Могущественный род, берущий своё начало от Уйшина Майкы бея, распространился среди татарских племен и родов, объединенных Чингисханом. Имя этого рода — Уйшин, оставило глубокий след в этнической истории современных татар, казахов, каракалпаков и ногайцев.
Автор - Марсель Ахметзянов (перевод с татарского языка отрывка из книги автора "Нугай Урдасы")
Легендарный Майкы бей
В научной литературе пока не обсуждается место племени Уйшин в татарской этнической истории. Однако, несмотря на это, проблема не исчезает и продолжает существовать. Сбор генеалогических сведений о татарах показывает наличие интересной информации, связанной с Уйшином Майкы беем. Особенно примечательно, что имя этого древнего персонажа — Байкы бей — сохранило свою форму с XIII века. Также имеются записи в форме Майкы би.
Первые исторические упоминания о личности Майкы (Байкы) бея встречаются в книге «Джами ат-тауарих» («Собрание историй»), написанной на персидском языке историком XIV века Рашид ад-Дином. Он называется предводителем племени Хушин. Байкы был главой тысячи человек, переданных хану Джучи, сыну Чингисхана, а затем начал служить хану Батую. На склоне лет он оставил службу, оставив вместо себя человека из племени Джурьят (Җурьят) по имени Ельдеке.
Позднее потомки Майкы (Байкы) также были среди мурз Казанского ханства, и их родословные сохранялись до XX века. Одну из версий зафиксировал известный татарский историк Шигабутдин Марджани:
«В Мамадышском мозафате есть известное село Олуг Саба (Старые Сабы) и Байлар Саба (Богатые Сабы). Старую каменную мечеть построили следующий её житель: Мөнасыйб бине Габделхалик бине Мөслим бине Мәскәү бине Сәйед бине Бимаҗ бине Тамай бине Акъмаз бине Галькәй бине Әйүб бине Дәүләтҗан хафиз бине Йосыф бине Йагъкуб шәйех бине Рамазан бине Нурыш би бине Байкы би».
Он построил эту каменную мечеть по разрешению муфтия Мухамеджана бен аль-Хусейна в 1212 (1797) году.
В селе Средние Саба еще до середины XX века жили Байкеевы, происходящие от Байкы би. Один из Байкеевых основал деревню Иж-Байки, относящуюся к современному Агрызскому району, в первой половине XVII века. По словам старожилов деревни, он пришел из града Болгар (по материалам археографической экспедиции 1976 года).
В научных исторических записях также есть сведения о роде Майкы (Байкы) в документе, предоставленном казанским историком Ахметом Булатовым:
«Габделхәмид бине Динмөхәммәд бине Шыгай бине Мәмәт бине Акман бине Илкәй бине Дәүлә(т)җан хафиз бине Әйүб шәйех бине Хуҗа шәйех бине Йуллык шәйех».
«Мэмэт — это человек, основавший деревню Саба в Мамадышском районе Татарстана (жил в начале XVII века). Поэтому эту деревню называли "Мэмэт" как на русском, так и официально. Этот род произошел от духовных феодалов четвертой степени Казанского ханства, то есть шейхов. Второй предок Мэмэта, Давлетжан хафиз, был жив, когда русские захватили Казань. Возможно, именно из-за этих событий он не достиг второй степени. Он остался только в "хафизах" среди представителей пятой степени. Этот род, после того как Казанское ханство перешло под власть русских и утратило свои классовые структуры и официальные статусы, сохранил свою духовность почти до последней революции (то есть до революции 1917 года — М. А). Мэмэт из этого рода основал деревню Саба в современном Татарстане и создал для себя общину. Его сын Шыгай и внук Динмухаммад очень бережно хранили наследие Мэмэта. Внук Динмухаммәда — Габделхамид — обучился у известного ученого Шайеха баба в деревне Адай и стал имамом в своей деревне. У Габделхамида был сын Сайфулла, который был имамом и мударрисом в деревне Салавыч, сын Файзулла был имамом в деревне Саба, а сын Ахмер был мүэдзином в той же деревне. Сын Мухаммат был имамом в деревне Олугъяз (умер в 1860 году). У Сайфуллы был сын Мухәмметамин, который был имамом в деревне Наласа. Из этого же рода Габделвали также был имамом в деревне Саба. Каждый из них занимал важное место в национально-общественной жизни татар в свое время».
Вторая версия рукописи, хранящаяся в архиве Ризаетдина бине Фахреддина, дополняет историю рода Байкы би и помогает исправить некоторые ошибки в тексте. Впервые ее обнаружил историк Миркасим Усманов и опубликовал в своем труде. В этом труде родословная представлена на русском языке, мы ниже предлагаем ее в оригинале:
«Майкы би, его сын Нурыш (Турыш), его сын Кырык Садак, его сын Айуб. Во времена Айуба город Казань был захвачен русскими. У Айуба был сын Йосыф, у Йосыфа был сын Рамазан, у Рамазана был сын Йагкуб шейх, у Йагкуба шейха был сын Девлетйар хафиз. У Девлетйара хафиза был сын Улги, у Улги(Өлги) был сын Афаз, у Афаза был сын Тумай, у Тумая был сын Баймич, у Баймича был сын Сайет, у Сайета был сын Габдерахим, у Габдерахима был сын Мохсин, у Мохсина был сын Валит, у Валита был сын Асфандийар, у Асфандийара был сын мелла Гыйззәтулла, у мелла Гыйззатуллы был сын мелла Загидулла.
Асфандийарбине Валит сам написал эти слова: «В 1821 году, в июне, мы переехали из деревни Богатые Сабы Казанской губернии в казачью деревню Чиснакуфка Оренбургской губернии. Мы прожили в этой деревне 18 лет, затем некоторые из нас остались в деревне Каргалы, а некоторые — в деревне Чебенле. В 1839 году нам было предписано переехать из Чебенле. После этого мы немного побыли в Белёве (Биләү тамагы) и на расстоянии двадцати пяти верст от города Орск, в местечке под названием Дурт-кул (Четыре озера) получили землю для себя и обосновались там. Написал странник(фәкыйрь) Асфандияр. 1870 год».
Этот вариант указывает на то, что род Байкы би жил на Горной стороне в деревне Сорок-Сайдак (Кырык-Садак), а затем переселился в Казанский край, что также подтверждается документами. Во второй половине XVI века татары Горной стороны массово переселяются в Казань и окрестности. В настоящее время деревня Сорок-Сайдак относится к Буинскому району Татарстана. После захвата Казани известно, что из деревни Сорок-Сайдак переселился в деревню Мемдель в Казанском крае предок по имени Рыстмухаммет. Родословная Рыстмухаммета связана с родословной Майкы би.
В родословных важно отметить, что основателем современного села Сабы показывают как Майкы би или Байкы би как в древнем, так и в обновленном виде. В версии Шигабутдина Марджани древние имена записаны с небольшими искажениями. Например, там указано, что сын Байкы би зовется как Нурыш би. Известны тексты родословных царского рода Нурыш в районах Горной стороны, особенно в Буинске, Тетюшах, Апастове и других. Даже Ризаетдин бине Фахредин по отцовской линии связан с этой ветвью. Его предки поселились в нынешнем районе Альметьевск в XVII веке. Таким образом, можно утверждать, что роды Байкы би также переселились из Горной стороны в деревни районов Альметьевска и Лениногорска.
Род Уйшына на восточной части Татарстана
Род Байкы (Майкы) би распространился и в другие регионы Урала. Например, в 1974 году мы получили копию древней родословной из деревни Кзыл-Яр Бавлинского района Татарстана, находившуюся у Мирзахита Шириязданова. В числе записанных в родословной есть имена жителей татарских деревень на реке Ик: Байряка, Старый Турай, Ермекеево.
Текст родословной Майкы би, найденной в деревне Кзыл-Яр:
«Сначала наш предок Майкы би. Он жил на берегу реки Ука. Майкы би, его сын Колсары, его сын Шыйлак мирза, его сын Айтуган. Его первый сын Баеш, второй сын Байхуҗа, третий сын Ишкуәт, четвертый сын мелла Ишмухаммет, пятый сын Масгуд.
Наши предки Баеш и Айтуган пришли с берегов Яубазы. Они были князьями и мирзами. Масгут оставил княжество, обучил своих детей и сделал всех имамами. Также Ахмар был имамом в деревне Ермекей. Кроме того, Таджетдин также был имамом. Сын Ишкуата Ибрагим был меллой в Иске Турае. Его сын Губайдулла также был имамом в том же Турае.
Сын Губайдуллы, Габдельвали ишан был имамом и мударрисом в деревне Байряка.
Копировавший: Мирзахит бине Ширияздан бине мелла Хуснетдин».
Род Байкы (Майкы) би также распространился на Урале, и их родословные сохранились. В них имя Байкы представлено в форме Майкы, однако подчеркивается, что он был человеком, служившим Чингисхану. Согласно историческим данным, в труде Рашид ад-Дин Байкы би упоминается как бий (эмир) татарского племени Хушин. Этноним Хушин в истории позже сохранился в формах уйшун, уйсун, өшән, шөн, сон, сөн в этнонимии, топонимии и гидронимии. Например, у современных ногайцев — уйсин, у казахов — уйсюнь, уйшунь; у каракалпаков — уйшун; у киргизов — сары усэн и т.д.
Названия деревень на берегах реки Вятка (Нократ) в Татарстане, такие как Нижние Шуни, Средние Шуни, Верхняя Шунь имеют родство с этим этнонимом. Также эта историческая традиция отражается в названиях рек Сюнь в Татарстане.
Родословные, связанные с родом Майкы би, также сохранились среди татар Урала. Тексты этих родословных были написаны на татарском языке в XIX–XX веках и включены в несколько версий книги историка Р. Г. Кузеева «Башкирские шежере».
В книге Р. Г. Кузеева родословные Майкы би рассматриваются в связи с племенем Табын, которое осталось от татар Ногайской Орды, живущих на Урале. Это позволяет рассматривать происхождение нового этнонима в тесной связи с историей этих татарских государств. Поэтому мы считаем необходимым полностью представить тексты найденных родословных Майкы би.
Родословный Табынцев, найденные на Урале
Уйшины - это Табынцы
Татарское письменное наследие, о Майкы (Байкы) не противоречит сообщениям XIII века от историка Рашад ад-Дина. Очевидно, что существует связь между татарскими этническими корнями, что свидетельствует о стабильном сохранении исторической информации.
Подобные сообщения повторяются и в татарском литературном источнике XVII века «Дафтар-и Чингиз-наме». В татарских источниках подчеркивается, что Майкы би был из племени Уйшин. Топонимическая информация подтверждает то, что племя Уйшин (Өшен, Шөн, Сон, Сөн и др.) оставило глубокий след на территории Волго-Уралья.
В более поздних письменных источниках упоминается, что Майкы является основным предком племени Кара Табын. Это также неудивительно. Племена Табын с давних времен, начиная с эпохи Золотой Орды, оставили глубокий след как на востоке, так и на западе Татарстана.
На берегу реки Ик (Муслюмовский район Татарстана) сохранились татарские деревни Верхний Табын и Нижний Табын. В Атнинском районе в деревне Малая Атня (Кече Әтнә) в Татарстане на надгробной плите XVI века обнаруживается эпитафия, сохраняющая этноним племени Ак Табын, написанная известным писателем и личностью Гали Рахимом.
Некоторые диалектные особенности в речи народа Олы Әтнә подтверждают принадлежность табынцев к кипчакскому племени. Например, древних хозяев местные жители называют «ужалар», не понимая их социального статуса. Эта языковая особенность также более широко проявляется в деревнях Дубъяз и Кургузи (Карауҗа). Например, в речи местных жителей слова «хуҗа» — гужа, «ужа» — баҗа, «кәҗә» — кәжә, «юк» — жук, «су юлы» — су жулы, «кар яуган» — кар жауган; «печән» — песән, «почмак» — посмак, «чорма» — сорма, «кечерәк» — кесерәк и др. сохраняются до сих пор.
Кроме того, следы племени Табын сохраняются в эпиграфической надписи на кладбище в деревне Большие Яки (Олы Җәке) в Татарстане. На камне приведен следующий текст:
«Тарих тукуз йөз иллик тукызда һиҗри Ики Дабын Йәкимезди Суфый улы Харакай дар фанадин дар бәкайа рихләт кыйлды».
Эта короткая надпись является интересным источником как истории, так и истории языка. В ней отражено, что этноним Табын существует в форме Дабын, а также наблюдается переход звука к > х в начале имени Харакай. Когда на камне в Атне упоминается этноним Ак Табын, можно предположить, что термин Ике Дабын объединяет этнонимы Кара Табын и Ак Табын. Таким образом, не вызывает сомнений, что в 1552 году племя Табын проживало на территории от Атни до села Большие Яки.
В поисках столицы Табынцев (Якиевой даруги) на западе Татарстана
Теперь стоит упомянуть о связи текста надгробия с этнонимом «Ике Дабын» и родословной деревни Кургузи (Карауҗа) в Зеленодольском районе Татарстана. Деревня Кургузи расположена примерно в одном километре от Большие Яки. В письме к Ивану Грозному от июня 1551 года, написанном мурзами Ногайской Орды Юнусом и Гали, указано, что Большие Яки является центром «Якиевой даруги» («Җәке даругасы»).
Не зря на его кладбище сохранились надгробия XV—XVI веков. Большие Яки (то есть по старому имени Ике Дабын-Йәке) был крупным административным центром Казанского ханства. Самая старая плита датируется 822 годом по хиджре, что соответствует 1420 году нашей эры. Эта дата позволяет определить время прихода представителей племени Табын в Большие Яки (Олы Йәке).
Кто такой Карауджа?
Также стоит упомянуто о приходе племени Кара бека (би) в районы Средней Волги в 1380-х годах. В генеалогии деревни Кургузи предок обозначается как «Кара би», его сын — Карауджа (Карауҗа), его сын — Чураби, его сын — Чура батыр и т.д.
Одна из улиц Большие Яки до сих пор называется «Чураби урамы».
Давайте ознакомимся с более полным текстом найденной в Карауҗе родословной:
«Наш предок Кара бей жил в Казани, около Каравая. У него был сын — Карауджа (Карауҗа) (Кара хуҗа) дедушка, который переехал из Казани и основал деревню Кургузи. У Карауджа дедушки было трое сыновей.
Однажды к Караудже пришел путник за водой, и когда хозяин не дал ему воды, путник очень разгневался и ушел, сказав: «У вас не будет шести домов, не дойдёте числом до семи домов!»
После этого Карауджа сильно испугался и сказал своим сыновьям: «Вот вам три стрелы, стреляйте ими в три стороны, куда упадут ваши стрелы, там вы построите дом и деревню», — сказал он. Сыновья натянули луки и выстрелили. Стрела старшего сына упала на место нынешней деревни Яки, стрела второго сына упала на берег пруда рядом с деревней Кульбаш. Они основали деревни на этих местах.
Стрела третьего сына Чураби попала в место, называемую «яму Чураби» посередине деревни Большие Кургузи (Зур Карауҗа). Карауджа также пришел на это место со своим сыном Чураби и построил дом. Ранее существовала деревня Малые Кургузи, которая, подверженная проклятию, так и не распространилась.
Карауджа похоронен в «яме Чураби». Чураби был казнен за предательство Казанскому хану, ему налили в рот расплавленное серебро: «Вот тебе недостающее богатства, возьми!» — сказали они. Чураби продал секреты московскому царю. Его могила находится на новом кладбище деревни Большие Кургузи. У Чураби был сын — Чура батыр.
Чура батыр погиб в бою с войсками Ивана Грозного в Большом Кургуги. У Чура батыра был сын Ресмет, у Ресмета — сын Кадермет, у Кадермета — сын Гиззатулла и т.д. ...».
Некоторые факты, изложенные в этой родословной, а также имена отдельных личностей упоминаются и в татарском народном эпосе «Чура батыр», и в русских исторических летописях.
Чура-батыр - между реальностью, родословной и дастаном
Например, в летописях говорится о том, что Чура Нарыков был казнен в 1546 году за предательство хана Сафа Гирея и за ведение дел с Москвой. В дастане также подчеркивается, что Чура Батыр был татарином, пришедшим из Крыма.
Родословная Кургузи, камни в Большие Яки, а также название деревни Каратмень (Каратмән, Кара Төмән) подтверждают родственные связи этих деревень и то, что здесь проживают люди, происходящие от племен Кара и Ак Табын (то есть Ике Дабын).
История Чура батыра (хотя в родословной сказано, что он погиб) не заканчивается на этом. Материалы, найденные во время археографической экспедиции, организованной Саитом Вахиди в 1929 году в Минзелинском кантоне, также служат доказательством:
«...История о том, как Чура-батыр в Казани сразился с царем Иваном, а затем с целым войском пришел в Заказанье (Казан арты), основал деревню Наласа и оттуда пришел к Минзелинск, основав деревню Чураш, вместе с раскрытием множества исторических фактов, которые ранее были скрыты, занимает очень важное место в изучении восстаний татар против русского царства».
Также следует прокомментировать родословную Чура-батыра, написанную в деревне Бикбулово Минзелинского района, и включить её в эту книгу. Родословные этого батыра находятся в деревнях Большие Яки, Кургузи, Большой Күльбаш и Чурилино (Чүриле), а также известны в Ресмәт и Утяково (Үтәк). В общем, этот род распространен в Казани и на Казанской стороне.
Также можно считать род Туеш, находящийся в деревне Кякре Елга, которая входит в нынешний Азнакаевский район Татарстана, связан с Чура-батыром.
Кроме того, деревни Нижний Табын и Верхний Табын Муслюмовского района (соседи называют их «нугайцами») также родственно связаны с табынами на Казанской стороне. Не зря Чура-батыр и его соратники после захвата Казани обосновались именно в нынешнем Минзелинском районе. Масштаб этого переселения особенно хорошо виден в материалах Саита Вахиди.
Тексты родословных упомянутых Майкы (Байкы) бея основаны на эпиграфических надписях, гидронимах и топонимах, подтверждающих проживание татарских племен Уйшин и Табын вдоль Иделя и Урала, их предводителем является татарин — Байкы бей, и их язык также является татарским. Они никогда не были монголами или башкирцами, и всегда оставались татарами.