Найти в Дзене
Ридус

Эффект дежавю: новая сделка между Китаем и США не решит фундаментальные проблемы

Оглавление
   Дональд Трамп, Си Цзиньпин. Архив © wikipedia.org
Дональд Трамп, Си Цзиньпин. Архив © wikipedia.org

США и Китай, по всей видимости, согласовали рамки торгового соглашения в преддверии встречи их лидеров Дональда Трампа и Си Цзиньпина на этой неделе. В воскресенье переговорщики из двух крупнейших экономии мира объявили, что за два дня в Малайзии достигли ряда соглашений по вопросам, охватывающим тарифы, транспортные сборы, фентанил и экспортный контроль. В частности, предполагается, что Китай отложит расширенный режим лицензирования редкоземельных металлов, а США откажутся от угрозы запредельных пошлин на китайские товары.

Это ознаменовало значительное снижение напряжённости после недавнего потока угроз о введении тарифов и новых ограничений экспорта, грозивших подорвать двусторонние отношения.

Президент Дональд Трамп заявил журналистам в понедельник, что «действительно доволен» сделкой с Китаем. Но независимые эксперты не спешат радоваться.

   Дональд Трамп. © wikipedia.org
Дональд Трамп. © wikipedia.org

У обозревателя Reuters Джейми Макгивер это вызвает чувство дежавю. Он напоминает схожее заявление американского президента в Truth Social 11 июня: «Наша сделка с китаем заключена и подлежит окончательному утверждению председателем Си и мной. Отношения отличные!»

Как оказалось впоследствии, сделка не была заключена, а отношения были не очень хорошими. Настолько, что Пекин в начале этого месяца ввёл дополнительные ограничения на экспорт редкоземельных металлов, а Вашингтон ответил угрозой введения пошлин в 100% на поставки товаров из Китая в США. Министр финансов США Скотт Бессент также публично раскритиковал главного китайского переговорщика по вопросам торговли Ли Чэнгана, назвав его «неадекватным».

На фоне оптимистичных сигналов из Белого дома китайская сторона занимает более осторожную позицию.

Временная стабильность

С одной стороны, любая сделка, которая исключит наихудший сценарий краха торговли между США и Китаем, - это хорошая новость, отмечает Макгивер. Если эта угроза будет устранена, мировая экономика продолжит кое-как справляться с трудностями, а рынки «растают» на фоне мер политического стимулирования, оптимизма в отношении искусственного интеллекта и солидных корпоративных прибылей.

Однако фундаментальные разногласия по поводу национальной безопасности, как и заявленная Трампом главная задача по восстановлению торгового баланса, остаются неизменными. И какое бы соглашение ради сохранения репутации ни заключили Трамп и Си, оно просто отложит решение проблемы в долгий ящик.

«Выбор лёгких путей изначально усложняет дальнейший путь, поскольку оставляет жёсткие конфликты с высокими ставками напоследок. „Великая сделка“ требует решения глубоких разногласий по вопросам государственных субсидий, конкуренции в сфере технологий и национальной безопасности - областей, где фундаментальные модели обеих сторон расходятся», - сказал Bloomberg научный сотрудник Университета Цинхуа в Пекине Сунь Чэнхао.

Это означает, что в ближайшие годы более вероятным станет заключение ряда более мелких секторальных соглашений путем постоянного диалога, добавил он.

«Сейчас обе стороны, похоже, сосредоточены прежде всего на стабильности. Но ни один из основополагающих принципов их отношений не изменился», - заявил телеканалу Bloomberg Television Дэниел Критенбринк, партнёр компании The Asia Group и бывший помощник госсекретаря США по делам Восточной Азии и Тихоокеанского региона.

«Опасная новая глава»

Грейс Фань из TS Lombard в пятницу предупредила, что «новая опасная глава в геополитике и мировой торговле» открыта, независимо от того, как пройдёт встреча Трампа и Си Цзиньпина. Ставки высоки, ни одна из сторон не хочет, чтобы её видели отступающей, и обе будут чувствовать, что у них на руках козыри.

Трамп возглавляет крупнейшую в мире экономическую, финансовую и военную сверхдержаву, и каждая торговая сделка, подписанная им в этом году, была выгодна США.

Между тем, у Си есть огромные рычаги влияния на то, что нужно США, - редкоземельные элементы, которые используются повсюду: от литий-ионных аккумуляторов и полупроводников до мобильных телефонов, авиационных двигателей, светодиодных телевизоров, электромобилей и военных радаров. И было бы наивно полагать, что временное снятие Китаем экспортного контроля, если это является частью какой-либо сделки, положит конец всему.

   Си Цзиньпин. © wikipedia.org
Си Цзиньпин. © wikipedia.org

Вместо этого обе стороны склонны использовать «сделку» как возможность укрепить собственные слабые стороны, чтобы обеспечить себе более выгодное положение в случае нового обострения напряженности, будь то дальнейшая диверсификация экспортных рынков Пекином или диверсификация источников важнейших полезных ископаемых Вашингтоном.

Нечто более «монументальное»

Одним из главных выводов ежегодных встреч Международного валютного фонда и Всемирного банка в Вашингтоне в этом месяце стало то, что решение Китая использовать свое влияние на США в сфере редкоземельных металлов сигнализирует о новом и более опасном этапе этой геополитической борьбы.

Заместитель председателя S&P Global Дэниел Ергин заявил в ходе дискуссии, что доверие между США и Китаем «исчезло». Президент Goldman Sachs Джон Уолдрон на другой встрече отметил, что между двумя странами происходит «что-то более важное». В частных беседах многие делегаты были настроены еще более пессимистично.

Однако пессимизм не был характерен для финансовых рынков в последние шесть месяцев: на прошлой неделе акции в Японии, Австралии, Южной Корее, Великобритании, Франции и США достигли исторических максимумов.

В понедельник многие рынки подскочили еще выше в преддверии встречи Трампа и Си Цзиньпина, ожидаемой в четверг, поскольку инвесторы посчитали, что временная торговая сделка лучше, чем ее отсутствие вообще.