Найти в Дзене
PERFORMA(R)

Зачем доставлять себе боль? Этика радикального искусства

Искусство может быть больным, граничащим с ужасом, вызывающим шок. Радикальное искусство – одно из самых ярких и экзотических направлений современного искусства. Художники наносят себе травмы, разрушают пространство вокруг себя, пугают зрителей и намеренно идут на провокацию, ставя под сомнение нормы морали и закон. Однако что это: жажда внимания или отчаянная попытка достучаться до людских сердец? Радикальное искусство: истоки Шаманские ритуалы. Ещё в древности и в даже доисторический период, когда люди жили кланами и племенами, шаманы считались источниками духовных знаний. Они предсказывали будущее, давали советы, лечили с помощью ритуалов и обрядов. Нередко для свершения ритуала нужно было принести богам жертву: шаманы наносили себе увечья, убивали животное или же выбирали подходящего бедолагу из числа людей. Ритуал был способом перехода в духовный мир, обретения высших знаний. Нередко кровавыми и пугающими были обряды инициации – взросления и перехода на новый уровень.  Ницшеа

Ян Фабр «Гора Олимп»
Ян Фабр «Гора Олимп»

Искусство может быть больным, граничащим с ужасом, вызывающим шок. Радикальное искусство – одно из самых ярких и экзотических направлений современного искусства. Художники наносят себе травмы, разрушают пространство вокруг себя, пугают зрителей и намеренно идут на провокацию, ставя под сомнение нормы морали и закон. Однако что это: жажда внимания или отчаянная попытка достучаться до людских сердец?

Радикальное искусство: истоки

Шаманские ритуалы. Ещё в древности и в даже доисторический период, когда люди жили кланами и племенами, шаманы считались источниками духовных знаний. Они предсказывали будущее, давали советы, лечили с помощью ритуалов и обрядов. Нередко для свершения ритуала нужно было принести богам жертву: шаманы наносили себе увечья, убивали животное или же выбирали подходящего бедолагу из числа людей. Ритуал был способом перехода в духовный мир, обретения высших знаний. Нередко кровавыми и пугающими были обряды инициации – взросления и перехода на новый уровень. 

Ницшеанская и нигилистическая философия. Фридрих Ницше верил – искусство должно быть разрушительным и шокирующим, чтобы пробуждать сознание человека и заставлять его изменять своё отношение к миру вокруг. Эта идея о разрушительном характере искусства вдохновила многих художников эпохи глобальных потрясений XX века, когда традиционные представления о мире рухнули, а правила перестали работать.

Дадаизм и авангардные течения. Первая мировая война потоком насилия и крови прокатилась по Европе. Пали великие империи, разрушились красивейшие города. Общество потрясали глобальные перемены – сменялись политические режимы, стала совершенно иной и жизнь простых людей. Как выжить в этом мире насилия и боли? Как найти смысл, если он вообще есть? Этими вопросами задавались художники первой половины века. Дадаизм стал воплощением человеческого отчаяния и страха. Художники-дадаисты, например, Тристан Тцара и Марсель Дюшан, сделали провокацию и шок средствами художественной выразительности, чтобы заявить миру: всё сломалось.

 Марсель Дюшан
Марсель Дюшан

      

В 1960-е перформанс-арт стал направлением радикального искусства. Уже в 1970-е появляются нестандартные и провокационные перформансы, например, Джина Пейн в The Conditioning (1973) садилась за стол перед зрителями и делала себе порезы на руках и ногах с помощью бритвы. Она медленно поднимала руки, наблюдая за реакцией публики, а каждая ранка становилась сигналом тревоги и 

уязвимости. Зрители напрягались, наблюдая, как тело превращается в язык боли и предела восприятия.

Джина Пейн «The Conditioning», 1973 г.
Джина Пейн «The Conditioning», 1973 г.

Боль, шок и травмы: зачем художники идут на крайности?

В том же году (1973) американский художник Крис Бёрден в перформансе "Through the Night Softly" полз на животе по разбитому стеклу, держа руки за спиной. Абсолютно беззащитный и травмирующий себя. Вид его мучений вызывал у зрителей шок. Однако для чего было доставлять себе боль?

Крис Бёрден «through the Night Softly», 1973 г.
Крис Бёрден «through the Night Softly», 1973 г.

Ответ банален – ради искусства. Чужая боль – то, на что сложно не реагировать. Боль в радикальном искусстве служит мощным инструментом для привлечения внимания и вызова эмоционального отклика у аудитории. Художник воздействует на зрителя, всеми силами показывая, как важно услышать его сейчас.

Шок же не даёт аудитории двинуться с места. Люди застывают и думают – что происходит? Из этого остолбенения и абсолютного непонимания после рождается смысл. Немецкий художник Йозеф Бойс в перформансе "Как объяснить картины мертвому зайцу" (1965) использовал шокирующий образ, гуляя по картинной галерее с мёртвым зайцем в руках. Он объяснял тушке смысл каждой увиденной картины, шокированные зрители же подглядывали за этим действом из-за двери. И в чём же был смысл? После показа картин тушке художник сел на скамью, а зрители вошли в зал и начали смотреть экспозицию. Этим странным общением с зайцем художник хотел показать непознаваемость искусства – у искусства нет единого смысла, каждый из нас понимает его по-особенному. А пересказывать искусство – то же, что объяснять что-либо мертвецу.

Йозеф Бойс «Как объяснить картины мертвому зайцу», 1965 г.
Йозеф Бойс «Как объяснить картины мертвому зайцу», 1965 г.

Для Марины Абрамович её тело стало ареной эксперимента, где каждое действие превращалось в вопрос: насколько далеко можно зайти и что значит отдавать контроль другим? В серии перформансов Rhythm Абрамович шаг за шагом проверяла границы — свои и чужие. В “Rhythm 0” она отдала себя на волю зрителей: на столе лежали 72 предмета — от перьев до ножа и пистолета. Каждый мог действовать как угодно. Кто-то осторожно гладил её руку, кто-то ранил. После шести часов перформанса художнице потребовалась медицинская помощь. Этот опыт показал, что абсолютная свобода для зрителя становится экстремальной ответственностью, а для артиста — источником предельной уязвимости.

В “Rhythm 2” препараты лишали контроля, и зрители наблюдали, как воля уступает физиологии. В “Rhythm 5” она лежала в центре горящей звезды, теряя сознание от огня и нехватки воздуха. В “Rhythm 10” она ритмично вонзала ножи между пальцами, фиксируя ошибки под звукозапись, чтобы увидеть, как тело запоминает боль.

Марина Абрамович “Rhythm 10”
Марина Абрамович “Rhythm 10”

Эти эксперименты не про насилие над собой, а про осознание пределов — физической и психологической границы, за которой человек перестаёт быть хозяином своего тела. И здесь возникает главный вопрос радикального искусства: имеет ли искусство право причинять боль себе ради истины и понимания человеческой природы?

Современное искусство продолжает этот разговор. Ярким примером стал перформанс бельгийского художника Яна Фабра «Гора Олимп» (Mount Olympus) — 24-часовой театральный марафон, где тело, время и сознание превращаются в единое поле экстремального переживания. На протяжении суток без антрактов актёры существовали на сцене, проходя через физическое истощение, танец, обнажение, крик, ритуальные действия и моменты абсолютной тишины. Фабр создал пространство, в котором древнегреческие мифы оживают как испытание человеческой выносливости и пределов духа. Зритель тоже становился участником: оставался в зале всю ночь, проходил через усталость, раздражение, восторг и катарсис. «Гора Олимп» вызывала восторги и споры, но главное — возвращала искусству его первоначальную, почти шаманскую функцию обряда.

 

Ян Фабр «Гора Олимп»
Ян Фабр «Гора Олимп»

А где грань: как не превратить перформанс в кровавый парад?

Радикальное искусство показывает, насколько далеко готов зайти человек. Это освоение пространства за границами привычного и допустимого. Люди пугаются, плачут, удивляются и переживают с художником непростой творческий процесс. Однако у всего должен быть предел. Каким должен быть радикальный перформанс, чтобы не стать трешем?

Добровольное включение зрителя в процесс. Художник и другие участники не вправе насильно заставить зрителя принимать участие в действе, особенно если оно ему не нравится.

Чёткое соблюдение границ. Все правила взаимодействия проговариваются заранее, до начала перформанса, или же оформляются текстово в месте взаимодействия гостя с пространством. Остальное же – на ответственности художника и организатора.

Соблюдение принципов гуманизма и морали. Радикальный перформанс может выглядеть жестоко и антигуманно, однако насилие это зачастую – риск художника в отношении самого себя. Это его осознанный выбор. Зритель же не должен страдать физически и получать травмы. Если же зрителю позволено взаимодействовать с художником в свободной форме, он должен помнить о правилах уважения человека к человеку, сколько бы свободы ему не было дано.

Нет эксплуатации животных. Коста-риканский художник Гильермо Варгаса в перформансе “Экспозиция 1” (2008) посадил на цепь голодную уличную собаку и поставил перед ней миску с едой, но так, что та не могла дотянуться. Подобное жесткое обращение с животными выходит за рамки этики и вызывает общественное и правовое осуждение. 

Нравится далеко не всем: цензура и судебные кейсы

Радикальный перформанс, конечно же, нередко становится объектом внимания правозащитников, политиков и журналистов. Одни восхищаются смелостью художника, другие – подают на них в суд. Это показывает, насколько полярны позиции общества в отношении подобных перформансов. 

Ярким примером является работа итальянского художника Пьеро Мандзони «Merda d'artista» (1974). Она подверглась жёсткой государственной цензуре в ряде стран, где была презентована. 

Пьеро Мандзони «Merda d’artista», 1974 г.
Пьеро Мандзони «Merda d’artista», 1974 г.

Американский художник Роберт Мэпплторп в 1990 году столкнулся с судебным разбирательством из-за выставки своих фотографий. Его работы были обвинены в порнографическом содержании, что вызвало общественный резонанс. Власть настаивала на цензурировании, поклонники – пытались защитить фотографа. Интересен и фактор влиятельности художника – ведь медийность и статус могут как сыграть на руку, так и привлечь бурю негатива. Если художник является не только творцом, но и популярной в общественных и политических кругах личностью (с хорошей репутацией), это дает ему право влиять на властные отношения как внутри искусства, так и вне его.

Роберт Мэпплторп «Thomas» 1987 г., «Карла Лилия» 1988 г.
Роберт Мэпплторп «Thomas» 1987 г., «Карла Лилия» 1988 г.

Иногда же художники оказываются в центре скандалов. Работа Ханса Хааке «Штучный газон» (1971) критиковала корпоративное вмешательство в искусство и коррупцию. Хааке подготовил разоблачение бизнесмена, занимавшегося мошенничеством и поддельными сделками, и выразил его в формате инсталляции. Однако выставка художника была со скандалом отменена.

Ханс Хааке «Штучный газон» (1971)
Ханс Хааке «Штучный газон» (1971)

Границы допустимого в искусстве постоянно пересматриваются, и нет однозначного ответа: что является дерзким экспериментом, а что – нарушением норм. В этом заключается сложность баланса между свободой самовыражения художника и моральными нормами. Творец взывает к участию и эмоциям публики, но рискует здоровьем и репутацией, и последствия зачастую оказываются непредсказуемыми.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы узнавать больше об искусстве перформанса

И не пропустите новое событие фестиваля перформативных искусств PERFORMA(R) 24 ноября. В Большом читальном зале «Ленинки» состоится иммерсивная инсталляция Silent Opera — уникальный проект, где опера, театр и современное искусство соединяются в одном пространстве. Барочная музыка, электронные аранжировки, голос и свет создают историю о поиске внутреннего героя.

Подробнее

Автор текста: Ангелина Картунова