом, УМЕЛИ ПРИЗНАВАТЬ СВОИ ОШИБКИ И БЫСТРО НАХОДИТЬ РЕШЕНИЕ."Отличительные качества хорошего администратора- это умение делать выбор немедленно и обычно это вполне рабочее решение. А плохой администратор колеблется, виляет,созывает комиссии,требует исследования вопроса и докладов.С таким подходом уходит время и создаются серьезные проблемы.Плохой администратор больше сосредоточен на докладах, чем на решениях.Он хочет , чтобы все было записано ,чтобы представить бумагу в качестве оправдания ошибки".
Как поступает хороший администратор?
" Он не солжет,если его устный приказ привел к нежелательным последствиям, и окружает себя людьми, которые способны мудро действовать на основе его устного приказа.Очень часто важной информацией обладает сообщение ,что что-то не в порядке.Плохой администратор скрывает свои ошибки и тянет до тех пор, пока не станет слишком поздно исправить их".
Император говорил о своих подчиненных , что они люди решений и что " самое трудное для тирана - это найти людей , действительно способных принимать решения"
Как это перекликается с нашей эпохой. Во время Великой Отечественной войны очень часто командиры боялись сообщать о своих ошибочных действиях . При защите Сталинграда надо было удержать овраг в одной деревне ,чтобы по нему не прошли немцы к городу.Долгое время командир скрывал от командования , что овраг не удалось удержать и по нему проходят немцы. Когда приехал маршал Чуйков в Сталинград и узнал об этом, пишут что хорошо он " огрел" этого офицера. А при защите Мамаева Кургана тоже один командир доложился , что высота взята нашими, хотя это было полной ложью.В результате артиллерия перестала бить по Мамаеву Кургану, чтобы не задеть наших и пехота штурмовала высоту без поддержки артиллерии.При чем немцы засели в железобетонных нефтяных баках , которые по крепости были не хуже дзотов. Там по хорошему должна бомбить по этим бакам авиация с артиллерией , а потом уже идти штурмовики.Огромное количество погибших солдат, только потому что командир совершил ошибку и скрывал ее от командования.
При чтении романа мне было не понятно почему наряду с высокими технологиями основное население жило бедно.В деревнях люди так экономили ткань для одежды, что она им была просто мала и стесняла их в движении.Такое было ощущение, что люди сами того не ведая надевали на себя смирительные рубашки. Население не имело личного транспорта.Первый министр Императора объяснял это тем,что нацией,которая передвигается пешком легче управлять.И сразу приходит на ум мысль о том: а почему это в наше время такой дорогой бензин , и почему это у нас такие дорогие автомобили?
Мир-это то, чем гордился Император. Не так легко править Империей в которой тысячи лет был мир, причем народ в своей массе был агрессивен.Император объяснял это тем, что" мир порождает агрессию, поощряет ее. Мирное поведение есть поведение побежденных. Это положение жертвы.Жертвенность порождает агрессию ".
Какой метод против агрессии применил Император Лето?-"Это спокойствие, удобренная почва для создания жестко отдаленных друг от друга классов и многих других форм агрессивности"
В нашем мире тоже до какого-то времени , например, жили себе люди в Африке,а потом кто-то им дал транспорт в виде кораблей и они приплыли в тихую,мирную Европу.Кто-то взял и соединил народ из разных миров: людей, которые жили рядом с дикой природой,умеющих охотиться,физически сильных и рафинированных европейцев. И что получилось в результате ?- Агрессия.И теперь народам Европы изобретают врага против которого можно эту агрессию направить,чтобы она не осталась в самой Европе.
Поэтому я думаю,что Император Лето мудро поступал, расселяя людей в своей Империи ,по разным землям и планетам, давая возможность каждому народу самостоятельно проходить путь своего развития, учитывая индивидуальные особенности своего народа.
Самые очаровательные страницы в романе были конечно же о любви Императора к Хви Нори. Эту девушку создали хитроумные иксианцы из клеток ее дяди и воспитали так, чтобы она могла втереться в доверие к Лето и обмануть его.В Хви было невозможно не влюбиться:" она была неизбежной реальностью, такой земной и такой первобытной,что ее нельзя было выразить никакими словами".Она была полная противоположность всему механическому и бесчеловечному.
" Между сверхчеловеком и не- человеком,для меня появилось маленькое пространство человечности. Я-человек.И я благодарю тебя, моя нежная и любимая Хви, за это пространство"- говорил он своей невесте.
В конце романа Фрэнк Герберт выразил мысль : " Мы - не люди,идущие своим путем, мы - первичные элементы, связывающие воедино один отрезок времени с другим.Когда же мы проходим, то все,что остается позади нас, рассыпается, становясь ничем, то есть тем,что очень напоминает не- пространство иксианцев.Это никогда не становится тем же , чем оно было до нашего появления"
Очень глубокая мысль как и сам роман.Радует,что прошлое рассыпается , а то многие любят копаться в прошлом, анализировать свои ошибки , винить себя.Лучше идти дальше , оставляя свет от своих следов на узелках времени.
,
,
Он"