Продолжаю серию статей, которые поясняют картины, которые я подготовил для выставок (одна из них намечается в "Центре художника Константина Васильева", в Москве; другие по побережью). И пятая картина: "Перун и поход русов", она служит иллюстрацией к легендам из "Вед Руси", о походах русколан в Закавказье, в Персию, либо о походах асеней в Китай за Тань-Шань... Ниже даю — полный выставочный вариант (выше он обрезан для оформления статьи)...
Громовержец Перун
О Перун, грозный бог славян, твоё имя дрожью разносится по лесам и полям! В сердце каждого, кто слышал легенды о тебе, отзывается страх и благоговение. Ты — повелитель молний и грома, чья ярость очищает землю от скверны. Твой гнев — это буря, сметающая всё на своём пути, но за ним всегда приходит исцеляющая свежесть, дарующая жизнь и плодородие. Ты — предводитель воинов, их непоколебимый союзник в битве, символ мужества и доблести. Вспоминая о тебе, мы ощущаем силу предков, их неукротимый дух, что живёт в каждой капле дождя, в каждом раскате грома, напоминая о твоём вечном присутствии
Почтим Перуна, как бога-воителя, чья мощь трепещет в самом сердце Мироздания. Представим его, восседающего на спине Орла Громовержца, – не просто птицы, а воплощения самой бури, ярости небес, самой Сварги. Он повергает зло, драконов Иномирья... Лик Перуна суров, но в глубине глаз таится боль и сострадание к каждому воину, павшему в бою. Он — защитник, опора, к нему обращены — моления в час отчаяния. Когда Перун проносится в небесах, земля содрогается, а капли дождя в грозу — это слезы его скорби по ушедшим героям. Он — не просто бог, он — отец, вечный страж, чье сердце навеки связано с судьбой тех, кто сражается за правое дело. Его гром — это отголосок тех битв, что навсегда останутся в памяти потомков его, — русов-воинов, сварожичей.
Исторический комментарий:
Перун — грозный Бог, но Он же в «Велесовой книге» — Бог милостивый и всеправедный. Перун милостив к почитающим Его и грозен для врагов Руси.
Сохpанилось немало сведений о Пеpуне. «Повесть временных лет» так рассказывает о культе Перуна: «Начаша къняжити Володимер в Кыеве един. И постави кумиры въне двора теремьнаго: Перуна деревяна, а главу серебряну, а ус злат...»
Перуном клялись русские дружинники. В 907–911 годах (после похода князя Олега на Царьград-Константинополь) между Русью и Византией был подписан мирный договор: «Цесарь же Леон с Александръм мир сътвориста с Олегъм... целовавъше сами кръст, а Олега водивъше на роту и мужа его по Руському закону и кляшася оружиемъ своимъ, и Перунемъ, богемъ своимъ, и Волосемъ, скотиемъ богемъ, и утвердиша мир».
Последний договор Руси 971 года, до официального принятия христианства, также был скреплён клятвой русскими богами: «Аще ли тех самых (условий) преже речённых не съхраним... да имеем клятву от Бога, в нь же веруем, и от Перуна, и от Волоса, скотия бога... и своимь оружиемь да исечени будем...»
Перун упоминается во многих церковных поучениях против язычества IX–XII веков — в «Слове об идолах», «Слове Христолюбца», «Слове Иоанна Златоуста». Перун Громовержец под именем Перкунаса известен у литовцев и латышей. В сказках прибалтийских народов противником Перкунаса часто выступает Вельняс (Велинас), убегающий от грозного Громовержца.
Не всегда изображали Перуна одноглавым. Прибалтийские славяне, согласно свидетельству Саксона Грамматика, поклонялись пятиглавому кумиру Поренуцию-Перуну. Четыре лица он имел на плечах, а одно на груди.
Капища Перуна обычно ставились на холмах, где ему приносили жертвы. В летописи за 944 год приведено такое описание: «И наутрия призъва Игорь сълы (греческие) и приде на хълм, къде стояше Перун, и покладоша оружие своё, и щиты, и злато...» Капище с величественной статуей Перуна было в Киеве, а также и в Новгороде. Память о Новгородском святилище Перуна удержалась до XVII века. В 1654 году путешественник Адам Олеарий писал: «Новгородцы, когда ещё были язычниками, имели идола, называвшегося Перуном, т.е. богом огня, ибо русские огонь называли Перун. И на том месте, где поставлен этот их идол, построен монастырь, удержавший имя идола и названный Перуновым монастырём. Божество это имело вид человека с кремнем в руке, похожим на громовую стрелу (молнию) или луч. В знак поклонения этому божеству содержали неугасимый ни днём, ни ночью огонь, раскладываемый из дубового леса, и если служитель при этом огне допускал огню потухнуть, то наказывался смертью».
У кельтов бога грозы звали сходным образом: (P)erkynia. Прозвище индийского бога грозы Индры Parjanya — также является разновидностью имени бога Перуна. Заметим, что в «Ригведе» упоминается и бог Параджанья (Parjanya) — бог грозовой тучи, отличный от Индры, но неразрывно с ним связанный.
Ныне, в месяц овсень и в Дыев-день (24 ноября) славяне поминали бога Дыя-громовержца (он же и Патер Дый, или у латинян Юпитер), дочь его Дива — богиня грозы и супруга Перуна. Посему Перун также почитался и богом планеты Юпитер... Главный же праздник Перунов-день — 2 августа (новый стиль).
+++++
Подписывайтесь на Дзене, а ещё на резервные каналы: В Ютубе; в Rutube; во Вконтакте; в Телеграме
Заказать книги Александра Асова можно в Wildberries или в Ozon, а ещё в Читай-городе .
Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси, а также "Сказания славян".