-Сударь, я не возьму ни копейки из своего выигрыша, предлагаю последний шанс отыграться: все это, - граф равнодушно кивнул на стол, заваленный векселями и банкнотами, - против княгини!
Присутствующие ахнули: даже предлагать такое было неслыханным делом! Видано ли, требовать поставить на кон человека! И не девку крепостную, которым цена 3 копейки - пара, а достойную женщину, дворянку, княгиню, да что там, жену безнадежно проигрывавшего неудачника.
-Ну-с, я жду Вашего решения, - Лев Кириллович смотрел на князя Голицына спокойно и насмешливо. - Все это - на Марию Григорьевну.
Руки князя нервно дрожали, глаза блестели лихорадочным огнем: он проигрался в пух и прах. Все его состояние теперь ему не принадлежало, проклятый Разумовский его разорил вчистую! Но как поставить на кон жену? Это же скандал, да ему руки никто не подаст после этой карточной игры! Мысли вихрем проносились в голове.
"А на что мне жена, которую не на что будет содержать? А если удача улыбнется, то останусь и при супруге, и при капиталах. Эх, была не была, терять-то нечего!"
После заметного колебания, нервно сглотнув, жестом Александр Голицын пригласил противника за стол. Да, в России, случалось, из-за женщин стрелялись, но тут из-за женщины схлестнулись двое в ином поединке - за карточным столом.
Машенька Вяземская появилась на свет в 1772 году, по рождению она была княжной старинного рода, с сестрой они были приняты ко двору, стали фрейлинами императрицы Екатерины Алексеевны. Вяземские могли похвастаться именем, но дела их были расстроены. Сестра Евдокия была старше Машеньки на 13 лет, к тому времени, она уже определилась с тем, что выберет духовную стезю, так что родители могли уповать только на выгодный брак младшей дочери.
16-летняя Маша новость о том, кто назначен ей в мужья встретила слезами: более отвратительную партию надо было еще поискать! Князь Александр Николаевич Голицын был молод и недурен собой, но в обществе успел снискать очень дурную славу.
-Грубиян каких не сыщешь! - был единодушен приговор московских матрон. - 40 тысяч душ не стоят того, чтобы терпеть этого самодура! Я бы никогда за него дочь не отдала.
А Вяземские отдали. Голицын не демонстрировал любви к невесте в период жениховства, не выказал ее и после свадьбы. Когда только что обвенчанная пара вышла на крыльцо церкви, Александр язвительно улыбнулся юной супруге:
-Мадам, надеюсь мои мужики стоят того, чтобы ночью Вы продемонстрировали мне достаточную пылкость?
Юная новобрачная побледнела и закусила и без того бескровную нижнюю губу: с ее замужеством было все достаточно ясно. Вскоре княгиню Марию Голицыну в свете прозвали "печальной красавицей". О, она действительно была хороша: тоненькая брюнетка с копной вьющихся волос, с выразительными большими глазами. Такие глаза называют "очи". Только очи эти туманились от непролитых слез: в браке Мария была несчастна.
-Он промотал почти все свое состояние! - шептались в обществе. - Ради чего Вяземский погубил такую дочь? Это же бриллиант чистой воды, угодивший в лужу.
Брат Марии был женат на племяннице гетмана Кирилла Разумовского, брата фаворита царицы Елизаветы, в его доме Машенька и встретилась с дядей жены брата Львом Кирилловичем Разумовским. Между ними была внушительная разница в возрасте - 13 лет, но Лев Кириллович и в среднем возрасте был очень хорош собой, унаследовав знаменитую красоту казацкого рода Розумов из которых вышли царицын фаворит с братом.
Какими глазами он смотрел на Машу! Муж за годы брака ни разу так не взглянул, хотя она была верной и послушной женой. Это было трудно, но она старалась, а Голицын не ценил, да и не умел оценить.
Разумовский был влюблен как мальчишка, он спать не мог, он есть не мог без княгини. И не мог оскорбить ее предложением тайных встреч. Да и не нужны ему были тайные встречи, он хотел владеть этой женщиной безраздельно: пробудить смешинки в ее глазах, услышать ее ласковый голос поутру, пить с ней чай на летней веранде в имении, дарить драгоценности и читать стихи.
Мария Григорьевна, которой было всего около 27 лет и которая уже десять лет мучилась в несносном браке, себе не признаваясь, тоже ждала мимолетных встреч с Разумовским на балах, на приемах, в гостях у брата Николая. Но... судьба ее определена, она замужем, развод немыслим, да и не даст ей муж развод, и она не посмеет опозорить свою честь.
Выход нашел мужчина. Зная о склонности князя Голицына к карточной игре Разумовский сошелся с ним накоротке, мол, он тоже не чужд подобному развлечению, как к способу пощекотать нервы. Как увлечь игромана? Давать ему выиграть на первых порах. Лев Кириллович так и сделал. В тот роковой день игра началась как обычно: Голицын выигрывал "по маленькой", был весел, распаляясь все больше и больше, а в какой-то момент заметил, что удача ему изменила.
Разумовский играл лучше? Наверное, он играл с горячим сердцем, но разум его оставался холоден, он знал, на ЧТО играет. Голицын же начал злиться, допуская досадные оплошности, и оттого, распаляясь все больше. Вокруг стола собрались все присутствующие. Кто-то шепнул, что после такого проигрыша остается только пустить себе пулю в лоб. Но шепот стих, когда на кон князь Голицын безбожно поставил венчанную жену.
И взвыл, проиграв не только Машеньку, но и собственную честь! Разумовский же, спокойно кивнул на долговые расписки и деньги: "Забирайте, князь, это Ваше, я выиграл больше, чем Вы когда-либо сможете себе представить".
Знаменитая игра состоялась между 1799 и 1801 годом, точной даты нет. Но в свете словно взорвали бомбу, свидетели выигрыша Разумовского разнесли новость по своим домам: с вечера, когда Голицын проигрался, его жена и Разумовский уехали вместе.
Была ли оскорблена Мария Григорьевна, что стала карточным призом? Несомненно. Но самое большое оскорбление ей нанес муж, а Разумовский лишь сыграл на его пороках, к тому же, она была влюблена и... избавлена от необходимости жить с моральным инвалидом, которым считала своего супруга.
Кстати, проигранная в карты жена легко смогла получить развод! Неслыханное дело в империи, незыблемо стоявшей на тезисе святости брака. Церковь тоже была глубоко оскорблена тем, как Голицын растоптал священные брачные узы.
Мария получила свободу и в 1802 году они с Разумовским обвенчались. Даже бывший муж не был против. Неожиданно заартачились великосветские дамы! Те, которые еще вчера сочувствовали Машеньке Голицыной, наотрез отказались принимать в своих домах графиню Разумовскую.
-Это безнравственно! Да, с Голицыным ей следовало развестись, но не сходиться же тут же с Разумовским!
Родня новобрачного тоже была в шоке и принимать невестку не торопилась. Потихоньку сопротивление Московских кумушек было сломлено: дамы, отказывавшиеся принимать Марию Григорьевну у себя, с удовольствием танцевали на балах, которые устраивались в доме ее второго мужа на Тверской. Да и родня Разумовского вскоре сдала непримиримые позиции.
На дном из балов у наместника Москвы были и Разумовские, и посетивший город император Александр Первый. Государь неожиданно для всех пригласил на танец Марию, сказав по-французски: "Госпожа графиня, не окажете ли вы мне честь потанцевать со мной польку?" Графиня - это титул Марии по второму мужу! Так в 1809 году брак и оказался признанным официально.
Не узнаете? Считается, что история Марии Вяземской-Голицыной-Разумовской легла в основу поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова "Тамбовская казначейша":
Она на мужа посмотрела
И бросила ему в лицо
Свое венчальное кольцо...
Разумовские были очень счастливы. Только общих детей им не было дано, зато они взяли троих приемных: Ипполита Подчасского, будущего сенатора и двух девочек. Сплетники говорили, что мальчик и девочки - дети Разумовского от незаконной связи с Прасковьей Соболевской. Даже если и так, кому какое дело? Разумовских, привыкших, что о них говорили, говорят и будут говорить, это точно не волновало.
В 1818 году Мария Григорьевна овдовела. Тяжело переживая утрату любимого, она еще была вынуждена судиться с одним из деверей, который оспорил законность брака. Суд она выиграла. Когда графиня оправилась, она с удовольствием бывала в свете, ее принимали, к ней была благосклонна императорская семья.
В 1818 году Мария Григорьевна переехала в Санкт-Петербург, подарив свой великолепный дом брату. В 1831 году в этом особняке располагался английский клуб, сейчас в нем музей истории современной России.
В столичном салоне Разумовской почитали за честь впервые показаться в свете юные дебютантки, как называли девиц, которые только начали выезжать и носить взрослые длинные платья. Три великих княжны, дочери императора Николая Павловича тоже дебютировали у графини Разумовской.
Есть и анекдот: супруга великого князя Михаила Павловича высказала желание купить у графини Разумовской ее имение Карловку на условиях ренты. Разумовской в 1840 году было уже почти 70, мол, долго ли проживет женщина, хотя в 60 лет графиня великолепно держалась в седле и сохраняла моложавый вид, следила за модой и с удовольствием наряжалась. Так и вышло, сделка великой княгине Елене Павловне казалась идеальной, но Мария Григорьевна прожила после заключения договора больше 20-ти лет!
Скончалась любовь графа Льва Разумовского, выигранная им в карты у незадачливого мужа в 1865 году, в возрасте 93-х лет, пережив свою любовь почти на полвека! Упокоилась Мария рядом с мужчиной, подарившим ей счастье.
О сестре Марии Разумовской и казачке Розумихе:
Мой канал в Телеграм, где много фактов, исторических фото и многое друге. Для тех, кому удобнее в МАХ.