Найти в Дзене
ГК «ПСК»

Карповка — граница двух островов. Прогуляемся?

Где жил эмир, советская элита и даже у актрисы был свой особняк — на Карповке! В этой статье виртуально пройдемся в районе набережной реки, которая соединяет два острова. Посмотрим на памятники архитектуры — доходные дома Имперского Петербурга и не только. При основании города Петр I приказал превратить нетронутый остров в аптекарский огород для выращивания лекарственных трав. Так он получил название — Аптекарский остров. Здесь же создали Инструментальную избу для производства медицинских инструментов. Память о ней сохранилась в названии Инструментальной улицы. В XVIII веке вся жизнь острова была связана с Медицинским ведомством. С началом XIX века район стал модной дачной местностью. К XX веку на тихой окраине выросли доходные дома. В предреволюционные годы сформировался узнаваемый архитектурный облик этой части Петербурга. Каменноостровский проспект, 44Б Во второй половине XIX века Бухара, Хива и Самарканд стали вассальными государствами Российской империи. Эмиром Бухары в начале XX
Оглавление

Где жил эмир, советская элита и даже у актрисы был свой особняк — на Карповке!

В этой статье виртуально пройдемся в районе набережной реки, которая соединяет два острова. Посмотрим на памятники архитектуры — доходные дома Имперского Петербурга и не только.

Зарождение острова

При основании города Петр I приказал превратить нетронутый остров в аптекарский огород для выращивания лекарственных трав. Так он получил название — Аптекарский остров.

1737 План императорского города Санкт-Петербурга, источник: https://retromap.ru
1737 План императорского города Санкт-Петербурга, источник: https://retromap.ru

Здесь же создали Инструментальную избу для производства медицинских инструментов. Память о ней сохранилась в названии Инструментальной улицы.

В XVIII веке вся жизнь острова была связана с Медицинским ведомством. С началом XIX века район стал модной дачной местностью.

К XX веку на тихой окраине выросли доходные дома. В предреволюционные годы сформировался узнаваемый архитектурный облик этой части Петербурга.

Дом Эмира Бухарского

Каменноостровский проспект, 44Б

Во второй половине XIX века Бухара, Хива и Самарканд стали вассальными государствами Российской империи. Эмиром Бухары в начале XX века был Сеид Алим-хан — наследный принц, получивший военное образование в Петербурге.

Сеид Мир Мухаммед Алим-хан, эмир Бухарского эмирата, 1911 год, фотография С. М. Прокудина-Горского, общественное достояние, источник: Википедия
Сеид Мир Мухаммед Алим-хан, эмир Бухарского эмирата, 1911 год, фотография С. М. Прокудина-Горского, общественное достояние, источник: Википедия

Сеид Алим-хан участвовал в строительстве Соборной мечети в Петербурге. Он приобрел участок и профинансировал строительство. Мечеть возводили по проекту архитекторов Васильева, Кричинского и фон Гогена.

Дом Эмира Бухарского, фото ГК «ПСК»
Дом Эмира Бухарского, фото ГК «ПСК»

В 1913 году эмир заказал архитектору Степану Кричинскому дом на Каменноостровском проспекте.

Дом выполнен в неоклассическом стиле с элементами неоренессанса: фасадный корпус — для личного пользования, два дворовых — как доходные. Фасад отделан шишимским мрамором с Урала — единственным примером его применения в Петербурге. На фасадах внутренних дворов — изображения полумесяцев, символов ислама.

Жить в доме эмиру не довелось. Началась Первая мировая война, затем революция. Дом перешел советской власти, квартиры превратили в коммуналки. Сеид Алим-хан бежал в Афганистан, где прожил до 1944 года. На своей могиле он завещал написать: «Эмир без родины жалок и ничтожен. Нищий, умерший на родине, — воистину эмир».

Дом Ленсовета

Каменноостровский проспект, 42

Американский Скетинг-ринг, Марсово поле, 4, источник: https://www.citywalls.ru
Американский Скетинг-ринг, Марсово поле, 4, источник: https://www.citywalls.ru

В начале XX века в Петербурге вспыхнула мода на роликовые коньки. Катание стало индустрией: скетинг-ринги открывались на Невском, Литейном, в Павловске, Сестрорецке и Озерках. Осенью 1910 года построили огромный ринг на Марсовом поле. В январе 1911 года открыли Спортинг-палас со скетингом на Каменноостровском проспекте, 42 — коммерческий проект братьев Башкировых.

Мода исчезла так же быстро, как и появилась: с конца 1912 года скетинги начали закрываться или переоборудоваться в кинотеатры. Индустрию подкосило открытие первого в России катка с искусственным льдом в развлекательном саду «Аквариум». Здание ринга на Марсовом поле снесли в 1914 году — это стало символом конца городского «помешательства». Спортинг-палас братьев Башкировых в 1930-е был перестроен и превратился в ДК Ленсовета.

Дома Барановской и Дальберга

Большой проспект Петроградской стороны, 83 и Большой проспект Петроградской стороны, 106

Старт гонки на Каменноостровском циклодроме, 1897, общественное достояние, источник: Википедия
Старт гонки на Каменноостровском циклодроме, 1897, общественное достояние, источник: Википедия

В конце XIX века на участке от набережной Карповки до площади Льва Толстого находился велодром. Его трибуны на 10 000 зрителей были выполнены в неорусском стиле, популярном при Александре III и Николае II. С появлением авиации в начале XX века публика перешла на Комендантский аэродром, велодром стал убыточным. Его ликвидировали, а территорию отдали под строительство доходных домов.

За полтора года на освободившемся месте выросли доходные дома Барановской и архитекторов Дальберга и Кохендерфера. Их фасады вышли на набережную Карповки.

Доходный дом А. Д. Барановской, фото ГК «ПСК»
Доходный дом А. Д. Барановской, фото ГК «ПСК»

Дом на набережной Карповки, 6 построен в 1911–1912 годах архитектором Вейсом для Антонины Дмитриевны Барановской — жены Виктора Петровича Барановского, директора «Русско-Балтийского судостроительного и механического акционерного общества» и «Акционерного общества механических заводов». Дом занял большой участок, включал 200 квартир (от 2 до 7 комнат). В нем размещалась контора акционерного общества, принадлежавшего мужу хозяйки.

Дом сохранил детали интерьера: историческую плитку, витражи, кованые решетки и печи. С фронтона дома со стороны Большого проспекта исчезла скульптура орла работы Обера — копия статуи с Дома компании Зингер. В 1990-е ее увезли на реставрацию, и орел исчез.

На противоположной стороне Большого проспекта, на набережной Карповки, 8, в то же время построили доходный дом для архитекторов Дальберга и Кохендерфера. Он возведен по их собственному проекту. В доме — полувинтовые лестницы и витражи.

Первый дом Ленсовета

Набережная реки Карповки, 13

В начале 1930-х, когда большинство жило в коммуналках, построили «дом мечты» с просторными квартирами и современными удобствами. Первый жилой дом Ленсовета на Карповке, 13, построен к 1935 году по проекту Левинсона и Фомина. Он предназначался для партийных руководителей, ученых и деятелей искусства.

В доме — 76 квартир (от 2 до 6 комнат), некоторые — двухэтажные с дубовыми лестницами. Квартиры имели ванные, встроенную мебель и шкафы для подогрева еды — прототипы микроволновок. Дом был многофункциональным: здесь работали прачечная, парикмахерская, детский сад, магазин, жили обслуживающие сотрудники. Вогнутый фасад аккумулировал солнечный свет. Здание поднято на высокий стилобат — защиту от наводнений.

Похороны Кирова, 6 декабря 1934 года, общественное достояние, источник: Википедия.
Похороны Кирова, 6 декабря 1934 года, общественное достояние, источник: Википедия.

Самую просторную квартиру отвели Сергею Мироновичу Кирову, но он не успел в нее переехать — 1 декабря 1934 года на него совершили покушение. Пустующую квартиру передали семье старшего сына Алексея Толстого — профессору Никите Толстому. О детстве в этом доме вспоминает Татьяна Толстая.

Особняк Савиной

Улица Литераторов, 17

Мария Савина и Анатолий Молчанов, общественное достояние, источник: Википедия
Мария Савина и Анатолий Молчанов, общественное достояние, источник: Википедия

Роскошный особняк на рубеже XX века Анатолий Евграфович Молчанов подарил жене — актрисе Марии Гавриловне Савиной. Молчанов был председателем правления Русского общества пароходства и торговли и поклонником Савиной. Когда между ними возникло чувство, он решил преподнести ей особняк, связанный с ее творческой жизнью.

Проект разработал и возглавил строительство архитектор Михаил Гейслер. Дом построен в 1907 году. На первом этаже — библиотека, кабинет, столовая и комната для театральных костюмов. На втором — гримерная, гардеробная и жилые помещения. Особенность интерьера — витражи на заказ, посвященные театральным ролям хозяйки.

Счастье в доме длилось недолго. В 1915 году скончалась Мария Гавриловна Савина. Для мужа это был удар. Он решил создать музей в ее память и в 1918 году передал его государству с имуществом и деньгами на содержание.

Подстанция на Карповке

Набережная реки Карповки, 15/14

Трамвайная дорога на Неве, примерно 1900 год, общественное достояние, источник Википедия.
Трамвайная дорога на Неве, примерно 1900 год, общественное достояние, источник Википедия.

Трамвай — неотъемлемая часть Петербурга, но первый трамвай прошел не по улицам, а по льду Невы — зимой 1895 года. Акционеры конки имели монополию на перевозки, поэтому инвесторы трамвая использовали лазейку: ледовые перевозки не были ограничены. Линию устраивали каждую зиму до 1910 года. Постепенно трамвай вытеснил конку. К 1907 году потребовались электрические подстанции.

Подстанцию построил архитектор Зазерский А. И. Она сочетает эстетику и функциональность модерна: оборудование — в корпусе на улице Литераторов, трехэтажный объем на Карповке — под служебное жилье. Сегодня здание, признанное памятником, остается в эксплуатации Горэлектротранса.

Дом второго общества собственников квартир

Набережная реки Карповки, 19

В дореволюционном Петербурге купить отдельную квартиру было почти невозможно: продавали землю или здание целиком. Большинство горожан, даже состоятельные, жили в съемных квартирах в доходных домах.

В начале XX века появилось новое явление — товарищества собственников квартир. При строительстве в фонд вносили половину стоимости квартиры, остальное — в рассрочку.

Дом построен в стиле модерн в 1912–1913 годах по проекту Алексея Зазерского. Двор — П-образный курдонер, развернутый к набережной. Это решение дало больше света, чем дворы-колодцы, и увеличило число престижных квартир с видом на набережную.

Дом считался одним из самых комфортных в столице: просторные квартиры, лифты, центральное отопление, горячая вода, вентиляция, электричество.

После революции собственники потеряли жилье. Но дом оставался статусным: здесь жили Евгений Замятин, Виктор Коломийцов, Гавриил Морской, Дмитрий Никольский, Венедикт Пушков, Василий Старостин.

Особняк Покотиловой

Каменноостровский проспект, 48

Участок на пересечении набережной Карповки и Каменноостровского проспекта выбрали для особняка Марии Константиновны Покотиловой — вдовы военного-инженера-строителя.

Архитектор Марьян Лялевич спроектировал дом в традициях итальянского ренессанса. Фасад на проспект украшает лоджия из трех арок на гранитных колоннах, эркеры — фризами по мотивам флорентийских барельефов XV века, над верандами — террасы.

Интерьеры выполнены в разных стилях: ампир, эклектика, модерн.

После национализации в особняке размещались медицинские учреждения. Сейчас здесь — Врачебно-физкультурный диспансер.

Доходный дом Покатиловой

набережная реки Карповки, 31к2

Как и многие состоятельные петербуржцы, Мария Покотилова решила приумножить состояние с помощью доходного дома. Проект вновь выполнил архитектор Лялевич. Дом расположен в Карповском переулке, рядом с основным владением.

Доходный дом М. К. Покотиловой, фото ГК «ПСК»

Группа компаний ПСК при реконструкции воссоздала фасады по старым чертежам и фотографиям: барельефы с путти и сатирами, пилястры, балюстрады, маскароны со львами. Эти элементы соответствуют облику здания начала XX века. После реконструкции корпус стал семиэтажным, южные флигели восстановлены, северные остались трехэтажными.

Северная корона

Набережная реки Карповки, 31

Многие помнят отель «Северная корона» на набережной Карповки — недострой, начатый в 1988 году и не завершенный. В итоге он достался ПСК.

Строительство нового дома началось в 2021 году, завершилось в 2023-м. Изначально планировали сменить название, но его оставили — для сохранения исторической преемственности.

Новая «Северная корона» занимает почти половину квартала между Каменноостровским проспектом, набережной Карповки, улицей Попова и Иоанновским переулком. Фасады вдоль набережной протянулись на 250 метров. При проектировании использовали архитектурные приемы прошлого: развернутый к набережной двор-курдонер обеспечивает максимум света и пространства.

Вот мы прогулялись по набережной Карповки и воссоздали образ петербургской окраины начала XX века. Многое в нем остается актуальным. Город, меняясь, сохраняет свой уникальный исторический облик.

Также рядом с Карповкой расположился «Дом с башнями». О нем писали в этой статье.

Рекомендуем ознакомиться с другими нашими прогулками: