Найти в Дзене

СОБАЧЬЯ ЖИЗНЬ

Что вы чувствуете, когда видите пса на привязи? Будка, цепь, собака – у меня все это раньше вызывало только грусть. До встречи с Тотохой.  Печальная, казалось бы, судьба: сидит лохматое создание на улице в любую погоду и зимой, и летом. От дождика, ветра и нестерпимого южного зноя прячется в конуру, ест только тогда, когда хозяйка вынесет. Это вам не домашний пёс, которого ежедневно заглаживают - залюбливают - закармливают, он другой и жизнь у него – другая. Но есть нюанс: Тотоха абсолютно счастлив, и его история - тому подтверждение...  Года четыре назад у родителей мужа пришло время перекрывать крышу дома, и мои свëкор со свекровью из своего посёлка отправились за материалами в Пятигорск. К слову, собаки при их доме жили всегда, в частном секторе это необходимость. Последний пёс умер от старости за несколько месяцев до этого, и они всерьез задумывались о новом "стороже", но в окру́ге подходящего не находилось.  В Пятигорске, выбирая на складе кровельный материал, они обратили вниман

Что вы чувствуете, когда видите пса на привязи? Будка, цепь, собака – у меня все это раньше вызывало только грусть. До встречи с Тотохой. 

Печальная, казалось бы, судьба: сидит лохматое создание на улице в любую погоду и зимой, и летом. От дождика, ветра и нестерпимого южного зноя прячется в конуру, ест только тогда, когда хозяйка вынесет. Это вам не домашний пёс, которого ежедневно заглаживают - залюбливают - закармливают, он другой и жизнь у него – другая. Но есть нюанс: Тотоха абсолютно счастлив, и его история - тому подтверждение... 

Года четыре назад у родителей мужа пришло время перекрывать крышу дома, и мои свëкор со свекровью из своего посёлка отправились за материалами в Пятигорск. К слову, собаки при их доме жили всегда, в частном секторе это необходимость. Последний пёс умер от старости за несколько месяцев до этого, и они всерьез задумывались о новом "стороже", но в окру́ге подходящего не находилось. 

В Пятигорске, выбирая на складе кровельный материал, они обратили внимание на чёрную взрослую собаку, за которой, ковыляя и переваливаясь, семенил крошечный кутëнок. Малыш плëлся на своих коротеньких толстых лапках, то и дело смешно сваливаясь на пузико и утыкаясь мордочкой в землю. 

– Вот бы нам такого, смотри, какой славный! Иди сюда, кроха, – свекровь с восторгом смотрела на щенка. 

– Этого не взять, мать не даст, – оценив обстановку, ответил свëкор. 

Женщина попыталась приманить малыша, но он прятался за спину мамки и к людям не шёл. Зато его родительница внимательно и оценивающе наблюдала за действиями людей, вслушивалась в их спокойные добрые голоса, а потом развернулась и ушла, уводя малыша за собой. 

Спустя час, когда кровельные листы были куплены и завершалась их погрузка в машину, собаки появились снова. Только теперь кутëнок уже не прятался, он шел рядом с матерью. Она довела щенка до людей и, отойдя немного в сторону, стала наблюдать за всеми со стороны. Женщина подошла к малышу, взяла его на руки – он умещался на одной ладони – и оглянулась. Собака стояла неподалёку и смотрела на них. Убедившись, что её ребенок согласился остаться с людьми, она развернулась и, не оглядываясь, ушла прочь. 

Как она объяснила ему, что так надо, так лучше, что она ему сказала на их собачьем языке – тайна. Несомненно одно: она пристроила своего малыша в добрые руки. 

Щенка привезли в дом. Он быстро освоился, лихо носился по участку, ел все, что давали и почти сразу стал строить себе "домики": находил укромное место, непонятно откуда натаскивал туда тряпки, а потом, довольный результатами своего труда, лежал в этом ворохе. Через несколько месяцев озорник начал вытаптывать грядки, и хозяева решили, что пришло время посадить его на цепь. 

По их многолетнему опыту, когда собаку привязываешь, она поначалу очень сопротивляется и грустит. Тотоха же, получив ошейник, цепь и будку, вдруг из озорного глупого щенка-подростка в мгновение ока превратился в важного и гордого своей миссией пса. Надо было видеть эту с достоинством вытянутую шею, этот серьезный взгляд, эту солидную осанку! Люди смеялись от всей души, глядя на него, а он вилял хвостом, восседая у своего собачьего домика. Так и вспомнился всей семье булгаковский Шарик: "Ошейник все равно что портфель... Я вытащил самый главный собачий билет..."

Тотоха. Присел перед прыжком радости.
Тотоха. Присел перед прыжком радости.

С тех пор чëрный, среднего размера, остроухий и крепкий пёс охраняет дом своих людей. Службу он несёт гордо, со знанием дела. Завидев хозяев или их гостей, он радуется: прижимает уши, виляет хвостом и весело крутится, словно танцует. Лает Тотоха только по делу: если надо оповестить домашних, что кто-то идет или если он видит дым. Из-за такого ответственного подхода к службе шашлык во дворе всегда готовится под звук его голоса.

Иногда хозяин спускает пса с цепи, чтобы тот побегал по степи, что расстилается за домом. Тотоха принимает это радостно, но как можно скорей стремится вернуться в свой двор: дом есть дом. Бывает, каким-то чудом он умудряется отвязаться, и тогда снова по всему двору непонятно откуда появляются тряпки, а грядки теряют свою "порядочность". И всегда, когда хозяйка приносит ему еду, он с благодарностью и искренней собачьей заботой вылизывает её руки. 

Так и живёт в ставропольском посёлке добрейший пёс, названный младшей внучкой Тотошкой. И пусть на цепи, но живёт он свою собачью жизнь счастливо, никого не кусает и всем радуется. Оно и неудивительно, мы ж помним, что "собака бывает кусачей только от жизни собачей", а это не про Тотоху. Его собачья жизнь очень даже счастливая. 

©Виктория Князева, 25.10.2025 г., Ставропольский край.