Найти в Дзене
Сеть трасс Автодор

Что такое «аварийно-опасный участок дороги»? Рассказывает автоэксперт

В Минтрансе и МВД собираются установить новый порядок и определить критерии выявления опасных участков дорог, а также разработать рекомендации, как эти участки устранять. Почему возникла такая необходимость и чем это грозит обычным автомобилистам? Для начала надо разобраться, что же такое - «аварийно-опасный участок дороги»? Этот термин был впервые прописан в 2016 году в законе «О безопасности дорожного движения». Итак, это отрезок протяженностью не более 1 км (за городом) или не более 200 м (в населенном пункте), где в течение года произошло три и более ДТП с пострадавшими одного типа или пять разнотипных аварий. При этом, если в аварии был зафиксирован ущерб только по «железу» (нет пострадавших и погибших), то она не учитывается. В комиссии входят представители администрации, Госавтоинспекции и дорожники. Они собираются регулярно, в том числе и для того, чтобы разобраться с очагами аварийности. И, если участок дороги официально признан аварийно-опасным, то немедленно проводится анал
Оглавление

В Минтрансе и МВД собираются установить новый порядок и определить критерии выявления опасных участков дорог, а также разработать рекомендации, как эти участки устранять. Почему возникла такая необходимость и чем это грозит обычным автомобилистам?

Для начала надо разобраться, что же такое - «аварийно-опасный участок дороги»? Этот термин был впервые прописан в 2016 году в законе «О безопасности дорожного движения». Итак, это отрезок протяженностью не более 1 км (за городом) или не более 200 м (в населенном пункте), где в течение года произошло три и более ДТП с пострадавшими одного типа или пять разнотипных аварий. При этом, если в аварии был зафиксирован ущерб только по «железу» (нет пострадавших и погибших), то она не учитывается.

В каждом регионе есть комиссия по безопасности дорожного движения.

В комиссии входят представители администрации, Госавтоинспекции и дорожники. Они собираются регулярно, в том числе и для того, чтобы разобраться с очагами аварийности. И, если участок дороги официально признан аварийно-опасным, то немедленно проводится анализ – по какой причине именно в этом месте бьются машины и страдают люди?

Для их ликвидации назначаются определенные работы. Где-то нужно просто изменить разметку и установить новые знаки. А где-то – поставить светофор. Может, потребуются и более серьезные работы – например, установить барьерное ограждение, чтобы разделить транспортные потоки. И, конечно, на этом участке можно установить камеры.

Решение, что действующие правила, надо бы пересмотреть, было принято на очередном заседании Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения. Но как именно планируется их изменить, насколько – решения пока нет. Вопрос пока «находится в проработке», и у каждого из экспертов есть по этому поводу свое мнение.

У всех есть понимание, что действующие правила «устаревшие и неэффективные». Хотя бы потому, что, если на каком-то участке дороги сейчас часто происходят серьезные аварии – придется ждать год, чтобы объявить его «аварийно-опасным» и получить дополнительное финансирование на решение проблемы.

Или вопрос – почему длина не должна превышать 200 метров? Даже если навести порядок на этом отрезке, то очаг аварийности… может плавно переместится на соседний (такое, увы, бывает!). А почему не учитываются ДТП без пострадавших? Логично было бы подумать и о нормативе по таким авариям. Ведь, согласитесь, есть «узкие места», где постоянно возникают пробки, и, как следствие – случаются многочисленные мелкие ДТП. Без пострадавших, но из-за них движение еще больше тормозится. И такой участок надо побыстрее «расширить», а это требует средств… Но – делать это надо!

Как обстроит ситуация на скоростных дорогах?

За 2024 год число ДТП на дорогах Госкомпании «Автодор» снизилось на 3,5% по сравнению с предыдущим. Больше всего происшествий было по причине лихачества, невнимательности и превышения скорости (47% от общего количества ДТП). Также риск увеличивается в случае остановки на обочинах и проезжей части.

Возвращаясь к статистике аварийно-опасных участков – на трассе М-1 «Беларусь» в 2023 году их было 7, а через год осталось только 4, причем количество ДТП с пострадавшими сократилось на 9%, а число аварий из-за недостатков состояния дороги – на 71%. А на самой протяженной трассе Госкомпании «Автодор» М-4 «Дон», длиной более 1,5 тыс. км, количество аварийно-опасных участков за год сократилось с 32 до 30, как и количество ДТП с пострадавшими тоже снизилось.

-2

Сегодня шанс попасть в аварию на скоростной платной трассе в 2-3 раза ниже, чем в среднем на дорогах страны, и это факт. Для повышения безопасности ведется постоянная работа – устанавливаются инновационные ограждения, дорожные знаки, применяются современные технологии и элементы обустройства дороги.

Отдельный вопрос – по установке камер фотовидеофиксации.

Камеры, конечно, работают как очень эффективный метод борьбы по предупреждению аварий, но не сами по себе, а в комплексе с другими решениями – инженерными, например. Поэтому я с осторожностью отношусь к призыву – разрешить их устанавливать сразу, без причин на то. Тем более, что никто не запрещает установку камер дорожным организациям – для анализа трафика, изучения причин нарушений (но без возможности выписывать штраф). Чтобы потом, в случае чего, уже иметь варианты решения проблем.

Но эти все решения будут разрабатывать специалисты, и, думаю, в следующем году будут внесены некие изменения в правила определения аварийно-опасных участков. Чтобы количество аварий на них резко сократилось (как и количество самих участков). А что делать нам, автомобилистам, особенно, если вы считаете, что на таком-то отрезке вашей дороги есть опасные места, где могут происходить аварии? И вы можете даже предложить свое решение этой проблемы? Обращайтесь по этому поводу в организацию, которая обслуживает эту трассу, в Госавтоинспекцию, в органы местной власти… Инициатива тут приветствуется. Так, по статистике, практически половина всех дорожных ремонтов в Московской области происходит после обращений жителей через интернет-портал «Добродел» (это такая «единая книга жалоб и предложений области»). Так что, как видите – помогает!

И напоминаю, что в случае, если у вас возникли проблемы на скоростной платной дороге, вы можете совершенно бесплатно позвать на помощь аварийного комиссара. Для этого позвоните по короткому номеру *2323.

Автор: автоэксперт Игорь Моржаретто