Найти в Дзене
Чё там делать?

Музей политической истории России

Если говорить о жизни последнего русского императора, то стоит обратить внимание на одно примечательное здание на Петроградской стороне - особняк Матильды Кшесинской. Однако за фасадом памятника эпохи модерна сегодня скрывается куда больше, чем просто изысканная архитектура. Матильда Кшесинская - танцовщица императорской сцены, звезда мирового уровня, женщина, чьё имя знали не только в России, но и в Европе. В 1890-е годы она была близко связана с наследником престола - цесаревичем Николаем. Их роман закончился в день смерти Александра III, когда новый император взошел на престол и женился на Алисе Гессен-Дармштадтской, ставшей императрицей Александрой Федоровной. После Февральской революции особняк оказался в руках большевиков, с его балкона выступал Владимир Ленин, только что вернувшийся в Россию из эмиграции. Сегодня в особняке, соединенном с соседним домом Брандта красивым атриумом, размещается Музей политической истории России. Честно говоря, местная экскурсия оказалась немного р

Если говорить о жизни последнего русского императора, то стоит обратить внимание на одно примечательное здание на Петроградской стороне - особняк Матильды Кшесинской. Однако за фасадом памятника эпохи модерна сегодня скрывается куда больше, чем просто изысканная архитектура.

Матильда Кшесинская - танцовщица императорской сцены, звезда мирового уровня, женщина, чьё имя знали не только в России, но и в Европе. В 1890-е годы она была близко связана с наследником престола - цесаревичем Николаем. Их роман закончился в день смерти Александра III, когда новый император взошел на престол и женился на Алисе Гессен-Дармштадтской, ставшей императрицей Александрой Федоровной. После Февральской революции особняк оказался в руках большевиков, с его балкона выступал Владимир Ленин, только что вернувшийся в Россию из эмиграции.

Сегодня в особняке, соединенном с соседним домом Брандта красивым атриумом, размещается Музей политической истории России. Честно говоря, местная экскурсия оказалась немного разочаровывающей - скорее обзор выставок, чем полноценное погружение в эпоху - но даже в таком формате у сотрудников музея получилось поднять важные и болезненные для общества темы как сегодняшнего дня, так и вековой давности.

Вот, к примеру, улица Степана Халтурина в Казани. Проезжая по ней много раз, я никогда не задумывался, что она названа в честь террориста-революционера, который организовал взрыв в Зимнем дворце в 1880 году, покушаясь на жизнь Александра II. Или «дело первомартовцев» - народовольцев, все-таки убивших императора в 1881-м. Художник Василий Верещагин запечатлел этот момент в своей строгой, тяжёлой, без романтических иллюзий картине «Казнь заговорщиков в России», а на месте трагедии был построен Храм Спаса на Крови - один из самых узнаваемых храмов Петербурга, яркий и воздушный, но несущий на себе отпечаток смерти. Контраст между красотой фасада и трагедией в основе его создания - это, пожалуй, одна из самых сильных метафор русской истории.